Комментировать

Переход на ресурсно-индексный метод. Итоги 2023 года

Митяева Н.Б. эксперт по ценообразованию и сметному нормированию
в области производственного строительства, объектов энергетики и ЖКХ

В 2023 году реформирование системы ценообразования и сметного нормирования, которое началось в 2016 году, перешло в активную стадию. Основной целью реформирования системы ценообразования – переход на ресурсный метод (далее – РМ), но переход на него в установленный срок Минстрой Российской Федерации не смог обеспечить. Сложности связаны с наполняемостью Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (далее – ФГИС ЦС) текущими ценами строительных ресурсов, поэтому Минстрой Российской Федерации предложил сначала перейти на ресурсно-индексный метод (далее – РИМ), а по мере наполнения ФГИС ЦС будет происходить поэтапный переход на РМ.

Переход на РИМ стартовал с 1 квартала 2023 года и к концу года на РИМ перешел 71 субъект Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов» (далее- Постановление № 1452) в редакции от 15.04.2022 № 666 переход на РИМ должен был закончиться в 3 квартале 2023 года, но не все субъекты оказались готовы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2023 № 1697 внесены очередные изменения
в Постановление № 1452 и срок перехода на РИМ продлен до 1 квартала 2024 года.
Перенос срока в этом случае, на наш взгляд, носит технический характер, кварталом раньше или позже, все субъекты Российской Федерации и отраслевые компании перейдут на РИМ.
Следует отметить, что обязанность перейти на РИМ есть только у заказчиков, перечисленных
в части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть для заказчиков, строящих за счет бюджета, которые являются бюджетными учреждениями и государственными компаниями с участием в уставном капитале Российской Федерации или субъектов Российской Федерации 50% и более. Для остальных вопрос перехода на РИМ не является обязательным, коммерческие заказчики вправе выбрать себе систему ценообразования по своему усмотрению.

В конце 2023 года можно говорить об опыте применения РИМ, так как некоторые регионы применяют этот метод уже с 1 квартала. В чем суть РМ и РИМ? Вместо единичных расценок
в базовом уровне цен (ФЕР или ТЕР) при базисно-индексном методе (далее – БИМ) применяются государственные элементные сметные норм (ГЭСН), куда подгружаются текущие цены строительных ресурсов. При РМ текущие сметные цены должны быть подгружены в ГЭСН
ко всем строительным ресурсам, а при РИМ в случае отсутствия текущих сметных цен
по материалам, изделиям и конструкциям, оборудованию, а также машинам и механизмам,
в смету в ГЭСН подгружается базовая цена в уровне на 01.01.2022 и индексы по группам однородных строительных ресурсов (далее – ГОСР). В субъектах Российской Федерации количество, размещенных во ФГИС ЦС, текущих сметных цен строительных ресурсов отличается – в одних регионах текущих цен больше, в других совсем немного, поэтому больше будет работать индексный составляющий РИМ.

Так как все разработчики сметных программных комплексов подготовились к переходу на РИМ, сметчики не должны испытывать особые трудности при составлении локальных сметных расчетов. Конечно, необходимо изучить новые алгоритмы составления смет, но это несложно, так как весь процесс подгрузки текущих сметных цен строительных ресурсов и индексов по ГОСР в смету полностью автоматизирован. Разработчики сметных программных комплексов предлагают обучающие материалы, которые собраны на ФГИС ЦС[1]. Сметчики вместо ФЕР
или ТЕР выбирают ГЭСН на нужный вид работ, точно также, как и в БИМ нужно выбрать дополнительные коэффициенты, применяемые при усложненных условиях производства работ, а также коэффициенты, связанные с технологическими особенностями выполнения работ.
При РИМ эти коэффициенты применяются к затратам труда рабочих, времени эксплуатации машин и механизмов и затратам труда машинистов. Прочие и косвенные затраты включаются
в сметные расчеты и сводный сметный расчет также, как и при БИМ, но с некоторыми особенностями, связанными с отсутствием базовой стоимости. Например, пока отсутствует методология определения стоимости затрат на строительный контроль в зависимости от текущей стоимости строительства (действует временный порядок расчета[2]).
Отметим, что Минстрой Российской Федерации подготовил все изменения в методики и нормативно-правовые акты, которые, к сожалению, проходят долгий путь утверждения и регистрации органами исполнительной власти.

