Комментировать

Назрела объективная необходимость переосмысления роли и места инженерных изысканий в градостроительной деятельности

Большую статью на тему Концепции совершенствования системы технического регулирования и оценки соответствия в строительстве опубликовали в журнале «Вестник инженерных изысканий» представители Ассоциации СРО «Изыскатели Санкт-Петербурга и Северо-Запада» Евгений Тарелкин и Алексей Петушков. Авторы выделяют несколько «законодательных тупиков», в которые забрела отрасль и предлагают ряд мер, как можно оттуда выйти. А мы предлагаем вниманию читателей конспект этого небезынтересного исследования.

Тупик 1. Вид деятельности

Авторы приводят ссылки на ряд федеральных нормативно-правовых документов, которые по-разному трактуют понятие инженерных изысканий. Например, согласно своду правил «Инженерные изыскания для строительства»: «Общие положения. 4.1 Инженерные изыскания – обязательная часть градостроительной деятельности…». Аналогичное понимание даёт и ЕКС, где в разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности» находим «6. Инженерные изыскания для строительства». Однако в Градостроительном кодексе РФ, в статье 1.1 упоминания об инженерных изысканиях нет.

Согласно Федеральному закону «О геодезии, картографии и пространственных данных…», суть геодезической и картографической деятельности состоит в работах, которые выполняются и при осуществлении градостроительной деятельности, то есть в ходе инженерно-геодезических изысканий. Но в ОКВЭД в разделе «7.12.45 Инженерные изыскания в строительстве» все виды изысканий (геологические, экологические, гидрометеорологические) отнесены к геодезической и картографической деятельности.

Тупик 2. Регуляторы

Сейчас весьма модным словом стало «регулирование». Разные виды регуляторов, от законов до ведомств, внедряются в российскую действительность, не ведая о том, что «регулировать», чем занимается регулировщик движения, это отнюдь не управлять и даже не руководить.

Авторы указывают, что ГрК РФ наделяет полномочиями по регулированию Правительство РФ, а оно – Минстрой России, который не наделён полномочиями по нормативно-правовому регулированию. Выполнение геодезических и картографических работ в градостроительной деятельности регламентируется Федеральным законом «О геодезии, картографии…», статья 5. Однако, Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в статье 1 «Сфера применения настоящего закона» указывает, что он «регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее – продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания)».

Тупик 3. Вид продукции

Согласно Налоговому кодексу РФ, статья 38: «5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности». Весьма удачное выражение, но неудачно представление результатов выполнения инженерных изысканий в виде услуги, не имеющей материального выражения.

Вместе с тем инженерные изыскания, в первую очередь, геодезические, уже два десятилетия назад перешли на получение и представление результатов изучения местности в цифровой форме. Это нашло отражение не только в понятиях «план инженерно-топографический» и «инженерная цифровая модель местности», содержащихся в своде правил, но и в требованиях, установленных Правительством РФ: «В случаях если застройщик или технический заказчик обеспечивает формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства, результаты инженерных изысканий подготавливаются в форме, позволяющей осуществлять их использование при формировании и ведении такой информационной модели». Требование к представлению информации в цифровой форме содержится и в ГрК РФ, статья 56: «Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.

Таким образом, результаты изысканий должны иметь и всегда имеют как материальную, так и нематериальную форму. Нематериальную форму могут иметь только услуги, которые «реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности». Для инженерных изысканий это явно не подходит, абсурдно по сути, поскольку результаты изысканий представляются отчётным документом в текстовой или графической формах.

Интегральные тупики

Помимо этого, авторы выделяют несколько других тупиковых проблем, связанных с нормативной базой, пониманием сути изысканий и оценкой стоимости работ.

В заключение отмечается, что все проблемы в инженерных изысканиях, порождающие тупики, взаимозависимы, взаимообусловлены, взаимосвязаны. Имеется объективная необходимость переосмысления роли и места инженерных изысканий в градостроительной деятельности, видов представления материалом и требований к ним, понимания места цифровизации и оценки труда изыскателей. Без системного анализа состояния и проблем отрасли, полагают авторы, появления принципиально новых идей и подходов, изыскания обречены на хроническое отставание, как от мирового прогресса, так и от современных требований к ним градостроительной деятельности.

Источник: За-Строй.РФ

#градостроительство #инженерные изыскания
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

Главгосэкспертиза России
13
#норматив

«Необходимо срочно устанавливать новые нормативы затрат на инженерные изыскания»

«Для этого нужны утвержденные Минстроем России методические документы, определяющие порядок разработки и применения таких нормативов». Такое мнение высказал Сергей Головин, и.о. заместителя начальника Главгосэкспертизы России, в ходе круглого стола «Проблемы ценообразования в инженерных изысканиях». Дискуссия была организована в рамках «V Российского форума изыскателей». Он проходит на площадке НИУ МГСУ с 18 по 21 сентября. Ранее на пленарном заседании юбилейного форума выступил начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов

11
#градостроительство

368 тыс. обращений на получение госуслуг и сервисов в сфере строительства направили застройщики

32 услуги предоставляются через официальный портал мэра и правительства Москвы, 22 из них предоставляются только онлайн