Комментировать

Экономика стройотрядов

Экономика стройотрядов

Дефицит строителей в России составляет около двух миллионов человек, о чем еще в начале года говорил вице-премьер Марат Хуснуллин. Весьма привлекательным выглядит использование в строительстве труда студентов в составе стройотрядов: это и недостающие рабочие руки даст, и будущие кадры пополнит. Однако в полной мере воспользоваться данной возможностью мешает несовершенство нормативной базы.

Комсомольская стройка

История студенческих стройотрядов началась  в СССР. В 1958 году отчетно-выборная конференция комсомольской организации физфака МГУ приняла решение создать первый студенческий отряд, а весной 1959 года 339 студентов-физиков поехали на целину в Северо-Казахстанскую область, где построили 12 жилых домов, телятник, два птичника и крольчатник. Вскоре Всесоюзные студенческие строительные отряды (ВССО) стали программой ЦК ВЛКСМ для студентов высших и средне-профессиональных учебных заведений. Прежде всего, такие стройотряды направлялись на объекты, относившиеся к ударным комсомольским стройкам.

«В 1984-1986 годах в составе стройотряда я участвовал в строительстве двух детских садов и жилых домов в сельских районах Курганской области, — рассказал нашему корреспонденту главный эксперт Управления экономики строительства АО «Институт «Стройпроект» Алексей Ямборисов. — Времена были «дикие», подрядчики были известны заранее, а торги не проводились. Процесс государственного планирования предусматривал не столько определение потребности в финансировании, сколько обеспеченность стройки материалами и установление плановых заданий для их производителей, наличие у подрядных организаций необходимых производственных мощностей, обеспеченность трудовыми ресурсами, и еще затрагивал множество других пустяковых вопросов, которые сейчас считаются неактуальными для планирования и формирования государственных программ».

По его словам, дефицит трудовых ресурсов восполнялся двумя способами: разрешением на организованный набор рабочей силы в других регионах (так называемых «лимитчиков») и направлением на строительство стройотрядов. После утверждения планов вузы получали разнарядку на их формирование, которое начиналось в феврале, в апреле проводилось обучение студентов (примерно две недели по два часа в день) основам той профессии, по которой планировалось их использовать, и технике безопасности. Подрядная организация оплачивала транспортные расходы, обеспечивала помещением и горячим питанием. Строительно-монтажные работы и сопутствующие затраты оплачивались по факту, по формам КС-2 или их аналогам.

Студенты и рынок

В 1991 году ВЛКСМ распустили, и центральный штаб ВССО прекратил свое существование. Вновь о студенческих отрядах заговорили в 2003 году, когда при поддержке Минобразования РФ была создана Общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды» (РСО). По данным сайта организации, за почти 20 лет существования стройотрядов студенты приняли участие в строительстве объектов Олимпиады в Сочи, Универсиады в Казани, Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения, мостовых переходов во Владивостоке в рамках подготовки к саммиту АТЭС, космодромов «Восточный» и «Плесецк», объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года и других объектов.

Чаще всего на стройки привлекают студентов по профилю обучения. Например, около 1 500 студентов электротехнических специальностей работают на объектах ПАО «Россети». Еще полторы тысячи будущих атомных энергетиков — на объектах Госкорпорации «Росатом». Студенты трудились на Нововоронежской, Ростовской, Курской, Ленинградской АЭС, ПО «Маяк», участвовали в строительстве Белорусской АЭС, станций в Китае, Турции, Индии и Бангладеш.

В составе стройотряда студенты работают как плотники, сварщики, каменщики, стропальщики, монтажники, арматурщики, кровельщики, дорожные рабочие и штукатуры-маляры.

По оценке начальника сметного управления АО «Дороги и Мосты» Евгения Мишина, последние 30 лет практики применения стройотрядов практически не было. Положения по учету затрат на их привлечение при определении сметной стоимости строительства перешла из советских СНиПов в МДС 81-35.2004, а затем после его отмены – в приказ Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр.

«Тема стройотрядов начала возникать на повестке дня примерно с 2015 года, возможно, как одно из направлений молодежной политики, так же как организация «Юнармии», ВФСК ГТО, ДОСААФ и другие проекты, — говорит Евгений Мишин. – Но в СССР молодые люди и энтузиазм заполняли некий кадровый вакуум. Это была временная форма организации труда, которая позволяла быстро мобилизовать ресурсы и также быстро их демобилизовать. Сейчас частным предприятиям нужна загрузка, логистические решения и понятная для себя кадровая политика. При реализации контрактов строительные организации действуют в рамках законодательства, условий контракта, проектных решений. Форма стройотрядов обычно не практиковалась, хотя прием и трудоустройство студентов на практику и стажировку не прекращалось никогда».