К сложностям методологии относится, и тема определения стоимости перевозки грузов.
На сегодняшний день актуализированная методика по определению стоимости перевозки грузов не утверждена, Минстрой Российской Федерации предлагает пользоваться старой методологией и положениями проекта новой методики. Перевозка грузов в соответствии
с пунктом 6 «Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации»», утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр), включается
в прямые затраты. Ранее перевозка грузов относилась на прочие затраты, а изменения методологии связаны с тем, что на основании сметной стоимости, определяемой на этапе архитектурно-строительного проектирования, заказчик перед закупкой составляет проект сметы контракта (договора) по конструктивным элементам, конструктивным решениям или комплексам (видам) работ без использования сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов. А цена таких конструктивных элементов или комплексов работ должна включать в себя прямые затраты, в том числе и перевозку грузов.

В чем же сложность применяя РИМ при определении стоимости перевозки грузов?
Во-первых, стоимость перевозки определяется теперь только в текущем уровне цен по данным ФГИС ЦС, а если нужных видов перевозки или плеча доставки грузов мы не нашли во ФГИС ЦС, то необходимо проводить конъюнктурный анализ цен на перевозку. Во ФГИС ЦС на 4 квартал 2023 года размещены текущие цены на перевозку грузов автомобильным транспортом
(в зависимости от типа дорог и типа автомобилей) только на 300 км. Также размещены цены
на перевозку грузов железнодорожным транспортом, а стоимость аренды железнодорожных вагонов пока отсутствует. Нет данных по перевозке морским, речным и авиатранспортом, поэтому по этим видам перевозки придется запрашивать данные у перевозчиков и делать конъюнктурный анализ цен. Вторая сложность – это определение стоимости дополнительной перевозки материальных ресурсов в соответствии с пунктом 63 Методики № 421/пр.
Точнее сказать, сложность заключается не в самом расчете, а в определении плеча доставки грузов. При БИМ в базовую цену материальных ресурсов включена доставка грузов на расстояние 30 км от центра ценовой зоны субъекта Российской Федерации (письмо Минстроя Российской Федерации от 23.12. 2022г. №70119-ИФ/09 по вопросу учета дополнительных транспортных затрат при формировании сметных расчетов), поэтому мы исключали 30 км, учтенной перевозки и включали нужный показатель плеча перевозки, рассчитывая расстояние до объекта от центра ценовой зоны для всех материальных ресурсов. Для РИМ все по-другому. Текущие сметные цены материальных ресурсов и базовые цены на 01.01.2022 с учетом индексов по ГОСР также включают перевозку грузов на 30 км, но теперь уже не от центра ценовой зоны, а в пределах всей ценовой зоны. Поэтому, чтобы определить плечо перевозки мы должны исходить от объекта и смотреть в радиусе 30 км наличие производителей и поставщиков материалов и оборудования. Если такие есть, мы не добавляем дополнительную перевозку, а если производители или поставщики отсутствуют, то для каждого материального ресурса необходимо разработать индивидуальную транспортную схему.

При этом Минстрой Российской Федерации предлагает в проекте новой методики ответственность за перечень материальных ресурсов, по которым нужно сделать транспортную схему, возложить на заказчика, а далее заказчик должен еще будет и утвердить транспортную схему, разработанную проектировщиком. Проектировщики недовольны такой методикой, поскольку трудоемкость их работы намного увеличится, а заказчики будут или нагружать работой проектировщиков или вообще забудут про дополнительную перевозку, чтобы не брать на себя ответственность за логистику. Пока остается ждать актуализированную методологию и использовать «Методические рекомендации по определению сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства», утвержденную приказом Минстроя Российской Федерации от 04.09.2019 № 517/пр.

