Комментировать

В Москве прошел Форум «Инфраструктурное строительство. Курс на импортозамещение»

В мероприятии приняли участие более 400 человек, среди которых – представители органов власти, ведущих предприятий в области инфраструктурного строительства, производители дорожно-строительной техники и материалов. Мероприятие стало одним из ответов крупнейшим дорожно-строительным компаниям, которые подписали в прошлом году «письмо 19» — открытое письмо президенту России, в котором рассказали, что дорожники находятся на грани банкротства и срыва всех бюджетных строек.

Сегодня импортозамещение в инфраструктурном строительстве – это стратегическое направление государственной политики в условиях новых экономических вызовов. Да, для этой отрасли было многое сделано, в том числе внесены изменения в постановление правительства России №1315, но все же остается и множество проблем, которые не позволяют реализоваться даже самым лучшим инициативам. Поэтому инфраструктурные строители просят Правительство РФ и дальше оказывать им поддержку.

Как напомнил в рамках пленарного заседания вице-премьер Марат Хуснуллин, правительством строительная отрасль определена как одна из самых главных для выхода из кризиса. Доля импортных составляющих в дорожном строительстве насчитывает 5%, в жилищном строительстве – 10%, в промышленном строительстве – 20-30%. Поэтому основные драйверы – это дороги и жилье.

При этом, несмотря на все сложности, в стране сохраняется полное финансирование всех бюджетных строек и программ. Более того, на дорожное строительство было выделено дополнительно 120 млрд руб. Помимо этого, в правительство внесена на утверждение программа федерального и регионального строительства на ближайшие 5 лет, и финансирование заявленных в ней объемов строительства составит более 10 трлн руб.

Также продолжается предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов в объеме 1 трлн руб., из которых около 250 млрд руб. будет освоено в 2022 г., и они сейчас пересматриваются с учетом импортной составляющей.

Как заметил вице-премьер, есть 3 способа бюджетного регулирования – стройка, которую полностью контролируют до последнего рубля, второе – это банковское финансирование, которое пока идет из рук вон плохо, и третье – это налоговые маневры. По последним президент РФ озвучил беспрецедентное решение – отсрочить1 трлн руб. налоговых взносов. Будут введены социальные налоги на 2 квартала для тех, кто сохраняет рабочие места. И эта мера даст по предварительным оценкам около 150-200 млрд руб. именно подрядчикам в строительной отрасли.

По словам Марата Хуснуллина, в сложившейся ситуации все банки должны финансировать абсолютно все отрасли, но они не хотят это делать или делают крайне минимально. В результате, несмотря на все предлагаемые меры поддержки, попросту провалилась ипотека. Также фактически не идет кредитование строительства, даже по счетам эскроу – только при наполнении свыше 50%. Однако, государственные банки обязаны финансировать экономику, а значит, государство будет искать меры докапитализации и поддержки компаний. В частности, правительство планирует субсидировать инвестиционные кредиты на строительство коммерческой и промышленной недвижимости.

Как заявил президент РСПП Александр Шохин, общий объем средств на субсидирование ставок инфраструктурного строительства меняется не сильно. И чем больше компаний попадет в список системообразующих, а их уже больше 2 тыс., тем меньше достанется средств каждой из них. При этом даже ставка 15% – непосильная для инфраструктурного строительства, поскольку эти проекты длительные. Поэтому остается лишь ГЧП, а ставка должна быть в разы ниже рыночной.

Попросила поддержать субсидирование процентных ставок по проектам отрасли и генеральный директор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний Мария Ярмальчук. За последние полгода компания провела два исследования рынка, показавшие, что суммарный долг 170 крупнейших компаний, которые занимаются инфраструктурными проектами, составляет 4,5 трлн руб. Сегодня ситуация находится в критической зоне. 47% компаний из 200 крупнейших находится в риске банкротства предприятий – и это самые устойчивые компании отрасли.

От одной проблемы к другой

Еще одно направление для регулирования, по мнению Марата Хуснулина, – это нормативная база, которая крадет время и создает лишние издержки. Для сокращения инвестиционно-строительного цикла была проделана большая работа, включая последние изменения в транспортный закон, которая позволит сократить до 100 согласований при строительстве государственных инфраструктурных объектов. А уменьшение количества согласительных процедур на 30% экономит около 2 трлн руб.

