Комментировать

Влияние ТИМ на когнитивные способности сотрудника и его трудовой функционал

Пулатова А.В., директор службы систем информационного моделирования АО «ГК «Эталон» (Группа «Эталон»).
Шарманов В. В., к.т.н., инженер-технолог отдела контроля информационных моделей ООО «Эталон Тех» (Группа «Эталон»).

На протяжении последних лет в профессиональной среде достаточно активно обсуждаются вопросы практического внедрения и использования современных цифровых технологий в строительстве. Однако практически не освещаются вопросы их влияния на когнитивные способности, мироощущение человека, работающего с такими технологиями и информационными моделями. Авторы предлагаемой статьи в какой-то мере восполняют этот пробел.

Современное общество активно внедряет цифровые технологии. Это касается как электронных устройств, так и умных систем по управлению домами. Обновление технологий происходит каждые 3–5 месяцев. При этом меняются как сами устройства, так и программное обеспечение. Не исключением является строительная отрасль, где происходят фундаментальные изменения, которые кардинально меняют строительные технологии, применяемую технику и оборудование, и формируют новый технологический и организационный уклад современного строительного производства. Например, аддитивные технологии в строительной отрасли произвели переворот в подходах к организации строительства, в материаловедении, поскольку были созданы новые строительные смеси и компоненты. Другим направлением использования цифровых технологий является система «Умный дом» или домашняя автоматизация, позволяющая повысить комфорт проживания в таких домах, управлять как системами жизнеобеспечения,
так и используемыми бытовыми устройствами.

Наиболее массово используемой технологией в строительной отрасли является технология информационного моделирования (ТИМ), в основе которой лежит трехмерная модель объекта строительства, наполненная необходимой информацией с возможностью организации коллективной работы с объектом строительства. ТИМ – это алгоритм коллективного создания и использования информации о сооружении, формирующий основу для всех решений на протяжении жизненного цикла объекта строительства (от планирования до эксплуатации
и сноса).

Используемых технологий в строительной отрасли достаточно много, но как показывает практика, большинство нацелено на использование ТИМ в производственных процессах,
а также внедрение искусственного интеллекта, машинного зрения и нейросетей в бизнес-процессы строительных компаний. Государством определен вектор цифровизации
(Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»).
В Указе определены направления развития информационного общества и формирования национальной цифровой экономики. Кроме того, приняты и другие важные документы
и поручения, по вопросам развития ТИМ: Поручение Президента РФ № Пр-1235 от 19.07.2018, посвященное вопросам модернизации строительной отрасли и повышению качества строительства, переходу к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства (ОКС) на основе внедрения ТИМ.

Рассматривая Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2021 N 3883-р (ред. от 13.10. 2022), отметим, что внедрение ТИМ является одним из основных направлений цифровизации
и неотъемлемой частью современного строительного производства. Для решения новых амбициозных задач необходимо привлечение специалистов, которые могли бы их решить, поэтому следует разрабатывать принципиально новые подходы к управлению персоналом
в компаниях, ориентироваться на привлечение новой генерации специалистов ведущих технических ВУЗов, которые могут способствовать развитию компании, и строительной
отрасли в целом. Новые технологии активно влияют на развитие нынешнего поколения студентов. Открываются новые возможности в обучении с переходом в онлайн-пространство, что дает обширные возможности к познанию новых практик, техник, методик без привязки
к пространству и времени.

Современное поколение специалистов являясь основным пользователем новейших технологий, и рассматривающее их как неотъемлемую часть жизни, без которых невозможно личностное и профессиональное развитие, обладает иным, чем старшие поколения, набором определенных когнитивных способностей, позволяющих обрабатывать большие массивы получаемой информации.

Когнитивные способности представляют собой навыки, позволяющие адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, основанные на восприятии, познании, обработке и анализе поступающей информации.

