Комментировать

Минстрой ответил на вопросы национального объединения строителей о новой методике определения стоимости строительства

С 5 октября 2020 года приказом Минстроя России от 4 августа 2020 года № 421/пр введена в действие новая методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации взамен МДС 81-35.2004.

Новый документ вызвал огромное количество вопросов, направленных как на правила оформления сметной документации, так и определения размера отдельных видов работ и затрат, включая проведение и обоснование конъюнктурного анализа цен строительных ресурсов, отсутствующих в действующей сметно-нормативной базе.

В начале февраля НОСТРОЙ опубликовал на своем официальном сайте интервью с директором департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ириной Тютьминой, состоявшееся в декабре 2020 года.

От лица строительных компаний вопросы Ирине Викторовне задавал заместитель председателя комитета по развитию строительной отрасли и контрактной системе НОСТРОЙ Павел Малахов.

Стенограмма интервью:

ПМ: Добрый день, Ирина Викторовна. Спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы, которые поступили от строительных компаний, саморегулируемых организаций по новой методике 421-ой (Методика определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденная приказом Минстроя России от 4 августа 2020 года № 421/пр – Прим. ред.).

Ну, кто не знает, представлю: Ирина Викторовна — Директор департамента ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства Российской Федерации.

Ирина Викторовна, хотелось бы от лица строителей всего национального объединения строителей (НОСТРОЙ – Прим. ред.) в первую очередь поблагодарить за эту методику, потому что в ней нашли отражение те предложения, о которых давно ратовали строители. Конечно, мы знаем, что Вы очень внимательно относитесь к любому предложению, проводите анализ необходимый, и те затраты, которые теперь могут строители включить по страхованию, по банковской гарантии, затраты на противовирусные мероприятия, они, конечно, найдут отражение на практике реализации.

Хотелось бы Вас попросить несколько слов вводных по этой методике сказать для наших строительных компаний.

ИТ: Да. Спасибо, Павел, за хорошие слова в адрес Минстроя, в адрес Департамента ценообразования. Но это не единственный документ — Методика 421-я. Она, безусловно, является ключевой в этом году. Она собирает в себе все положения тех методических документов, которые раскрывают конкретные положения этой методики. Это и работа вахтовым методом, в том числе, и работы по техническому заказчику, по строительному контролю. Эти методики тоже совершенно новые и они все нашли свое отражение в 421-й методике. Она их совокупность, она их объединяет и расширяет. Основные положения в 421-й методике Вы уже сказали. Строительные сообщества их ждали, но это не совсем новые положения, а эти положения должны были быть предусмотрены предыдущей методикой 35-й (Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), признана неподлежащей к применению приказом Минстроя России от 06.10.2020 №592/пр – Прим. ред.), но, к сожалению, она определенное время не обновлялась, не регулировалась. Законодательство и бюджетное, и налоговое, и земельные отношения, имущественные – они претерпели изменения. И вот эти все изменения, они были положены в основу 421-й методики. А также все полномочия и все… затраты, которые заказчики и… государственные… и подрядные организации могли включить в рамках законодательства, мы это прописали конкретно, чтобы ни у контролирующих органов, ни у заказчиков, ни и у подрядчиков сомнений не возникало, и были у них единые понимания той методологии, которую разработал Минстрой.

ПМ: Спасибо. Вот эта методика вступила в силу, получается, 5 октября и у нас уже есть определенный период,

ИТ: Совершенно верно.

ПМ: … когда наработалось практика по её реализации. Вот в ходе этого процесса мы как раз получили вопросы, которые к нам поступили по ней. Хотел бы, с Вашего разрешения, Вам сегодня задать. Не стали группировать их по значимости, просто поставили по хронологии поступления этих мероприятий. Первый вопрос звучит следующим образом.

Если помните, раньше был вопрос по возвратным суммам, то есть при демонтаже… и когда есть возможность сдать на вторсырье, например, материалы или повторное использование… Сейчас методика этот вопрос никаким образом не регулирует. Что с этим? это стало неважно?

ИТ: Вы знаете, Павел, в предыдущей методике такие затраты были прописаны, но они были за итогом сметной стоимости, и они никак не могли на неё повлиять. Методологически это не предусмотрено, законодательством это предусмотрено, но это иное законодательство, это налоговое законодательство, это законодательство о бухгалтерском учете, и так как эти затраты не имеют никакого отношения к формированию сметной стоимости, они не предусмотрены этой методикой. Они раньше были у нас в… за строкой, за итогом сметной стоимости. Теперь всё это происходит в рамках бухгалтерского учёта. В методике они не прописываются и не учитываются, поэтому всё зависит от тех условий договора, которые заключены заказчиком и подрядчиком.

