Влияние ТИМ на когнитивные способности сотрудника и его трудовой функционал
Пулатова А.В., директор службы систем информационного моделирования АО «ГК «Эталон» (Группа «Эталон»).
Шарманов В. В., к.т.н., инженер-технолог отдела контроля информационных моделей ООО «Эталон Тех» (Группа «Эталон»).
На протяжении последних лет в профессиональной среде достаточно активно обсуждаются вопросы практического внедрения и использования современных цифровых технологий в строительстве. Однако практически не освещаются вопросы их влияния на когнитивные способности, мироощущение человека, работающего с такими технологиями и информационными моделями. Авторы предлагаемой статьи в какой-то мере восполняют этот пробел.
Современное общество активно внедряет цифровые технологии. Это касается как электронных устройств, так и умных систем по управлению домами. Обновление технологий происходит каждые 3–5 месяцев. При этом меняются как сами устройства, так и программное обеспечение. Не исключением является строительная отрасль, где происходят фундаментальные изменения, которые кардинально меняют строительные технологии, применяемую технику и оборудование, и формируют новый технологический и организационный уклад современного строительного производства. Например, аддитивные технологии в строительной отрасли произвели переворот в подходах к организации строительства, в материаловедении, поскольку были созданы новые строительные смеси и компоненты. Другим направлением использования цифровых технологий является система «Умный дом» или домашняя автоматизация, позволяющая повысить комфорт проживания в таких домах, управлять как системами жизнеобеспечения,
так и используемыми бытовыми устройствами.
Наиболее массово используемой технологией в строительной отрасли является технология информационного моделирования (ТИМ), в основе которой лежит трехмерная модель объекта строительства, наполненная необходимой информацией с возможностью организации коллективной работы с объектом строительства. ТИМ – это алгоритм коллективного создания и использования информации о сооружении, формирующий основу для всех решений на протяжении жизненного цикла объекта строительства (от планирования до эксплуатации
и сноса).
Используемых технологий в строительной отрасли достаточно много, но как показывает практика, большинство нацелено на использование ТИМ в производственных процессах,
а также внедрение искусственного интеллекта, машинного зрения и нейросетей в бизнес-процессы строительных компаний. Государством определен вектор цифровизации
(Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»).
В Указе определены направления развития информационного общества и формирования национальной цифровой экономики. Кроме того, приняты и другие важные документы
и поручения, по вопросам развития ТИМ: Поручение Президента РФ № Пр-1235 от 19.07.2018, посвященное вопросам модернизации строительной отрасли и повышению качества строительства, переходу к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства (ОКС) на основе внедрения ТИМ.
Рассматривая Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2021 N 3883-р (ред. от 13.10. 2022), отметим, что внедрение ТИМ является одним из основных направлений цифровизации
и неотъемлемой частью современного строительного производства. Для решения новых амбициозных задач необходимо привлечение специалистов, которые могли бы их решить, поэтому следует разрабатывать принципиально новые подходы к управлению персоналом
в компаниях, ориентироваться на привлечение новой генерации специалистов ведущих технических ВУЗов, которые могут способствовать развитию компании, и строительной
отрасли в целом. Новые технологии активно влияют на развитие нынешнего поколения студентов. Открываются новые возможности в обучении с переходом в онлайн-пространство, что дает обширные возможности к познанию новых практик, техник, методик без привязки
к пространству и времени.
Современное поколение специалистов являясь основным пользователем новейших технологий, и рассматривающее их как неотъемлемую часть жизни, без которых невозможно личностное и профессиональное развитие, обладает иным, чем старшие поколения, набором определенных когнитивных способностей, позволяющих обрабатывать большие массивы получаемой информации.
Когнитивные способности представляют собой навыки, позволяющие адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, основанные на восприятии, познании, обработке и анализе поступающей информации.
С их помощью человек имеет возможность принимать взвешенные и обоснованные решения, эффективно использовать полученные знания на практике. Формирование когнитивных способностей начинается в раннем возрасте и развивается на протяжении всей жизни. Немаловажную роль в развитии когнитивных способностей и пространственного мышления оказывают детские увлечения объемными структурами, всевозможными компьютерными играми и конструкторами.
Рассмотрим влияние ТИМ на когнитивные способности человека, являющегося специалистом в своей области, прошедшего профессиональную подготовку в технической сфере, владеющего двумя и более программными продуктами для проектирования и обладающего навыками программирования.
Анализируя когнитивные способности нового поколения, отметим, что они в значительной степени более технологически и информационно развиты, чем предыдущие поколения. Получаемые в процессе обучения навыки позволяют молодым людям качественнее и предметнее овладевать пространственным мышлением и эффективнее использовать в работе необходимую информацию.
Работая с информационными технологиями на предприятии, молодой специалист оценивает преимущества и недостатки используемых технологий, познаёт такие процессы как миграция метаданных из различных сред (например, как из ТИМ-модели формируются сметы, организуется работа строительного контроля, выпускаются рабочие чертежи, рассчитываются ФОТ, оформляется техническая документация, расставляются предметы мебели и оборудование, аккумулируется информация со строительной площадки и т. д.). Специалист, проходя практику с использованием ТИМ в производственных процессах организации, погружается в сущность информационных технологий и видит полную картину возможного применения их в будущем. Подобный способ организации учебного процесса способствует повышению когнитивных способностей, позволяющих генерировать новые идеи использования ТИМ.