В чем эффект?

Наверное, главный вопрос, который возникает при обосновании использования труда студентов, будет ли от этого у предприятия экономический эффект. В РСО считают, что он есть, ссылаясь на специфику природно-климатических условий страны, где «строительные работы могут вестись лишь в непродолжительный период летних месяцев, особенно это относится к регионам Сибири и Дальнего Востока».

Многие предприятия не обладают возможностью содержать в штате специалистов круглый год, поэтому привлечение стройотрядов становится эффективным решением. Студенты могут работать в летние месяцы, при этом молодые люди легко обучаемы и инициативны, а в условиях отряда организованны и дисциплинированны.

Как считает председатель комитета Российского союза строителей по молодежной политике и студенческим строительным отрядам Геннадий Громяцкий, так же, как и со штатными работниками, экономический эффект может быть, а может и не быть. Все зависит от того, как компания организовывает трудовой процесс.

«Сами стройотрядовцы оценивают свою работу, основываясь на Единых нормах и расценках. Энтузиазм молодого специалиста, помноженный на хорошо организованный трудовой процесс со стороны компании, приведет к положительному результату», — уверен эксперт.

Представитель генподрядчика «Росатома», директор по строительству АО «Концерн Титан-2» Евгений Яценко отмечает, что экономический эффект – не первостепенная задача.

«В первую очередь мы закрываем сезонную потребность в трудовом ресурсе, участвуем в трудовом воспитании молодёжи страны, многие после выпуска приходят к нам работать в штат от рабочих специальностей до инженерно-технического персонала и вырастают до руководящих должностей, — говорит он. — Это наши затраты на подготовку кадров, потому что после данных сессий человек 10-15 остается специалистами в организации».

Особенности национального нормотворчества

Вместе с тем, частные строительные компании использовать труд студентов не спешат, хотя власть на протяжении последних лет пытается на это строителей подвигнуть. Например, в 2017 году Постановлением Правительства РФ № 806 внесены изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, которыми уточнились требования к содержанию «Проекта организации строительства» (ПОС). Согласно новой редакции подпункт «г» пункта 23 Положения ПОС должен содержать «перечень мероприятий по привлечению для осуществления строительства квалифицированных специалистов, а также студенческих строительных отрядов, в том числе для выполнения работ вахтовым методом».

По информации портала «Единый реестр застройщика» (ЕРЗ), буквальное толкование этой нормы означает, что к каждой стройке должны быть привлечены квалифицированные специалисты, а также студенческие строительные отряды. Однако уже тогда в ЕРЗ предположили, что строители обойдут новое требование. «Любую бригаду можно оформить как «студенческий строительный отряд» и тем самым обеспечить выполнение требований законодательства. Ведь оно пока никак не определяет понятие «студенческий стройотряд», — писали тогда журналисты портала.

Руководитель портала ЕРЗ, представитель Национального объединения застройщиков жилья (НОЗА) Кирилл Холопик, отвечая на вопрос нашего корреспондента, отметил, что застройщики труд студентов не используют. «В строительстве жилья никто (стройотряды) не использует, как и заключенных. Нужны только рабочие высокой квалификации».

В 2019 году Президент России Владимир Путин назвал хорошей идеей определение перечня объектов, в смету строительства которых будут включаться затраты на привлечение стройотрядов, а уже в августе этого года министр обороны РФ Сергей Шойгу заявил, что считает целесообразным рассмотреть вопрос о допуске стройотрядов к конкурсам и тендерам на выполнение работ, в частности, с долевым участием. Однако пока эти заявления не подкреплены конкретными документами.

Студенческие строительные отряды упоминаются в действующей редакции  Постановления Правительства № 87 от 16 февраля 2008 года и приказе Минстроя России № 421/пр от 4 августа 2020 года, согласно которому в главу 9 сводного сметного расчета стоимости строительства могут включаться затраты, связанные с использованием стройотрядов.

Почему затраты дополнительные?

Глава 9 сводного сметного расчета определяет затраты на привлечение стройотрядов как прочие. Почему студенческие строительные отряды попали именно в эту главу, ведь студентам по идее должна выплачиваться заработная плата, как и другим работникам?