С их помощью человек имеет возможность принимать взвешенные и обоснованные решения, эффективно использовать полученные знания на практике. Формирование когнитивных способностей начинается в раннем возрасте и развивается на протяжении всей жизни. Немаловажную роль в развитии когнитивных способностей и пространственного мышления оказывают детские увлечения объемными структурами, всевозможными компьютерными играми и конструкторами.

Рассмотрим влияние ТИМ на когнитивные способности человека, являющегося специалистом в своей области, прошедшего профессиональную подготовку в технической сфере, владеющего двумя и более программными продуктами для проектирования и обладающего навыками программирования.

Анализируя когнитивные способности нового поколения, отметим, что они в значительной степени более технологически и информационно развиты, чем предыдущие поколения. Получаемые в процессе обучения навыки позволяют молодым людям качественнее и предметнее овладевать пространственным мышлением и эффективнее использовать в работе необходимую информацию.

Работая с информационными технологиями на предприятии, молодой специалист оценивает преимущества и недостатки используемых технологий, познаёт такие процессы как миграция метаданных из различных сред (например, как из ТИМ-модели формируются сметы, организуется работа строительного контроля, выпускаются рабочие чертежи, рассчитываются ФОТ, оформляется техническая документация, расставляются предметы мебели и оборудование, аккумулируется информация со строительной площадки и т. д.). Специалист, проходя практику с использованием ТИМ в производственных процессах организации, погружается в сущность информационных технологий и видит полную картину возможного применения их в будущем. Подобный способ организации учебного процесса способствует повышению когнитивных способностей, позволяющих генерировать новые идеи использования ТИМ.

Рассматривая практику управления в современных строительных компаниях, отметим, что
в управлении бизнес-процессами задействованы также специалисты предыдущих возрастных поколений. Как правило, эти поколения обладают хорошими базовыми теоретическими знаниями, практическими компетенциями, и ключевыми навыками в организации производственной деятельности и владеют анализом стратегических целей. Для решения перспективных новейших стратегических целей необходимы компетенции с учетом современных технологий.

Подобное развитие обеспечивается дополнительным обучением руководителей, что позволит повысить их компетенции, приобрести дополнительные профессиональные навыки в процессе обучения и познания новейших технологий.

Необходимо развивать внутри компаний контактные связи, где руководители и специалисты смогут делиться своими знаниями и опытом работы, что приведет к повышению скорости и качества передаваемой информации и позволит принимать взвешенные управленческие решения.

Такой подход принесет компании максимальный эффект в развитии современных технологий при минимальных затратах, а также будет способствовать повышению когнитивных способностей разновозрастных поколений.

В какой момент целесообразно привлекать молодых специалистов к управлению производственными процессами с использованием современных информационных технологий?

Максимальный эффект от использования новых знаний в совокупности с опытом и практикой действующих сотрудников можно достичь на этапе планирования и проектирования.
Благодаря такому подходу удастся определить направления, в которых может использоваться ТИМ с получением максимальной экономической выгоды. Предусмотренные на начальных этапах инструменты по автоматизации обработки и получения данных позволят в дальнейшем минимизировать затраты на доработку информационных систем.

Рассматривая качество информационной модели объекта строительства, необходимо
на этапе проектирования автоматизировать процедуру проверки такой модели для выяснения отклонений от проектных решений, что в дальнейшем позволит минимизировать затраты
на этапе строительства.

Автоматизация работы с ТИМ позволяет стандартизировать рабочие процессы, допускающие получение данных в табличном и графическом виде, что позволит выстроить статистические и прогнозные модели, на этапе проектирования дает возможность повысить качество проектных решений и в дальнейшем снизить затраты по управлению такими проектами.

Возрастает потребность в современных специалистах, способных ориентироваться
в сложившихся ситуациях, владеющих современными цифровыми технологиями с высокой степенью самореализации своих профессиональных навыков. Привлечение таких специалистов в бизнес-процессы современных производств, непременно будет способствовать росту и развитию компании. Профессиональные навыки, которыми обладают такие специалисты, неразрывно связанны с цифровыми сервисами и информационными программами, позволяющими помочь им в решении поставленных задач, а значит сократить время на их реализацию, что непременно отразится на повышении эффективности труда.
В таблице показано влияние цифровых технологий на когнитивные функции и трудовой функционал.