Рассматривая практику управления в современных строительных компаниях, отметим, что
в управлении бизнес-процессами задействованы также специалисты предыдущих возрастных поколений. Как правило, эти поколения обладают хорошими базовыми теоретическими знаниями, практическими компетенциями, и ключевыми навыками в организации производственной деятельности и владеют анализом стратегических целей. Для решения перспективных новейших стратегических целей необходимы компетенции с учетом современных технологий.
Подобное развитие обеспечивается дополнительным обучением руководителей, что позволит повысить их компетенции, приобрести дополнительные профессиональные навыки в процессе обучения и познания новейших технологий.
Необходимо развивать внутри компаний контактные связи, где руководители и специалисты смогут делиться своими знаниями и опытом работы, что приведет к повышению скорости и качества передаваемой информации и позволит принимать взвешенные управленческие решения.
Такой подход принесет компании максимальный эффект в развитии современных технологий при минимальных затратах, а также будет способствовать повышению когнитивных способностей разновозрастных поколений.
В какой момент целесообразно привлекать молодых специалистов к управлению производственными процессами с использованием современных информационных технологий?
Максимальный эффект от использования новых знаний в совокупности с опытом и практикой действующих сотрудников можно достичь на этапе планирования и проектирования.
Благодаря такому подходу удастся определить направления, в которых может использоваться ТИМ с получением максимальной экономической выгоды. Предусмотренные на начальных этапах инструменты по автоматизации обработки и получения данных позволят в дальнейшем минимизировать затраты на доработку информационных систем.
Рассматривая качество информационной модели объекта строительства, необходимо
на этапе проектирования автоматизировать процедуру проверки такой модели для выяснения отклонений от проектных решений, что в дальнейшем позволит минимизировать затраты
на этапе строительства.
Автоматизация работы с ТИМ позволяет стандартизировать рабочие процессы, допускающие получение данных в табличном и графическом виде, что позволит выстроить статистические и прогнозные модели, на этапе проектирования дает возможность повысить качество проектных решений и в дальнейшем снизить затраты по управлению такими проектами.
Возрастает потребность в современных специалистах, способных ориентироваться
в сложившихся ситуациях, владеющих современными цифровыми технологиями с высокой степенью самореализации своих профессиональных навыков. Привлечение таких специалистов в бизнес-процессы современных производств, непременно будет способствовать росту и развитию компании. Профессиональные навыки, которыми обладают такие специалисты, неразрывно связанны с цифровыми сервисами и информационными программами, позволяющими помочь им в решении поставленных задач, а значит сократить время на их реализацию, что непременно отразится на повышении эффективности труда.
В таблице показано влияние цифровых технологий на когнитивные функции и трудовой функционал.
Цифровые технологии: воздействие на когнитивные функции и производительность труда
Значимые биологические когнитивные функции работника | Технологии, расширяющие стандартные возможности когнитивных способностей работника | Возможности | Влияние на производительность труда |
Внимание | Смарт очки -Google Glasses, Sony Smart Eyeglass, Vuzix Smart Glasses M100, Glass Up | Дополнительная информация непосредственно при выполнении работы. Точность в работе. | Снижение внимания, трудоспособности, что ведет к снижению производительности. Утомляемость. |
Обучение | Использование AR /VR технологий. ТИМ | Моделирование обучающего контента. Глубокое погружение в обучающий материал. Интерактивность обучающей среды. Моделирование ситуаций необходимых для закрепления знаний. | Повышение качества выполняемой работы. Повышение производительности труда за счет сокращения времени на производственные операции. |
Мышление | Искусственный интеллект, нейросетевое моделирование | Имитирование мыслительного процесса человека, самообучение, поиск необходимой информации, аналитика данных, прогнозирование событий. | Ускорение бизнес-процессов. Выдача выверенных результатов. Прогнозирование бизнес-процессов. Повышается эффективность работы. |
Память | Компьютер, облачные технологии, сервера | Скорость обработки информации, малые пространства для хранения больших объемов данных, безграничный доступ к информации. | Экономия времени на обработке и получении информации. Упрощение хранения данных. Автоматизация производственным процессом. Снижение трудоемкости операций. |
Речь | Виртуальные голосовые помощники | Преодоление языкового барьера, личный ассистент | Повышение коммуникации среди коллег. Повышение производительности труда. |
Праксис | MR технологий. голографические дисплеи. ТИМ | Взаимодействие человека с объектом через цифровой мир. Симуляционное обучение. Возможность демонстрации теоретических знаний с помощью симуляции проводимой работы. | Повышение практических навыков. Эффективность и качество работы возрастает. Повышение объема выполняемой работы. Снижение брака в работе. |
Современные цифровые технологии, используемые в рабочем процессе, являются помощниками в развитии заложенных природой когнитивных способностей человека и выступают эффективным инструментом для решения поставленных задач.
Выводы:
1. Благодаря использованию информационных технологий кардинально перестраиваются и по — новому проявляются когнитивные способности человека, такие как память, воображение, восприятие, мышление.
2. Скорость и многозадачность требует от всех участников строительства высокой концентрации внимания и наличия хорошей памяти, высокой профессиональной компетенции для решения производственных задач. Современные информационные технологии позволяют повысить уровень составляющих когнитивных способностей, таких как логическое мышление, воображение и концентрация внимания.
Комментарии