Комментировать

АСНБ: Кирпич — дефицитный и дорогой. Почему?

Не далее как 15 декабря на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам президент Владимир Путин поднял вопрос о значительном подорожании строительных материалов, в частности — кирпича. В ответ вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что в ряде регионов кирпич подорожал на 40 процентов абсолютно необоснованно.

А чем на самом деле объясняется подорожание керамических стройматериалов? Эти и другие вопросы мы задали директору Ассоциации производителей керамических стройматериалов (АПКСМ) Владиславу Геращенко.

— Напомню, что где-то лет семь назад из-за падения спроса на кирпич и другие керамические стройматериалы упали и цены на них. В те годы востребованность кирпича была минимальной, потому что преобладали альтернативные строительные материалы.

При этом затраты производителей этих материалов не только не остались на прежнем уровне, но и увеличились. Этому способствовали рост цен на газ и электроэнергию, бензин, солярку и другие инфраструктурные составляющие. К этому добавились транспортные ограничения — речь идет о законодательном уменьшении нагрузке на ось, из-за чего приходится «гонять» полупустые машины с продукцией. Произошло повышение налога на землю, поднялась аренда на земельные участки под глиняными карьерами. Добило отрасль и отнесение керамических заводов к первой категории по негативному воздействию на окружающую среду.

Все это привело к тому, что за последние шесть лет практически более 50 заводов закрылись.

Но если прежде закрывались в первую очередь те заводы, где было устаревшее производство, построенные еще во времена Советского Союза, то в последние годы закрылись даже заводы, построенные по последнему слову техники, инновационных достижений и европейского прогресса. Выжили только те заводы, бизнес у которых был диверсифицирован, которые не только выпускали кирпич, но и занимались стройкой, другими видами бизнеса.

В итоге в стране произошло значительное сокращение выпуска кирпича.

Но сегодня строительный рынок начал оживать. Тут и пандемия сыграла свою роль — в связи с ковидными ограничениями в густонаселенных городах у населения возрос интерес к строительству индивидуального жилья на пригородных территориях. К тому же сегодня делаются значительные финансовые вливания в строительство. А для этого требуются стройматериалы, в том числе много кирпича. Потому что кирпичные дома у нас, в России, считаются наиболее комфортными и экологичными, энергосберегающими. Эксплуатация кирпичного дома гораздо дешевле, чем газобетонного или деревянного.

То есть в условиях низких цен (в этом году мы оказались в такой низкой ценовой нише, в какой никогда ранее не бывали) при резком росте спроса возник дефицит. И цены, естественно, взлетели. Это абсолютно нормальный, адекватный ответ рынка на сложившуюся ситуацию.

— Но далее в качестве адекватного ответа рынка должно последовать адекватное увеличение выпуска продукции, в частности кирпича, керамблоков и т.д. Оно последовало?

— Нет. Потому что некому увеличивать выпуск продукции. Как я уже сказал, очень много заводов закрылось.

— Какие меры будут предприняты в данной ситуации? Будут строится новые заводы или, если возможно, открываться закрытые?

— Ни одного кирпичного завода на сегодняшний день не заложено, во всяком случае, у меня такой информации нет. Перепродажа имеющихся мощностей в сегодняшней ажиотажной ситуации происходит, люди пытаются компенсировать те убытки, которые они понесли в период спада спроса на кирпич.

Появились желающие купить кирпичный завод, они обращались непосредственно к нам в ассоциацию — мол, помогите купить. Но на сегодняшний день никто из тех, кто еще недавно пытался продать свои заводы, теперь уже не хочет это делать.

— Эта тенденция к росту индивидуального жилищного строительства, которая сейчас ясно просматривается, особенно в Москве и Подмосковье, будет ли длительной? Построятся те, у кого есть деньги, а потом опять будет спад?

— Трудно однозначно сказать, в том-то и проблема. С 2020 года началась поддержка со стороны «Дома. РФ», они стали выдавать льготные кредиты молодым семьям. Сейчас они выдают кредиты и на индивидуальное жилищное строительство. Мы проводили совещание по этому поводу — эта программа еще сыровата.

Была информация, что по этой  программе в Белгородской области и в Татарстане выдали суммарно около восьми кредитов. Как видим, немного. Дело в том, что выдача таких кредитов — что называется, долгая история. Ведь тут есть и определенные риски для банков в связи с тем, к примеру, что нечего взять под залог, кроме земли.  Но эта программа все-таки, начала работать. Насколько широко она пойдет — пока не понятно. Надеюсь, она будет развиваться, дорабатываться по ходу дела. ИЖС будет увеличивать потребность в керамических строительных материалах.

— Тут, как я понимаю, речь идет не только о кирпиче, можно же строить дома и из керамических блоков?