ПМ: Ну, в принципе, да, это же гражданские… гражданские взаимоотношения.

ИТ: Совершенно верно.

ПМ: Потому что у тебя есть собственность на этот материал или это здание, ты самостоятельно принимаешь решение куда его девать, сам ты сдашь на вторсырьё или подрядчику поручишь.

ИТ: Выбираешь самый экономический вариант.

ПМ: Поэтому, наверное, действительно, это в методике не требуется в регулировании.

ИТ: Да.

ПМ: Вы затронули тему налогового контроля, налогообложения с точки зрения строительных компаний. И вот часто возникающий вопрос у строителей:

Что делать с НДС, если ты упрощенец? Вот я выхожу на конкурс, я на упрощенной системе налогообложения, конкурс сформирован с НДС. Заказчик в праве у меня забрать его? Ну, не выплачивать? Потому что я не плательщик НДС, или всё-таки цена твёрдая у контракта?»

ИТ: Ну, это уже не предмет методики. Методика наша — это стадия планирования сметной стоимости, это план, который является основой в дальнейшем для формирования начальной (максимальной) цены государственных и муниципальных контрактов. Поэтому заказчик, понимая, что к нему могут прийти и организации, у которых не только общие системы налогообложения, но и как один из видов налогообложения – упрощенная система… есть ряд других систем, которые тоже заказчик может учитывать… Но если речь идёт об упрощенной системе, где она не облагается налогом, ну, определенные затраты не облагаются налогом на добавленную стоимость, заказчик самостоятельно может в проекте контракта, который он размещает в системе… в электронной… определить такие условия, определить случаи, то есть: в случае если приходят организации с упрощенной системой, то определенные затраты НДС не облагаются. Либо он эти моменты упускает в контракте, либо, если ему это очень важно, он это прописывает.

ПМ: Ну, то есть, по сути дела, его рабочий инструмент это 841-й приказ Минстроя по определению НМЦК (Приказ Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» — Прим. ред.).

ИТ: Да, 841-й приказ, он достаточно гибкий, он учитывает максимально возможные вариации планирования начальной (максимальной) цены контракта на основе проектно-сметной документации, потому что [на] стройку мы с вами НМЦК формируем исключительно… приоритетно на основании проектно-сметного метода. Поэтому заказчик самостоятельно… его же… никто не говорит о том, что заказчик играет конкурс на все виды работ, которые предусмотрены сметой, которая получила положительное заключение государственной экспертизы. Он может играть абсолютно на отдельные виды работ, в том числе на закупку оборудования. Поэтому в зависимости от того какие виды работ заказчик в данном случае предполагает отыграть, он может… и предполагает, что могут прийти организации упрощенной системы, он это прописывает у себя в контракте.

ПМ: Ну, как вы считаете, если он не урегулировал этот вопрос в контракте, в проекте, который разместил на конкурс, и не выделен НДС, что если придёт упрощенец, то он не выплачивается, то в этом случае цена твердая остается?

ИТ: Ну, в этом случае цена должна остаться твёрдой. Не видя каких-то условий контракта, да…

ПМ: Ну, мы теоретически рассуждаем.

ИТ: Мы рассуждаем исключительно теоретически. Если подрядчик потенциально выиграл конкурс, и там нет никаких условий о том, что снижение будет на стоимость НДС, ввиду того, что он упрощенец, так его назовём. Вот, то это тема для обсуждения.

ПМ: Понятно, спасибо. Ирина Викторовна, в этом году вся страна столкнулась, ну, весь мир даже, с коронавирусом. И так оперативно достаточно появилось как раз в методике указание на то, что эти затраты на коронавирус можно компенсировать.

ИТ: Да.

ПМ: Мы в этом году в национальном объединении проводили мониторинг, даже два раза проводили мониторинг по затратам фактическим у строителей: цена варьируется, но в среднем все равно она вокруг 300 рублей в сутки на одного человека. Вот что как бы по Вашему мнению строительные компании могли бы включать в сводный сметный расчёт? Вот из этих затрат? Мы ориентируемся на рекомендации Роспотребнадзора? Или… которые, кстати, вместе с  Минстроем же вышли, по… для предложения условий на строительной площадке. Или чем-то другим?

ИТ: Совершенно… да, да, да, в том числе. Вы знаете, мы подготовили для Правительства предложения от Минстроя… в качестве проекта распоряжения Правительства, где будет указана стоимость таких затрат на одного работающего. Не рабочего, а работающего. Проанализировав все затраты, необходимые не только вот в этих рекомендациях, но также главного санитарного врача, также специфику регионов… потому что есть дорогостоящие затраты, есть затраты разовые, есть затраты постоянные, но не дорогостоящие… поэтому перечень затрат, которые мы… мы ещё окончательного решения не приняли, это в процессе разработки у нас – какие затраты будут включаться в определение вот этой цены по коронавирусу, а какие затраты будут… могут включаться дополнительно к этой стоимости. Те, которые не всегда есть, не во всякой строительной организации, но они дорогостоящие. Поэтому… которые есть всегда, мы их включаем. Вот такая стоимость, как Вы сказали, она около 300 рублей так и будет на одного работающего.

