Комментировать

Изменения в Методике определения сметной стоимости строительства

Подписан Приказ Минстроя России № 258/пр от 26.04.2021 «О внесении изменений в Методику определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ на территории РФ » (утвержденный ранее Приказом от 04.08.2020 № 421/пр).

Новые положения не вступили в силу, поскольку требуют согласования в Минюсте и последующего включения в Федеральный реестр сметных нормативов.

Изменения касаются широкого круга вопросов, регулируемых методическим документом.

Область применения методики расширена до возможности использования ее положений по решению заказчика при определении сметной стоимости текущего ремонта, ремонта автомобильных дорог и строительства некапитальных строений и сооружений, неотделимых улучшений земельного участка.

Документом внесены некоторые редакционные правки, направленные на приведение положений методики в соответствие с требованиями нормативных правовых документов: уточнение случаев разработки сметы на работы по сохранению объектов культурного наследия, отнесение затрат на перевозку материальных ресурсов к сметным прямым затратам и некоторые другие.

Также в методику внесен запрет на пересчет стоимости отдельных строительных ресурсов, величин накладных расходов и сметной прибыли при использовании базисно-индексного метода из базисного в текущий уровень цен с применением индексов к СМР, используемых при пересчете сметной стоимости строительства в целом по объекту. Согласно полученным от специалистов Главгосэкспертизы разъяснениям, данное положение направлено на устранение практики оценки отдельных видов затрат, «выдергивая» их из общей сметной стоимости объекта и пересчета в текущий уровень цен с использованием индексов изменения сметной стоимости, предназначенных для формирования цены объекта в целом.

В пункт 13 методики Минстроем внесено уточнение условий допустимости проведения конъюнктурного анализа цен, а именно – в случае отсутствия во ФГИС ЦС данных о сметных ценах не только в текущем, но и в базисном, уровне цен. Кроме того, в сравнении с предыдущей редакцией документа, которой устанавливалась возможность проведения мониторинга рынка при отсутствии во ФГИС ЦС нормативов на отдельные виды работ и услуг, в новом изложении такая возможность предусмотрена только в отношении прочих затрат.

Изменения внесены также и в требования к обоснованию результатов конъюнктурного анализа цен материальных ресурсов и оборудования. Теперь в составе обосновывающих материалов допускается предоставление «иной информации, принятой по данным, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Что по данным источника в Главгосэкспертизе представляет собой стремление Минстроя придать легитимность снимкам экранов монитора (принтскринам) с сайтов поставщиков в подтверждение принятой по данным конъюнктурного анализа стоимости ресурсов, которые так не любят в экспертизе. Это косвенным образом подтверждается уточнением положений о правилах оформления обосновывающих документов, в частности необходимостью включения в документ сведений о соответствующем сайте. Особенно интересно, что новой редакцией методики предусмотрена возможность дополнения обосновывающих документов необходимой информацией со стороны уполномоченного заказчиком лица в случае, если требуемые для обоснования цены сведения в документах отсутствуют.

В части определения сметной стоимости затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом, в том числе на дополнительные расстояния сверх учтенных сметными ценами, а также на погрузо-разгрузочные работы, внесены уточнения о необходимости использования (при отсутствии индексов на перевозку) индексов к СМР. А при отсутствии индексов к СМР – индекса, рассчитываемого для применения «к сметной стоимости эксплуатации машин и механизмов». Также внесены прямые указания о правилах расчета и включения в сметы затрат на дополнительное расстояние сверх учтенного сметными ценами и индексами – как разницы между показателями перевозки на 1 т массы груза с учетом его объема, учитываемой при составлении смет отдельными строками на основании данных проектной документации.

Важным изменением также является положение о возможности замены крана в нормах и расценках при составлении сметной документации в случаях, если это разрешено техническими частями сборников, и проектом предусмотрено использование иного по своим техническим характеристикам механизма, вызванное отличающимися от учтенных сметными нормативами технологическими и организационными схемами производства работ.

Также уточнен порядок определения накладных расходов и сметной прибыли в случае определения затрат на оплату труда машинистов (инженерно-технических работников) по данным отдельных коммерческих предложений, если такие затраты не учтены в стоимости аренды машин и механизмов. В частности в такие документы должны быть включены сведения о численности задействованного в выполнении работ экипажа без учета инженерно-технического и административного персонала с указанием суммарной заработной платы в сутки.