— Однозначно. Ведь строить из крупноформатных керамических блоков удобно, экономично и быстро. Надеюсь, что этот материал будет востребован для ИЖС. Но на сегодняшний день частнику достать эти блоки довольно проблематично, они также в дефиците, как и кирпич. Ведь когда в строительство стали поступать деньги, весь кирпич разобрали строительные компании и частникам кирпича фактически не осталось.

— А какими могут быть прогнозы на ближайшие год—два?

— К сожалению, сегодня пока нет четкого понимания, как будет дальше развиваться ситуация, насколько будут поддерживать льготную ипотечную программу в дальнейшем, насколько разовьется программа ИЖС…

А пока на эти важнейшие вопросы ответов нет, закладывать новые заводы сегодня вряд ли кто решится. Ведь это дорого, т.к. заводы собираются из импортного оборудования, а программа импортозамещения в этой отрасли пока что не работает. В нашей стране не выпускают оборудование для кирпичных заводов, оно закупается в Европе, где цены очень высокие. А окупаемость таких заводов достаточно длительная. И это при том, что гарантированного спроса нет. Ведь все предприниматели прекрасно помнят, как в 2008-м и в 2014-м годах были такие провалы спроса, что разорились многие заводы. Этот негативный опыт и мешает новому строительству кирпичных заводов.

Кроме того, у нас в стране ежегодно вводятся различные новые меры по утяжелению ведения бизнеса. Например, экологические нормы — это, конечно, хорошо. Но нас отнесли к первой категории по нагрузке на экологию. А это — дополнительная финансовая нагрузка. И при экономических  подсчетах оказывается, что прибыль будет минусовая. То есть совсем уже не прибыль.

И на этом «сюрпризы» не заканчиваются. Например, правительство объявило, что ездить по дорогам за 3-4 рубля на километр — это очень дешево. Нужно переходить к европейским меркам — 5-8 рублей за километр. Поэтому возить кирпич дальше, чем за 100 километров, уже не выгодно. Как я уже говорил, есть ограничение нагрузки на ось. У нас машины 20-тонные, а возить можно только 12 тонн. Дальние перевозки получаются нерентабельными, остаются только локальными, местными. Если раньше в Москву без проблем везли кирпич из Ростова-на-Дону, то сегодня даже из Калуги или Тулы доставка может оказаться слишком дорогой. Новое центральное кольцо (ЦКАД) стало платным, везти стало невыгодно. Нужно только у себя в регионе продавать.

Мы еще не сказали про инфляцию, которая разогнала цены на все сопутствующие товары. Например, поддоны для транспортировки кирпича. Они еще в мае стоили 200 рублей за штуку, а сегодня стоят под тысячу. Возвращать поддоны обратно на завод невыгодно. Из этого вырастает новая проблема — утилизация упаковки. В Европе из поддонов даже строят каркасные дома.

— По всему получается, что сегодня нам нужно планирование развития производство в масштабах страны, своего рода «Госплан»?

— Да, сегодня такое планирование нужно, чтобы спаси ситуацию. И тут не надо говорить, что мы, мол, не Советский Союз, и что все урегулирует рынок. Это не так. Например, в Итальянской ассоциации производителей кирпича уже давно ведется планирование производства. Скажем, есть десяток производителей кирпича и есть объекты, где нужен кирпич. Один завод, например, производит 30 млн шт., другой — 100 млн штук кирпича. Ассоциация поровну распределяет весь кирпич: с одного завода столько-то, с другого — столько-то. Первый, скажем, поставит продукцию на те объекты, которые ближе, а второй — на другие, которые дальше. То есть существует поддержка стабильной ситуации производства и сбыта: завод знает, сколько он должен произвести кирпича, и строители уверены, что им поставят нужное им по плану строительства количество. Причем поставят в сроки, определенные программой стройки.

У нас это сделать сегодня, я думаю, невозможно, потому что у нас нет культуры коллективной ответственности бизнеса.

— Так какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?

— Вывод не слишком оптимистичный: подорожание керамических строительных материалов идет из-за их дефицита. И решить эту проблему на сегодняшний день не представляется возможным, потому что многие старые заводы утеряны безвозвратно, а строить новые пока нет желающих.

Ситуация могла бы измениться, если бы, например, государство декларировало план производства кирпича и гарантировало его сбыт сроком хотя бы на пять лет. Тогда бы, возможно, у производителей появился интерес создавать и развивать новые мощности по производству керамических строительных материалов.

— Было бы здорово! Но звучит как новогодняя сказка. Спасибо за беседу!

Беседовал Михаил ЗИБОРОВ

Источник: Агентство новостей "Строительный бизнес"

#стройматериалы
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

345
#стройматериалы

«Северсталь» ожидает дальнейшего снижения цен на сталь на внутреннем рынке

"Северсталь" оценивает дополнительные расходы от введения с 1 августа экспортных пошлин на металлы приблизительно в $200-250 млн, при этом компания ожидает дальнейшего снижения цен на сталь на внутреннем рынке