ПМ: А вот с учетом того, что методика вступила с 5 октября, как быть строительным компаниям по затратам, которые они несли до этого периода? Ну, у нас же ограничение с марта пошли этого года, и основная сумма затрат была в самом начале.

ИТ: Понятно. То есть речь идет об уже заключенных и действующих контрактах.

ПМ: Да, да. Действующих контрактах.

ИТ: Да, сейчас законодательством предусмотрено и 44-м федеральным законом в том числе (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — Прим. ред.): дополнительными соглашениями предусматривать включение таких затрат.

ПМ: Ну, то есть это по соглашению сторон на усмотрение заказчика?

ИТ: Совершенно верно, да. Право такое есть у заказчика и у подрядчика – дополнительно включать такие затраты в действующий контракт в дополнительным соглашении.

ПМ: Спасибо. Ирина Викторовна, следующий вопрос у нас по методике, он немножко из практики работы сметчика по поводу округления. Всё-таки сколько знаков – четыре, два – после запятой оставлять в этих… при расчете сметы?

ИТ: Ну, скорее всего, этот вопрос сметчиков меньше должен интересовать, потому что никто уже давно смету на бумаге не составляет. Это есть… программные средства, где уже эти округления отфиксированы. Поэтому никаких погрешностей быть не может, пользуешься ты одной системой либо другой системой. Вот… округление в каждой системе одно и то же, так что сметчики могут по этому поводу не волноваться.

ПМ: Ну, то есть, в принципе, сейчас дело за программистами, чтобы осталось прописать те формы, которые рекомендуемы, в программах?

ИТ: Совершенно верно. Да.  И по мере готовности программистов, по мере готовности заказчиков предоставляет документы в… по таким формам и в электронном виде… Вот это всё плавно будет входить. То есть никто не говорит о том, что с 5 октября все должны перейти на эти формы. Формы рекомендуемые, поэтому могут применяться по мере готовности заказчика. Делать такие формы, экспертизу принимать… такие формы в электронном виде.

ПМ: Спасибо за ваш ответ. Вопрос ещё от разработчиков программных продуктов на тему того, планируется ли разработать примеры заполнения тех форм, которые сейчас являются рекомендуемыми? Что вот с этой ситуацией?

ИТ: Да, Павел, мы работаем, получаем тоже такие же вопросы, анализируем. Вернёмся к этому вопросу в начале 21-го года, в январе. Такие примеры мы разработаем для разъяснений. Возможно, может быть, и подкорректируем немножечко и формат, так как он рекомендуемый. С учетом тех пожеланий и тех вопросов, которые к нам поступают от строительного сообщества вот за этот промежутка времени небольшой.

ПМ: Спасибо. Следующий вопрос, Ирина Викторовна, звучит следующим образом. В соответствии с методикой стоимость материальных ресурсов в базисном уровне цен определяется путем деления текущей стоимости на тот индекс, который разработан. Вот вопрос такого характера. Можно ли при этом случае использовать прайс-лист, например, декабря девятнадцатого года для определения этой цены, или он должен быть всегда свежим? Вот какие ограничения есть по времени?

ИТ: Ну, там [в методике] написано, что шесть месяцев. И мы считаем это оптимальным вариантом, оптимальным вариантом. Если вопросы, да, так и вопросы поступают. Но к этому можно тоже вернуться для обсуждения, вот. Но, тем не менее, у нас сейчас рынок. Причём такие условия, что цена не всегда соответствует той, которая должна быть. Мы ведём ряд мониторингов на эту тему совместно и с ФАС-ом, и с Минпромторгом, для… в целях принятия превентивных мер, чтобы исключить необоснованный рост цен поставщиков и производителей строительных ресурсов. Поэтому какой-то, как бы.. брать какую-то цену, которая годичной давности, полутора годичной давности… возникает сразу вопрос: мы же живём в рынке…

ПМ: В современных условиях, когда цена меняется, и вот нам Президент говорит по поводу роста даже на продукты питания… что мы можем предвидеть, что было год назад или через год будет по строительным материалам, поэтому я, вот моё личное мнение, согласен, что это должна быть актуальная цена. Более того, строители же сами заинтересованы, чтобы цена была более объективной, чем свежее будет прайс…

ИТ: Совершенно верно. То есть, цена должна быть текущей, но обоснованной, для этого есть все инструменты, которые… в том числе и мониторинг цен строительных ресурсов.