Но ключевым сегодня стал вопрос повышения производительности труда. Как подчеркнул вице-премьер, Россия не сможет быть конкурентоспособной, когда производительность труда нашего строителя в 2-2,5 раза ниже турецкой и в 8 раз ниже американской. И сейчас пришло время начать над ней работать. Кроме того, правительство прорабатывает вопрос замены технологий для более современного и эффективного строительства, включая закупку нового оборудования у дружественных стран. А для этого в первую очередь необходимо отвязать стоимость материалов от валюты.

Что касается удорожания – это самая болезненная тема. Сегодня сумма удорожания контрактов пока оценивается в 170 млрд руб. И, как заметил Марат Хуснуллин, неоднократно сообщалось Минфину, что лимит в 105 млрд руб. на этот год уже выбран. А значит нужно «перебросить» на эти цели средства из бюджета на 2023–2024 гг. И уже поданы заявки на компенсацию еще 65 млрд руб. Но удорожание стройки – это не проблема стройки, это проблема государства. Существует и спекулятивная составляющая, и инфляция – стройка не должна из-за этого страдать. Поэтому Минфину дано поручение изыскать деньги, хотя он всеми силами пытается сэкономить. Но в целом участники рынка жалуются, что средства доводятся крайне медленно. Это подтвердил и генеральный директор АО «Мостострой-11» Николай Руссу – по его словам, компания деньги не получает.

А, по словам Марии Ярмальчук, одобренное удорожание по контрактам организаций, входящих в НАИК, составило 11,3%. Однако темпы доведения компенсаций до подрядчиков очень пугают. В среднем деньги доходят до организаций более чем за 140 дней. И это боль крупнейших компаний, которые пытаются как-то выживать в этих условиях.

Также, по ее мнению, сегодня особенно остро стоит вопрос по оптимизации процесса взаимодействия между заказчиком и подрядчиком в рамках госконтрактов. Например, сроки рассмотрения обращения подрядчика о том, можно ли ему зайти в Главгосэкспертизу, в среднем составляют 69 дней. После этого начинаются процедуры по экспертизе и допсоглашениям. Но с текущей ставкой и тем, что финансирование не доводится, момент стал болевым.

Как сообщил Марат Хуснуллин, уже идет активная работа по предоставлению прав заказчикам изменять незначительные условия контрактов, не влияющих на функциональность. Однако заказчики совершенно не хотят брать на себя такую ответственность. И их можно понять – сегодня они будут все делать быстро, а завтра на голову свалится ответственность. Поэтому правительство занимается вопросом смягчения, в том числе, уголовной ответственности, и ряд законодательных инициатив уже внесен в Думу. Возможно, после этого заказчики начнут работать энергичнее и эффективнее.

Казначейским сопровождением – по бизнесу

Конечно, как заметил Александр Шохин, подписанная в феврале дорожная карта, отражающая предложения бизнеса, – это, несомненно, важный шаг. Но многие проблемы все же остались, и одна из основных – расширенное казначейское сопровождение. Напомним, с декабря прошлого года контракты в строительстве и дорожной сфере свыше 1 млрд руб. перешли на расширенное казначейское сопровождение, что вызвало огромный поток критики и непонимания. Строители привыкли к обычному сопровождению, они не понимают, зачем на них навешали банковское, а теперь и казначейское. Оборудование стоит очень дорого, а накопленные долги в банках не дают возможности компаниям развиваться и могут привести к банкротству. Проблема в существующем долгом бюджетно-инвестиционном цикле – многие инфраструктурные проекты строятся 5 лет даже при условии сокращении сроков на 30%.

По данным Марии Ярмальчук, последние 10 лет рентабельность строительной отрасли ниже уровня инфляции. Это говорит о том, что развитие компаний не может происходить нормальными темпами, а значит невозможно повышать производительность труда. При том, что прямой эффект, который отрасль дает экономике, составляет 2 трлн руб., а косвенный – еще 1,1 трлн руб. И когда обсуждается, сколько дать субсидий компаниям, нужно учитывать, какие потери для экономики могут быть, если у компаний пропадет финансовая устойчивость.

Однако, по мнению заместителя руководителя Федерального казначейства Александра Демидова, сложившаяся ситуация позволила сторонам научиться слышать друг друга. Это уникальный пример, когда заказчики, представители крупнейших компаний, банков и казначейства искали общую золотую середину. Но у всех разные интересы.