Цифровые технологии: воздействие на когнитивные функции и производительность труда

Значимые биологические когнитивные функции работникаТехнологии, расширяющие стандартные возможности когнитивных способностей работникаВозможностиВлияние на производительность труда
ВниманиеСмарт очки -Google Glasses, Sony Smart Eyeglass, Vuzix Smart Glasses M100, Glass UpДополнительная информация непосредственно при выполнении работы. Точность в работе.Снижение внимания, трудоспособности, что ведет к снижению производительности. Утомляемость.
ОбучениеИспользование  AR /VR технологий. ТИММоделирование обучающего контента. Глубокое погружение в обучающий материал. Интерактивность обучающей среды. Моделирование ситуаций необходимых для закрепления знаний.Повышение качества выполняемой работы. Повышение производительности труда за счет сокращения времени на производственные операции.
МышлениеИскусственный интеллект, нейросетевое моделированиеИмитирование мыслительного процесса человека, самообучение, поиск необходимой информации, аналитика данных, прогнозирование событий.Ускорение бизнес-процессов. Выдача выверенных результатов. Прогнозирование бизнес-процессов. Повышается эффективность работы.
ПамятьКомпьютер, облачные технологии, сервераСкорость обработки информации, малые пространства для хранения больших объемов данных, безграничный доступ к информации.Экономия времени на обработке и получении информации. Упрощение хранения данных. Автоматизация производственным процессом. Снижение трудоемкости операций.
РечьВиртуальные голосовые помощникиПреодоление языкового барьера, личный ассистентПовышение коммуникации среди коллег. Повышение производительности труда.
ПраксисMR технологий. голографические дисплеи. ТИМВзаимодействие человека с объектом через цифровой мир. Симуляционное обучение. Возможность демонстрации теоретических знаний с помощью симуляции проводимой работы.Повышение практических навыков. Эффективность и качество работы возрастает. Повышение объема выполняемой работы. Снижение брака в работе.

Современные цифровые технологии, используемые в рабочем процессе, являются помощниками в развитии заложенных природой когнитивных способностей человека и выступают эффективным инструментом для решения поставленных задач.

Выводы:

1. Благодаря использованию информационных технологий кардинально перестраиваются и по — новому проявляются когнитивные способности человека, такие как память, воображение, восприятие, мышление.

2. Скорость и многозадачность требует от всех участников строительства высокой концентрации внимания и наличия хорошей памяти, высокой профессиональной компетенции для решения производственных задач. Современные информационные технологии позволяют повысить уровень составляющих когнитивных способностей, таких как логическое мышление, воображение и концентрация внимания.

#ТИМ
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

35
#ТИМ

«Дом.РФ» запустил курс «ТИМ-проектировщик» для старшеклассников

Цифровая академия «Дом.РФ» запустила бесплатный онлайн-курс «ТИМ-проектировщик» из профориентационного цикла «Профессии будущего в строительстве» для учащихся 8-11 классов и студентов колледжей
59
#цифровизация

«Людей, которые хотят цифровизировать свои компании, необходимо объединять»

25-26 ноября в Астане прошел Форум по цифровизации строительной отрасли стран СНГ, в котором приняли участие более 150 застройщиков. Главными темами стали внедрение «цифры» с нуля, новые и существующие IT-продукты, нюансы законодательства, а также практические кейсы от лидеров рынка. Организатором мероприятия выступил проект «Все о стройке»
18
#ТИМ

«Моспроект» перешел на «Цифровой контроль строительства» от ДОМ.РФ

Архитектурно-проектное бюро «МОСПРОЕКТ» в рамках реализации собственной стратегии по внедрению технологий информационного моделирования перешло на «Цифровой контроль строительства» — ТИМ-платформу от ДОМ.РФ