ПМ: Спасибо. Ирина Викторовна, если возвращаться к вопросу вступления в силу методики и по срокам действия, вот два случая таких, зачитаю их: сметная документация получила положительное заключение государственной экспертизы до даты вступления, ну, то есть до 5 октября, а контракт с подрядной компании заключён уже после этой даты. Второй случай, когда задание на проектирование выдано до 5 октября, а окончание работ по контракту на проектные работы уже идёт после 5 октября. По какой методике считать смету в этом случае? Ну, 35-я у нас же уже не действует.

ИТ: Ну, 35-я уже не действует, да собственно говоря, она и не регулировала эту тематику. Это в рамках постановления Правительства 145-го (Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» — Прим. ред.), где четко написано, что смета составляется и представляется на государственную экспертизу на дату принятия её заказчиком. И лишь только изменения в эту смету при повторной экспертизе делается на дату предоставления документов в экспертизу. Первоначальная смета на дату принятия заказчиком, поэтому какая сметно-нормативной база действовала на тот момент, на такую дату смета и должна предоставляться в экспертизу. Другой вопрос, что нет обязанности пересчитывать. Вот вышла новая методика 421-я, конечно же, обновлённая… Нет, это не обязательно пересчитывать по этой методике. Но если заказчик и подрядчик, который осуществлял проектную работу, в том числе и составление сметы, они могут пересчитать, тоже никто не запрещает, но это по договоренности сторон.

ПМ: Ну, то есть у нас упор на приемку с заказчиком. Если он принял…

ИТ: Совершенно верно.

ПМ: И ему не нужен пересчет…

ИТ: Да.

ПМ: Хорошо, спасибо. Ирина Викторова, вопрос немножко провокационный, сразу прошу прощения за него, звучит следующим образом, что… Как быть в ситуации, когда по сборнику федеральных сметных цен стоимость материала выше, чем рыночная стоимость по прайс-листу? В этом случае требование заказчика о пересчете в прайс-лист обоснованный или нет? Как Вы считаете?

ИТ: Ну, у нас все цены в федеральном реестре сметных нормативов в ценах 2000-го года. Поэтому сравнивать их с текущими ценами не представляется никакой возможности. И если заказчик или, ну, любой строитель начинает применять наш индекс укрупненный, который рассчитан непосредственно для объекта капстроительства в целом, применяется к отдельно взятому строительному ресурсу, или к заработной плате, или к машинам, к механизмам… то есть к какой-то определенной статье затрат, в данном случае к стоимости материалов 2000-го года, это некорректно. Это приводит либо к резкому завышению на бумаге, не в реальности, а на бумаге, либо к резкому занижению. Поэтому применять такие методы, как сказать, помножать то, что нельзя помножать друг на друга, да, приводит к искажению, а… соответственно поступают запросы, и все говорят, что мониторинг неправильной, что цены выше у нас в федеральном реестре, чем на самом деле на текущий момент. Но эти цены посчитаны исключительно математическим методом, причём неправильно и некорректно. Наши индексы, которые мы выпускаем ежеквартально… Сейчас они выпускаются для субъектов Российской Федерации в разрезе… по 33-м объектам капстроительства. И они предназначены исключительно для объекта капитального строительства и не предназначены для расчета по статьям затрат.

ПМ: Ну, и вот та работа, которая начата Минстроем совместно с Главгосом, по переходу субъектов на индексы по статьям затрат – она как раз должна разрешить эту проблему.

ИТ: Совершенно верно.

ПМ: Вот буквально недавно мы с Вами проводили совещание на эту тему. Заинтересованность от субъектов есть. А вопрос только в субъектах, в их желании и готовности выйти с расчетным методом. Я правильно понимаю Вас?

ИТ: Правильно, и об этом мы говорили 22 декабря. Также мы говорили о том, что 10 декабря утвержден новый план совершенствовании ценообразования в строительстве, утверждён Правительством, и одним из пунктов этого плана… это, начиная с 4 квартала, переход на расчет индексов по статьям затрат.

ПМ: Спасибо. По поводу конъюнктурного анализа тоже такой глобальный вопрос и часто встречающийся. Он делится на две части, первое: кому его проводить – строителю, заказчику, проектировщику? И не стоит ли это чётко прописать в методике? И второй вопрос, связанный с подбираемыми документами: это обязательно должны быть коммерческие предложение или прайс-листы с подписью и печатью? Недостаточно ли ссылки на интернет, где размещен этот прайс-лист? Вот Ваше мнение, Ирина Викторовна?