В отношении пусконаладочных работ методикой устанавливается дополнительное положение об их распределении на производство «вхолостую» и «под нагрузкой» согласно структуре, установленной в приложении к методике, а также необходимость обоснования их сметной стоимости исходя из утвержденных заказчиком программы и графика. Следует отметить, что на этапах формирования проектной документации с учетом требований постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, ссылаясь на которое проектировщики нередко отказываются включать в проект даже спецификации, получение таких документов для сметчика всегда представлялось сложной задачей. Аналогичные требования целесообразно включить в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, как и требования к подготовке ведомостей объемов работ.

Своевременным уточнением вопроса подготовки сводного сметного расчета в двух уровнях цен при использовании базисно-индексной модели являются положения о порядке индексирования затрат по главам 8-12 и непредвиденных затрат, которые формируются с использованием нормативов, выраженных в процентах. Согласно новым требованиям методики начислять такие нормативы необходимо как к базисному, так и текущему уровню цен, по соответствующим затратам в отдельных сводных сметных расчетах, если иное не установлено отдельными нормативными документами. Напомним, что при использовании базисно-индексного метода, должны быть разработаны два сводных сметных расчета – в базисном уровне цен и отдельно в текущем.

Немаловажным является вопрос учета временных специальных вспомогательных сооружений и устройств, раннее упущенный при подготовке приказа № 421. Согласно вносимым изменениям затраты на их использование при строительстве основного объекта, что, конечно, должно быть обосновано в проектной документации, учитываются отдельно от затрат 8 главы сводного сметного расчета. Однако новыми положениями методики предусмотрены формулировки, использованные в пункте 1.7 ГСН 81-05-01-2001 «Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений», которые нередко дезориентировали специалистов. Согласно требованиям ГСН, а теперь и пунктом 153 методики, затраты на временные специальные устройства учитываются непосредственно в объектных сметах соответствующих глав сводного сметного расчета. По сути это относит их к прямым затратам в связи с использованием их как неотъемлемого условия производственного процесса, без которого результат такого процесса не может быть достигнут. Таким образом, такие затраты относятся к прямым и требуют либо включения непосредственно в соответствующие сметы, либо подготовки отдельного сметного расчета в составе объектного сметного расчета.

В состав прочих затрат 9 главы сводного сметного расчета отредактированная методика позволяет включать затраты на разработку ППР по особо опасным и технически сложным объектам на основании решения заказчика в размере 20% от стоимости разработки части (разделов) рабочей документации для соответствующих строительно-монтажных работ.

Кроме того, в состав прочих затрат методикой также включена выплата премий работникам подрядчика за досрочный ввод в эксплуатацию объекта, а также определены условия и порядок их учета в сводном сметном расчете.

Хорошая новость для представителей участников строительства, которые осуществляют свою деятельность на объектах культурного наследия. Ранее не редко исключаемые экспертами при проверке достоверности определения сметной стоимости затраты на проведение историко-культурной экспертизы теперь внесены в перечень затрат главы 12 сводного сметного расчета.

Ряд изменений касается порядка оформления сметных документов, включая форму конъюнктурного анализа цен. Новая форма дополнена графами для отражения информации о размере заготовительно-складских расходов в процентном и денежном выражении.

С полным текстом изменений можно ознакомиться по ссылке.

Источник: СметаНа

#421/пр #методика #сметная стоимость
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

69
#методика

8 пишем – 12 в уме: ГГЭ готовит новые Методики в сметном нормировании

Главгосэкспертиза активно работает над актуализацией корпуса методических документов, а также сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 для обеспечения поэтапного перехода субъектов РФ на ресурсно-индексный метод с I квартала 2023 года
7
#ФГИС ЦС

Актуальные цены на продукцию и услуги предоставили 600 строительных компаний

Стройкомплекс столицы на постоянной основе работает с отраслевыми предприятиями по вопросам регистрации и предоставления информации в указанную систему
556
#сметная стоимость

Анализ стоимости строительства объектов в дорожной отрасли, определённой ресурсно-индексным методом  с использованием ФСНБ-2022. Сравнение стоимости СМР и структуры затрат при определении стоимости базисно-индексным и ресурсно-индексным методами

В предлагаемой статье Алексеев Н.А. и Вишневецкая А.Ю. рассмотрели методологические вопросы определения стоимости строительства объектов в дорожной отрасли на основе РИМ с использованием ФСНБ-2022, выполнили пересчёт сметной стоимости строительства объектов дорожной инфраструктуры (в рамках объектного сметного расчёта) двумя методами - БИМ и РИМ с целью анализа и сравнения величины отклонений в стоимости, изменений в структуре затрат, определения процента накладных расходов и сметной прибыли в общей стоимости СМР