Например, госзаказчики остерегаются принимать решения даже в рамках предоставленных прав по банковскому сопровождению и неохотно идут на поэтапную приемку работ. Генподрядчики, исполнители и компании хотят получить все деньги сразу – 100% аванса на расчетный счет в банке и открывать его по мере выполнения работ, чтобы было меньше оформительных процедур. Банки тоже хотят, чтобы 100% аванса упало на расчетный счет в банке, и кредитовать операции за счет этих пассивов. Государство же создало органы финансового контроля, задача которых беречь народные деньги до копейки. Поэтому все участники смотрят друг на друга с недоверием и претензиями. И в этой ситуации расширенное казначейское сопровождение было передвинуто на следующий год, что, конечно, проблему не решает.

Сейчас нужно доработать все механизмы – уже подготовлены поправки в Бюджетный Кодекс и Закон о бюджете на текущий год. Предусмотрено, что поставщикам строительных материалов денежные средства даже в качестве аванса можно перечислять на их расчетные счета. За выполненные работы и оборудование – тоже на расчетные счета. А выводятся эти средства по казначейскому сопровождению. «Затащить» же поставщиков строительных материалов, которые находятся в привилегированном положении, зачастую занимают монопольное положение на рынке и не имеют проблем со сбытом продукции, на казначейские счета невозможно. Ожидается, что все эти поправки будут оперативно приняты. А с каждым конкретным случаем затягивания перевода денег будут разбираться, если есть подозрения, что это происходит умышленно.

При этом одновременно само по себе может развиваться банковское сопровождение. И когда казначейско-банковское сопровождение будет прозрачно, то можно будет перейти на чисто банковское. Как заявил Александр Демидов, Казначейство готово обсуждать любые предложения, но нужно помнить, что регулятор все-таки – Минфин.

Поговорим об импортозависимости

Проблема, с которой отрасли еще предстоит столкнуться,— импортозависимость. И речь идет не о стройматериалах, а о технике. Как заявил заместитель председателя правления по инвестиционной политике ГК «Автодор» Игорь Коваль, в крупных компаниях 80–90% техники приходится на импортное оборудование и комплектующие. И эта проблема носит отложенный характер. Так, по оценкам Николая Руссу, нехватка техники может почувствоваться в III кв. 2024 г.

Заместить можно несколькими вариантами – это и параллельный импорт, и замена на российскую технику, и более активное сотрудничество с китайскими компаниями. Но каждый из них не идеален. В частности, российские аналоги менее долговечны. Импортную технику направляют в отдаленные регионы, потому что уверены, что она точно будет работать долго. Плюс ко всему, российская требует частого ремонта. А отказаться от импортной очень сложно, у некоторых видов техники вообще нет ни российских, ни китайских аналогов. При этом для поддержания текущих темпов строительства необходимо большее количество техники, а значит, и рабочей силы, которая сейчас в дефиците.

Как минимум 30% оборудования и техники придется заменить в ближайшие 3-5 лет. За это время нужно будет либо найти альтернативных поставщиков, либо самим научиться производить такое оборудование. Конечно, многие компании привыкли не только к конкретным производителям, но и поставщикам. И это касается не только системы управления, но и поставки комплектующих, запчастей, сервиса сопровождения, обучения персонала. Поэтому перейти на отечественный продукт очень сложно. И для импортозамещения должна быть своя свежая программа. Но чтобы нагнать, нужно время. А это очень сложно сделать, учитывая, что научная база разрушена – ведь импортозамещение будут создавать не чиновники или Казначейство, а люди, получившие опыт и знания, которые пока еще не ушли в мир иной.

Как единогласно заявили участники мероприятия, наконец произошла консолидация отрасли, удалось донести свои мысли и тревоги до власти. Весь мир в разные годы выходил из кризиса через стройку – здесь нет ничего нового. Поэтому нужно найти консенсус между государством и бизнесом и выйти из кризиса безболезненно.

Источник: Агентство новостей "Строительный бизнес"

#Форум #импортозамещение #инфраструктурное строительство
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

7
#Минстрой

В Минстрое России обсудили основные перспективы цифровизации строительной отрасли

В Минстрое России состоялось заседание круглого стола по теме «Импортозамещение как дополнительная стратегия в отрасли городского хозяйства»
17
#строительство

В Москве пройдет III Ежегодный отраслевой форум «Управление строительством в России. Современные практики и технологии»

Форум станет площадкой для общения представителей деловых кругов и обсуждения вызовов, с которыми сегодня столкнулись инвесторы, девелоперы, проектно-строительные и инжиниринговые компании, и обмена лучшими практиками и компетенциями при реализации инвестиционно-строительных проектов в условиях меняющейся реальности