ИТ: Ну, во-первых, требования и порядок конъюнктурного анализа прописан в методике 421-й, эти правила должны соблюдаться всеми. Всё, что касается подписи и печати: подпись – да, печать – у нас даже законодательством предусмотрено о том, что печать не всегда обязательна. Вот. Что такое интернет? Ведь в любом случае вот этот конъюнктурный анализ – он является основанием и подтверждением той или иной цены. Поэтому мы считаем, так как мы не регулируют всю стройку в Российской Федерации, мы регулируем только определенные лица, которые указаны в части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, считаю, что для бюджета ссылка на интернет не является основанием для того, чтобы это включать в смету и в дальнейшем финансировать за счет средств бюджета бюджетной системы.

ПМ: Ну, я думаю, что вопрос, наверное, вызван сложность и объем собираемой информации. Не всегда, наверное, поставщики готовы давать прайс-листы, если ты не прям реальный покупатель, который завтра купит этот материал, наверное, отсюда вопрос. И если вернуться к вопросу, а кому его проводить – проектировщику, заказчику? Как Вот вы считаете?

ИТ: Всё зависит от условий договора. Всё зависит от условий договора. Если нет определенных расценок или сметных норм, да, мы с Вами знаем, в рамках нашего приказа 2/пр (Приказ Минстроя России от 13.01.2020 № 2/пр «Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов и о признании утратившим силу приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. № 710/пр «Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов» — Прим. ред.), все это можно разработать, представить и в Минстрой, и в Главгосэкспертизу, с обосновывающими документами, как раз мы вот говорим об этом, какими они должны быть, но мы точно не можем принять никаких ссылок в интернете.  Сегодня эта компания есть, ссылка есть, завтра этой компании нет. Кроме того, мы же ведь тоже ориентируемся на… мы же с вами переходим на ресурсно-индексный метод, вот Правительство нас в этом плане поддержало… Поэтому у нас и федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве. Там производители и поставщики строительных ресурсов. Несмотря на то что пока не формируем сметные цены, а они должны быть сформированы в 22-м году, мы анализируем ровно то, что к нам поступает в федеральную систему. Поэтому, чем больше строительных организаций, я имею в виду организации, которые относятся к строительному сообществу – поставщики и производители строительных ресурсов – будут у нас в этом перечне, который размещен в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, чем активней они будут предоставлять свои цены, и роль субъектов Российской Федерации в этом немаловажна, а может быть и главная, потому что они, никто… они лучше всех, я так считаю, знают свою ситуацию в регионе – кто у них производит, кто у них поставляет, соответственно, когда это всё будет во ФГИС, предоставление конъюнктурного анализа, предложений, так скажем, да, оферт, предложений поставщиков и подрядчиков, оно само по себе отпадет, останется минимальным, так скажем, останется минимальным.  Поэтому, пользуясь случаем, я… Министерство строительства, помочь в этом плане… проводить агитационную, скажем, работу по включению в перечень, и предоставление информации о ценах строительных ресурсов, вот, а не предоставлять конъюнктурный анализ тем или иным юридическим лицам по запросу.

ПМ: Спасибо, за предложение, Ирина Викторовна. Я считаю, что, действительно, почему бы системе саморегулирования не включиться в этот процесс, потому что колоссальный объем информации есть и у самих строительных компаний, и у саморегулируемых организаций, по поводу поставщиков, у кого закупается этот материал, по их ценам, которые не являются отпускными и, более того, здесь сами строители заинтересованы в том, чтобы та цена, которую он платит за тот материал, попадал во ФГИС ЦС. Она даст более объективности ему и на следующем контракте. Поэтому, спасибо за предложение, принимается.

Ирина Викторовна, следующий вопрос. Мы знаем, что в ряде регионов региональные центры, как правило, по ценообразованию, ведут свои сборники по стоимости строительных ресурсов, строительных материалов. Как Вы считаете, эти материалы можно использовать как один из источников для конъюнктурного анализа или полностью, может быть, это может изменить ситуацию, потому что они же наверняка тоже делают тот же самый анализ и вряд ли базируются на одном элементе при формировании.

ИТ: Вы знаете, я думаю, что такими сборниками, которые делают… ведь у нас же в каждом регионе созданы центры ценообразования, это было поручение Президента и Минстрою, и Главгосэкспертизе, и регионам… В каждом регионе созданы такие центры. Они мониторят и свои сборники они создают на основании мониторинга. Этот мониторинг сегодня предоставляется ежеквартально в Главгосэкспертизу России, если регион принял решение рассчитать индексы расчетным методом. Что такое расчетный метод? Это заработная плата, установленная в регионе либо в каждой зоне региона, если такие зоны в регионах имеются и установлены законодательными актами региональными, и предоставляя… и мониторинг текущих цен.  Мониторинги эти осуществляют вот эти центры ценообразования. Если они выпускают сборники, они знают этих поставщиков и производителей, данными которых они пользовались. Поэтому я думаю что… и как… но сборники, они уже усредняют ценник, да, вот… Наш конъюнктурно анализ, который сегодня предоставляется для обоснования отсутствующих цен в федеральном реестре – это цены производителей и поставщиков. Поэтому, конечно, можно рассматривать это как источник информации для того, чтобы понимать – а кого же отмониторил центр региональный, потому что Главгосэкспертиза также проводит свой мониторинг, как я уже говорила, ежеквартальный и еженедельный. Мы теперь это делаем в рамках принятия превентивных мер для того, чтобы эти цены не повышались необоснованно.