Евгений Мишин считает, что пока единственное, чем работа студента организационно может отличаться от «вахтовика» — это режим рабочего дня. «Если на вахте люди работают до 11 часов за смену, то здесь существует ограничение до 8 часов. И это можно рассматривать, как своего рода дополнительные затраты, потому что происходит недовыработка, — говорит он. — Будет ли являться элементом дополнительных затрат то, что студент – это неквалифицированный рабочий, оценить сложно. И вообще, любой работник, какой бы низкой квалификацией он ни обладал, должен иметь какой-либо документальное подтверждение этой квалификации. Без этого его не должны допускать к работе. Как это будет реализовано при использовании стройотрядов – пока неясно».

По мнению Евгения Яценко затраты на использование труда студентов можно выделять отдельно, потому что их обеспечение требует особых условий. «Штатные рабочие получают одноразовое питание в обеденное время, студентам организуется трехразовое питание, — делится опытом эксперт. — Сюда вписывается и учебный процесс. Мы студентам периодически организуем экскурсии на производственные участки, обучающие курсы по введению в профессию, при этом выплачиваем им зарплату за тот день, когда они учились, но не работали».

Алексей Ямборисов уверен, что обосновывать затраты на студентов нужно по образцу расчета на организацию вахтового метода. Но он считает, что прохождение экспертизы может быть при этом проблематичным. «На этапе государственной экспертизы обычно будущий подрядчик неизвестен, и нужны ли ему студенты тоже непонятно. Неизбежна проблема с обоснованием большого количества затрат: по приказу Минстроя России от 21 декабря 2020 года № 812/пр многие из них отнесены к накладным расходам, — рассказал Алексей Ямборисов. — В то же время дополнительные затраты, связанные с использованием для объектов капитального строительства студенческих отрядов отнесены к разделу «IV. Затраты, не учитываемые при определении нормативов накладных расходов по видам работ, но относимые к накладным расходам». Предстоит спор с экспертами, учтены ли отдельные затраты в нормативах накладных расходах, или их учитывать дополнительно?»

Геннадий Громяцкий утверждает, что проблемы есть, но не на этапе прохождения экспертизы. «Экспертиза, как правило, поддерживает развитие молодых кадров в стройке, — говорит он. – Сложности возникают на этапе проекта организации строительства. Проектные организации, как правило, не понимают, как рассчитать количество студентов необходимое к привлечению на конкретном объекте, и нужно ли вообще предусматривать привлечение студентов. Во многом все проблемы заключаются в нежелании что-то делать. Региональные отделения РСО есть по всей стране, любой проектный институт всегда может сделать запрос или получить экспертную консультацию по данному вопросу».

Кто заказывает музыку?

Кто же решает, использовать ли на стройке труд студентов: заказчик, проектировщик или подрядчик?

Геннадий Громяцкий считает, что любой из них: «заказчик — на этапе составления требований к содержанию разделов проектной документации в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, проектировщик – на этапе обоснования и расчетов согласно приказу № 421/пр Минстроя России, подрядчик – на этапе определения потребности в кадровых ресурсах».

На взгляд Евгения Мишина, факт учета дополнительных затрат при определении сметной стоимости зависит от того, будет ли учтена в ПОС такая форма организации труда. Если учтена, то об этом знают заказчик и проектировщик, но подрядчика на этой стадии нет совсем. «Проектировщик при проектировании организации строительства должен понимать, где он берет этих студентов, сколько их должно быть, в какое время они будут работать и что делать, — говорит Мишин. — Какой фронт работ предвидится с июня по сентябрь? Заказчик это видит смутно, потому что на этой стадии непонятны сроки строительства. Проектировщик это тоже не до конца видит, потому что не знает, когда начнется строительство. Он может указать в ПОС только его продолжительность».

Скорее всего, наём студентов на стройку – это прерогатива подрядчика. «Это хозяйственная деятельность подрядчика, заказчик в нее до такой степени не погружается, если это не предусмотрено контрактом, конечно, — продолжает Евгений Мишин. — В данном случае в смету это никак не вносится, потому что есть твердая договорная цена, рассчитанная на базе сметной стоимости, которая прошла проверку достоверности в экспертизе. Ради студентов вносить изменения в ПОС и проходить экспертизу повторно никто не будет».

«С нашей точки зрения эффективность и масштаб использование студентов – может быть обеспечен только инициативой подрядчиков, — рассказывает Евгений Яценко. — «Заказчик» нам рекомендует и поддерживает работу со студенческими отрядами, и со своей стороны. Изыскивает финансирование на компенсацию затрат, которые превышают сметные нормативы. Поскольку эти затраты носят характер накладных расходов и не заложены в сметной стоимости, это может быть просто решение о компенсации затрат».

