Комментировать

Разъяснение Минстроя России по запросу относительно Методики определения затрат на осуществление функций технического заказчика

Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика, утвержденная Приказом Минстроя России от 02.06.2020 № 297/пр, регулирует вопросы определения затрат в составе 10 главы сводного сметного расчета.

Мы подготовили и направили в Минстрой вопросы, связанные с общими подходами к определению затрат на осуществление функций технического заказчика, а также отдельных положений, предусмотренных пунктом 8 документа.

Содержание вопроса:

1. Приказом Минстроя России от 02.06.2020 № 297/пр утверждена Методика определения затрат на осуществление функций технического заказчика.

Просим уточнить положения пункта 8 указанной Методики в связи с вероятно допущенной по тексту ошибки. Также в отношении подпункта б) пункта 8 Методики просим разъяснить в каких случаях положения пункта 8 Методики не применяются: исключительно при осуществлении реконструкции и капитального ремонта линейных объектов или во всех перечисленных случаях.

2. Согласно положениям методики затраты на осуществление функций технического заказчика определяются расчетом исходя из численности работников, устанавливаемой на основании сметной стоимости строительства по главам 1-9 и 12 сводного сметного расчета и включаются в главу 10 в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации.

Справочно:

Пункт 8 Методики:

Численность работников технического заказчика определяется как сумма численности работников, рассчитанной согласно Приложению № 2 к Методике, исходя из сметной стоимости затрат, указанных в главе 2 ССРСС, в целях определения суммы сметной стоимости затрат, указанных в главах 1, 3 — 9 и 12 ССРСС для следующих объектов:
а) объекты, относящиеся в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам капитального строительства;
б) линейные объекты, за исключением случаев, если в отношении линейного объекта проводятся работы по реконструкции и капитальному ремонту, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов, а также если в соответствии с частью 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 1, ст. 5; 2013, № 27, ст. 3477) линейный объект не отвечает признакам сооружения.

Согласно требованиям Градостроительного Кодекса функциями технического заказчика предусмотрены, в том числе, заключение договоров на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации. Таким образом, определение организации, осуществляющей функции технического заказчика и начало его деятельности приходятся на период, предшествующий периоду проектирования и формирования сметной документации, включающей сводный сметный расчет стоимости строительства, на основании данных которого определяется размер затрат на осуществление функций технического заказчика. Просим разъяснить, каким образом с точки зрения последующего соответствия нормативному методу должны быть достоверно определены затраты на осуществление функций технического заказчика, и далее исчислена НМЦК, проведен отбор исполнителя в рамках закупочных процедур, заключен и реализован соответствующий договор при условии отсутствия на момент формирования расчета данных, необходимых для определения таких затрат согласно установленному методикой порядку. А также сообщить о наличии планов подготовки со стороны Минстроя России дополнительных правовых норм, направленных на регулирование процессов формирования НМЦК на осуществление функций технического заказчика, в связи с наличием в результате применения на практике исключительно установленных методикой положений потенциальных рисков возникновения заинтересованности со стороны технического заказчика в осуществлении на этапе проектирования недобросовестных действий, направленных на увеличение сметной стоимости строительства и,соответственно, лимитов на затраты главы 10 с целью подтверждения, в том числе перед контрольно-ревизионными структурами, и недопущения изменения в меньшую сторону цены заключенного с ним застройщиком договора по результатам проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства или получения дополнительной необоснованной выгоды.

Ответ. от 14.09.2021 №36484 ЮР/09 :

Пунктом 17 Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги и осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования), утвержденного приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. № 841/нр, установлено, что начальная (максимальная) цены контракта при осуществлении закупок услуг по исполнению функций технического заказчика определяется с учетом затрат на работы и услуги. относящиеся к предмету закупки и осуществляемые техническим заказчиком в соответствии с функциями, определенными положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства в составе утвержденной проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации.

Размер затрат, связанных с выполнением функций технического заказчика, определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых содержатся в федеральном реестре сметных нормативов.

Порядок определения затрат на осуществление функций технического заказчика установлен Методикой определения затрат на осуществление функций технического заказчика, утвержденной приказом Минстроя России от 2 июня 2020 г, № 297/пр (далее — Методика).

В соответствии с пунктом 7 Методики численность работников технического заказчика (без учета численности работников, выполняющих обязанности по осуществлению функций строительного контроля) определяется исходя из величины сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, определенной в уровне цен, сложившемся ко времени составления сметной документации, согласно показателям, приведенным в столбце 2 Приложения № 2 Методики.

Согласно пункту 8 Методики численность работников технического заказчика по особо опасным, технически сложным и уникальным объектам капитального строительства, а также линейным объектам (за исключением работ по реконструкции и (или) капитальному ремонту линейных объектов, а также в случае, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов, или в случае, если линейный объект не отвечает признакам сооружения), в соответствии с частью 23 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 3844173 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» рассчитывается как сумма численности работников, рассчитанной согласно Приложению № 2 к Методике, отдельно для итога сметной стоимости главы 2 «Основные объекты строительства» и для итога сметной стоимости по главам 1, 3—9 и 12 сводного сметного расчета стоимости строительства.

Согласно пункту 13 Методики затраты на оплату труда работников технического заказчика определяются по расчету в соответствии с численностью работников технического заказчика и размером средней заработной платы согласно штатному расписанию. Средняя заработная плата работников технического заказчика определяется в размере, не превышающем произведение среднемесячного размера оплаты труда рабочего четвертого разряда на коэффициент приведения величины нормируемой заработной платы рабочего четвертого разряда к средней заработной плате работника технического заказчика, равный 1,35.

Затраты на осуществление функций технического заказчика в случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов капитального строительства, включаются в графы 7 и 8 главы 10 «Содержание службы заказчика, Строительный контроль» сводного сметного расчета стоимости строительства в уровне цен, сложившемся ко времени оставления сметной документации на строительство объекта капитального строительства в составе проектной документации, без учета налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 4 Методики затраты на осуществление функций технического заказчика в случае финансового обеспечения его деятельности за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов капитального строительства, определяются расчетом, согласованным застройщиком.

Учитывая изложенное, расчет может быть выполнен проектной организацией на основании данных, предоставленных застройщиком.

Таким образом, если застройщиком принято решение о расчете НМЦК при осуществлении закупок услуг по исполнению функций технического заказчика на стадии планирования (обоснования) инвестиций (при отсутствии утвержденной проектной документации), то указанные затраты определяются расчетом, исходя из величины стоимости строительства объекта капитального строительства, определенной на основании укрупненных нормативов стоимости строительства.

Дополнительно сообщается, что письма Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания и не направлены на установление. изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г, № 1009.

Таким образом, разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании. отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.

Источник: СметаНа

Комментировать

Комментарии