ПМ: Ирина Викторовна, в федеральном реестре сметных нормативов публикуется индексы к СМР. Вот как быть, если выполняется по контракту конкретный вид работ? Например, ремонт кровли или усиление фундамента – какой индекс применять?

ИТ: В 326-й методике, в нашей, по разработке индексов (Приказ Минстроя России от 05.06.2019 № 326/пр «Об утверждении Методики расчета индексов изменения сметной стоимости строительства» — Прим. ред.), где указана методология разработки любых индексов, которые могут применяться при определении сметной стоимости, установлено, что если мы не берём линейные объекты… ровно так, как указано в проектной документации. Либо если объект сложный, если Вы говорите о конкретных видах работ, да, то это к конкретным видам работ… всё зависит от объекта. Вот сейчас мы говорим об объектных индексах. Потому что у нас индексов на сегодняшний день, мы только приступили к этому, по статьям затрат [нет – Прим. ред.]. Сейчас высказали про виды, я так понимаю, капитального ремонта.

ПМ: Да.

ИТ: Вот. Минстрой России вместе с Главгосэкспертизой планируют рассчитывать индексы для капитального ремонта, но это не такая быстрая работа, это трудоемко, это стоит определенных денег, а у нас из федерального бюджета… мы на ценообразование пока ещё не получаем денег,  вот, поэтому если НОСТРОЙ примет активное участие в разработке таких индексов, я думаю, что это для строительного сообщества будет очень важно. И ваше участие тоже будет очень важно в этой работе.

ПМ: Спасибо, Ирина Викторовна, я думаю, что строительную компанию это будет очень сильно интересовать, потому что большая доля таких лиц, кто осуществляет именно капитальный ремонт, это и многоквартирные дома, и другие объекты капитального строительства. Спасибо за предложение.

Ирина Викторовна, по поводу следующего вопроса… Вопрос опять же к дайте проведения конъюнктурного анализа. Нам задают вопросы о том, что сложно получать прайс-листы, получать коммерческие предложения, счета-фактуры, а методика требует содержания в этом документе даты этого документа, ну, и даты действия этого документа, в течение которого времени можно купить эту продукцию, которой предлагается. Вот как Вы смотрите на предложение от исполнителей проведения конъюнктурного анализа убрать требования к дате? Мы его отчасти уже затронули, конечно, этот вопрос, когда обсуждали декабрь 19-го года в примере. Здесь, наверное, такая же позиция?

ИТ: Вы имеете в виду дату в принципе?

ПМ: Да.

ИТ: Месяц и число или год?

ПМ: Вообще убрать.

ИТ: Нет, ну, мы же говорим о том, что правила конъюнктурного анализа, предусмотренны методикой 421-й, и там все-все-все предложение должны быть со ссылками, не позднее, чем шесть месяцев.

ПМ: Шесть месяцев, они же чем-то урегулированы, вот?

ИТ: Да, 421-й методикой они урегулированы. Если есть, если будут предложения, и мы уже с Вами говорили на эту тему, вот в самом начале нашего разговора, о том, что мы переходим к ресурсно-индексному методу.  Все цены у нас должны быть во ФГИС-е. Поэтому, чтобы не возникало вопросов уйти от даты, от года, а представить просто предложение, все предложения в итоге должны будут быть в федеральной государственной информационной системе. Мы даже вообще хотим прийти к такому варианту, но мы его только прорабатываем, что если ты два раза представил от одной и той же организации предложения, а этой организации нет в федеральной системе, она сразу должна падать заявку на включение в перечень таких организаций, если она является производителем или поставщиком, и это предусмотрено законодательством.

ПМ: А что вот, кстати, делать, если строитель действительно у нее покупает материал, а поставщик, ну, он не хочет идти во ФГИС. То есть, он её используют в конъюнктурном анализе, даёт информацию об этом поставщике, по сути дела региональная экспертиза, Главгосэкспертиза видит его, но сам строитель не может заставить его зарегистрироваться. Вот, есть какие-то меры поощрения, или принуждения? Как здесь?