Еще одна тема, волнующая сметное сообщество с момента перехода на РИМ – это необходимость пересчета сметной стоимости строительства, определенной базисно-индексным методом. Вопрос: нужно ли пересчитывать уже разработанные проектные сметы базисно-индексным методом в РИМ или нет? Когда начинать работать в РИМ? И много других аналогичных вопросов задают сметчики. С момента перехода субъекта Российской Федерации на РИМ, а этот переход у всех произошел в разные сроки, новые сметные расчеты в составе проектной документации должны быть разработаны уже ресурсно-индексным методом.
То есть, например, Новосибирская область перешла на РИМ в 1 квартале 2023 года (25.02.2023), поэтому при разработке технического задания на проектирование после 25.02.2023 в качестве метода разработки сметной стоимости должен быть указан – РИМ. Если техническое задание на проектирование было утверждено до 25.02.2023 и метод разработки указан – БИМ, то сметная документация может быть разработана с использованием БИМ, пересчет в РИМ не обязателен, если только заказчик не внесет изменения в технической задание. Для Московской области – дата отсчета будет 25.11.2023, так как Московская область перешла на РИМ в 4 квартале 2023 года. Отраслевые компании, которые разрабатывали свои индексы перевода базовых цен в текущий уровень при БИМ, самостоятельно прорабатывают вопрос перехода на РИМ своих отраслей с Минстроем и также планируют осуществить переход на РИМ в 1 квартале 2024 года, как и оставшиеся субъекты Российской Федерации. Поэтому для них точкой отсчета будет – 25.02.2024.

Если проектная смета разработана ранее базисно-индексным методом, заказчики самостоятельно, уже на этапе подготовки документации к закупке, то есть до заключения контракта или договора на выполнение строительно-монтажных работ, могут принять решение о пересчете сметной стоимости строительства, выполненной базисно-индексным методом
в РИМ, но в этом случае необходимо будет повторно проводить проверку достоверности сметной стоимости (пункт 45(13) «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» в редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 06.05.2023 № 717 (далее – Постановление № 145).

Что делать, если необходимо внести изменения в проектную документацию и откорректировать сметные расчеты, разработанные в БИМ в период строительства? В соответствии с пунктом 45 (12) Постановления № 145 корректировка сметной документации осуществляется базисно-индексным методом, если при разработке первичной сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, использовался БИМ. Минстрой Российской Федерации в лице ответственных за ценообразование, сообщил, что ФСНБ-2020 не будет отменяться, по крайней мере, в течение двух ближайших лет, а индексы изменения сметной стоимости для базисно-индексного метода будут также ежеквартально выпускаться, пока достраиваются все объекты, цена которых посчитана БИМ.

Разъяснения и новости ценообразования в том числе, касающиеся перехода на ресурсно-индексный метод регулярно  публикуются в телеграмм-канале «Школа ценообразования»
по ссылке: https://t.me/shkolamityaevoy.


[1] https://fgiscs.minstroyrf.ru/RimDefinitionEstimatedCost/usefull

[2] https://fgiscs.minstroyrf.ru/RimDefinitionEstimatedCost/explanations

#ФГИС ЦС #ресурсно-индексный метод #итоги года
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

56
#ФГИС ЦС

«Дайте право!»: СРО готовы помочь регионам наполнить ФГИС ЦС

Строительным СРО следует предоставить право прямого внесения во ФГИС ЦС информации о ценах на строительные ресурсы, — таким правом сегодня наделены региональные центры мониторинга и ценообразования в строительстве, считает президент НОСТРОЙ Антон Глушков. Кроме того, своевременность перехода регионов на ресурсно-индексный метод определения стоимости строительства должна отражаться на оценке эффективности деятельности глав регионов
39
#ФГИС ЦС

«Карьерный» рост на ФГИС ЦС

На интерактивной карте ФГИС ЦС пополняется справочная информация о размещении действующих месторождений и участков разработки нерудных полезных ископаемых, используемых в качестве строительных материалов и сырья для их производства
28
#городская среда

603 города в России признаны благоприятными для проживания по итогам 2022 года

Рассчитан индекс качества городской среды для 1 117 городов. Его значение составляет 192 балла. Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году – 13,6%