Мнение регуляторов

За разъяснениями мы обратились в Минстрой России и ФАУ «Главгосэкспертиза России». Ответ пресс-службы Главгосэкспертизы приводим полностью:

«В ответ на ваш запрос сообщаем, что Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/пр (зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 № 59986) (далее – Методика № 421/пр), установлены единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

Согласно пункту 159 Методики № 421/пр сметная стоимость прочих работ и затрат, не учитываемых в других главах сводного сметного расчета, включается в главу 9 сводного сметного расчета. Рекомендуемый перечень работ и затрат, учитываемых в главе 9 сводного сметного расчета стоимости, приведен в Приложении № 9 к Методике.

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, предусмотрено наличие в составе проекта организации строительства обоснования потребности строительства в кадрах (подпункт «л» пункта 23), перечня мероприятий по привлечению для осуществления строительства квалифицированных специалистов, а также студенческих строительных отрядов, в том числе для выполнения работ вахтовым методом (подпункт «г» пункта 23).

Согласно пункту 2.16 Приложения № 9 к Методике № 421/пр в главе 9 сводного сметного расчета стоимости строительства допускается учитывать затраты, связанные с использованием для строительства объектов капитального строительства студенческих отрядов, определяемые расчетом на основании данных проектной документации, выполненным в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

Расчет затрат, связанных с привлечением студенческих отрядов к выполнению работ при строительстве объектов капитального строительства, выполняется с учетом численности студентов, планируемых к привлечению, соответствия их профессиональной подготовки требованиям, предъявляемым для выполнения работ, и потребности в кадрах такой квалификации по объекту строительства в целом.

Следует отметить, что при определении сметной стоимости строительства численность студентов, планируемых к привлечению на выполнение работ при строительстве объектов, предлагается учитывать взамен соответствующей численности рабочих основного производства.

Таким образом, величина оплаты труда членов студенческих отрядов учитывается в сметной документации в соответствии с установленным сметными нормами разрядом работ.

Затраты, связанные с использованием для строительства объектов студенческих отрядов, учитываемые в главе 9 сводного сметного расчета, могут включать дополнительные расходы, не учитываемые в составе сметных прямых затрат и накладных расходов, определяемых с использованием соответствующих нормативов, в том числе на проезд до объекта строительства и обратно, на организацию питания, а также проживание и организацию досуговой деятельности студентов (при необходимости).

В случае привлечения студенческих строительных отрядов для осуществления строительства вахтовым методом затраты на такие мероприятия определяются в общем порядке в соответствии с положениями Методики определения затрат, связанных с осуществлением строительно-монтажных работ вахтовым методом, утвержденной приказом Минстроя России от 15.06.2020 № 318/пр.

Также в настоящее время Минстроем России совместно с Главгосэкспертизой России прорабатывается вопрос о внесении в положения Методики № 421/пр уточнений, касающихся определения затрат, связанных с использованием для строительства объектов капитального строительства студенческих отрядов».

Механизм не понятен

Как бы то ни было из ответа регуляторов неясно, кем все же определяется необходимость использования труда студентов: заказчиком, проектировщиком или подрядчиком? Из наших бесед с экспертами можно сделать вывод, что это зона ответственности подрядчика. Заказчик лишь компенсирует ему издержки. Но причем здесь тогда сводный сметный расчет? Каким образом заказчики должны прогнозировать использование труда студентов, чтобы включить расходы в смету и далее на ее основе формировать начальную (максимальную) цену контракта? Как пошагово проводится расчет этих затрат? Есть ли рекомендованная форма?

В целом складывается ощущение, что студенческие строительные отряды используют в большинстве своем крупные федеральные компании, которым сказали: «Надо!». «Можно сделать вывод, что по объектам чистого госзаказа (44-ФЗ), особых достижений в работе со стройотрядами нет. Зарегулированность создает существенные препятствия, — резюмирует Алексей Ямборисов. — Успешный опыт многолетнего сотрудничества со студентами есть у некоторых заказчиков, работающих по 223-ФЗ».

Источник: СметаНа

#стройотряды #прочие затраты #ССР #9 глава
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

52
#ценообразование

Обоснование и расчет затрат на привлечение строительных отрядов

Как обосновываются и рассчитываются затраты на привлечение студенческих строительных отрядов при определении сметной стоимости строительства в 9 главе сводного сметного расчета?