ИТ: Ну, во-первых, каждый производитель обязан включиться во ФГИС ЦС. Всё это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов». На сегодняшний день пока не предусмотрена административная ответственность, но в плане ценообразования который был и который новый разработка внесений изменений в Кодекс об административных правонарушениях осталась. Это в планах. Сегодня она пока не установлена, но планируем, что если такая потребность останется, останется, да, если у нас во ФГИС ЦС… Ну, кстати говоря, у нас очень поднялся показатель – выше на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

ПМ: Колоссальная работа.

ИТ: То есть мы на эту тему, мы на эту тему работаем. Может быть, мы обойдемся и без административных, значит, ответственностей, без административных, возможно.

ПМ: Ну, я знаю, что прорабатываются ещё вопросы поощрения помимо административного принуждения.

ИТ: Ну, возможно, возможно, возможно мы будем давать предложения о внесении изменений в 44-й федеральный закон, чтобы закупка осуществлялась у тех производителей и поставщиков, которые во ФГИС ЦС зарегистрированы – в перечне.

ПМ: Спасибо.

ИТ: Это важно. Кроме того, мы же с Минфином России гармонизируем наш классификатор и их классификатор, ну назовем его так – классификатор. Которым пользуются те, кто осуществляет закупку, то есть вся строительная продукция в последующем… вот сейчас – постепенно… которая не включает свой классификатор закупочный… она будет иметь туже самую кодификацию, как и у нас наши строительные ресурсы в нашем классификаторе. То есть полная идентификация. Если мы покупаем какой-то строительный ресурс, все прекрасно понимают, что это один и тот же ресурс, который и в каталоге Минфина, и в нашем классификаторе, поэтому это очень важно.

ПМ: Мы так дойдем до взаимодействия с налоговой – по счетам-фактурам.

ИТ: Мы планируем, мы проводим ряд совещаний и находим какие-то совместные позиции, решения, точки соприкосновения.

ПМ: Спасибо, очень здорово. Ирина Викторовна, следующий вопрос звучит следующим образом. Для составления расчетно-калькуляционных цен в соответствии с пунктами 18, 19 методики указана возможность содержания статей затрат и описаны требования к обоснованию. На практике доказать их достаточно сложно бывает, и вопрос звучит следующим образом. Возможно ли исключить данные пункты из методики и предоставить некую свободу для рынка в этом плане для обоснования того, что создаётся на месте, например?

ИТ: Вы имеете в виду сложные какие-то конструкции, да?

ПМ: Да, то что делается на объекте.

ИТ: Индивидуальные?

ПМ: Индивидуальные, например.

ИТ: Ну, во-первых, вот такая индивидуальность, она у нас также прописана в нашей 421-й методике. Что нельзя купить, что не стандартизировано, что индивидуально либо адаптировано, эти моменты все в методике указаны. Каким образом доказать, да, мы готовим также предложение в Правительство Российской Федерации, мы уже полтора года над этим работаем, это как раз по индивидуальному оборудованию…. по индивидуальным оборудованию, которое будет являться – ну, наши предложения – результатом научных исследований – НИОКР, ОКР. Вот, и в случае положительного такого результата этот итог, положительный результат, будет включаться в сметную стоимость как оборудование, которое разработано по результатам НИР-а и ОКР-а. 

ПМ: Спасибо. Следующий вопрос у нас из понятийного аппарата. Мы приняли, привыкли говорить «локальный сметный расчёт», «объектная смета», «объектный сметный расчет», сейчас в методике проходят везде «локальный сметный расчет», «смета». Вот остальные понятия, они утратили свое значение?

ИТ: Ну почему, эти понятия… во-первых, методика не нацелена и не устанавливает никакого понятийного аппарата, она не может этого делать.

ПМ: Ну, да.

ИТ: И такие сметы составляются, и такие сметы предусмотрены, составление таких документов и вообще перечень документов, которые необходимо составлять для прохождения государственной экспертизы, установлены постановлением номер 87 (Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» — Прим. ред.). Там всё это прописано, локальная смета в том числе, поэтому они как составлялись, так и составляются. Поэтому методика пишет о том как составлять, а не что составлять, и перечень точно мы не устанавливаем этой методикой.

ПМ: Ирина Викторовна, и последний вопрос, который нам поступил, он звучит следующим образом. Вот в какую главу сводного сметного расчета целесообразно включать затраты на единовременную расчистку снега на подготовке строительной площадки к строительству, если сам по себе контракт запланирован на начало… начало выполнения работ в зимний период времени?

ИТ: Значит, методика устанавливает единые правила, и каких-то особенных правил для какого-то вот единовременного, вот такого случая конкретного… это же совсем конкретный случай… А мы, напомню, Минстрой России, он не трактует правоприменительную практику и не рассматривает каждый конкретный случай. Поэтому мы говорим, что надо пользоваться тем законодательством, которое есть. Если у вас какие-то нестыковки по контракту, есть какие-то вопросы у заказчика к подрядчику, у подрядчика к заказчику, всё это регулируется Гражданским Кодексом Российской Федерации, все нюансы. Поэтому если есть конкретный вопрос, можно обратиться в Минстрой, и мы постараемся его исследовать.

ПМ: Здесь как предложение, может быть, с точки зрения аккумулирования предложений от строительных компаний, чтобы они не шли разрознено, а я… одном и том же… Мы готовы взять эту работу на себя – национальное объединение строителей – чтобы уже отрабатывать с Минстроем те предложение от сообщества, которые поступают. И я, более того, знаю, что сейчас Минстрой России подготовил изменения в 421-ю методику, они опубликованы на площадке для рассмотрения профессионального сообщества, часть предложений поступает, и я думаю, что часть вопросов, которые сегодня мы обсуждали, наверное, снимутся, в том числе, может быть где-то и по округлениям, и по другим моментам. Вот что нам ждать кардинального, исходя из тех предложений, которые сейчас Минстрой России уже внес в проект приказа?

ИТ: Ну, чтобы Вы правильно понимали, Павел, мы не делаем никаких кардинальных изменений, мы делаем только дополнение. Самое главное и ожидаемое дополнение – это премия за ввод объекта капитального строительства досрочно. Такие изменения мы планируем внести не только в 421-ю методику, чтобы была возможность их планирования уже на стадии сметы, на стадии проекта, но и также будут внесены изменения в наши документы, наш приказ 9/пр (Приказ Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр «Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта» — Прим. ред.). Это типовые условия контракта. В 841-ю методику – это составление НМЦК и сметы контракта, и 175-ю методику и положения (Приказ Минстроя России от 30.03.2020 № 175/пр «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, включенного в перечни объектов капитального строительства, утвержденных Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта, порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — Прим. ред.). Это тоже формирование НМЦК, смета контракта, но только для контрактов под ключ. Вот такие коррелирующие, взаимоувязанные изменения будут подготовлены в ряд актов, не только в 421-ю методику поэтому вот, премия за ввод, она ждёт наших строительных следующем году.

ПМ: За это огромное спасибо, потому что строительное сообщество действительно давно просило и давно ждёт эту норму, потому что есть задача строить быстрее, без ущерба качеству, строители это достигают. Здесь вопрос возникает, а для чего им нужно? Хотя конечно же, безусловно, чем быстрее ты завершишь объект, тем оптимальнее твоя себестоимость, и вот это поощрение государства, оно является безусловно дополнительным стимулом. Спасибо, Ирина Викторовна, за столь содержательный разговор, что нашли возможность ответить на эти вопросы, которые есть у строительного сообщества, Вас с наступающим Новым годом, всего самого доброго.

ИТ: Спасибо, Павел, и Вас наступающим Новым годом.

ПМ: Спасибо.

Источник: СметаНа

#методика #Минстрой #НОСТРОЙ #сметная стоимость #конъюнктурный анализ
Комментировать

Комментарии

Комментировать

CTPONM_CAMN
7 месяцев назад

неужели минстрой наконец-то начал адекватную разъяснительную работу?!
как я рад, что проводятся такие мироприятия, НОСТРОЙ тоже включился в ценообразование по-полной!
и отдельное спасибо редакции портала за стенограмму, видео смотреть не всегда удобно и в тексте всегда можно найти нужные места по поиску! СПАСИБО!!!

Syasha
7 месяцев назад

очень непонятно все рассказали

Вам может быть интересно

72
#Минстрой

«Ротенберг, ты не прав!» — Минстрой объяснил Путину пустоту претензий дорожников

Минстрой России в лице министра Ирека Файзуллина в ответ на поручение президента Владимира Путина разобраться в жалобе 19 крупнейших дорожно-строительных компаний на перекосы в ценообразовании в строительстве дорог, рассказал президенту, что жаловаться дорожникам не на что
61
#Минстрой

«Цены, стой! Раз-два!»: Минстрой России предложил регулировать цены на стройматериалы

Стройматериалы – и не только металл – дорожают уже практически полтора года, а в последние месяцы очень стремительно. Об этом на расширенном заседании Комиссии по ценообразованию Общественного совета при Минстрое России говорили и чиновники, и строители. Причем, как выясняется, никакие руководящие указания на эти процессы повлиять не могут
31
#Минстрой

31 августа — семинар Минстроя России и НОСТРОЙ по пересчету стоимости контрактов 2021 года

Минстрой России совместно с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) 31 августа 2021 года в 09:00 (время МСК) проводит семинар по разъяснению положений документов, касающихся изменения цены контракта по государственному и муниципальному заказу