Комментировать

Строительный контроль в цифровом формате

Мартинсон В.Л., заместитель директора департамента
обеспечения качества дорожных работ ФАУ «РОСДОРНИИ»

Тренд на цифровизацию существенно меняет экономическую реальность, все больше внедряясь во все процессы компаний и государственных структур. Новые технологии, интегрируемые в современную экономику, создают более гибкие интеллектуальные способы организации рабочего процесса, повышая прозрачность деятельности отдельных подразделений и организации в целом. Цифровая трансформация дорожной отрасли обеспечит информационно-аналитическую поддержку органам власти, которые контролируют использование средств дорожных фондов, и одновременно станет базой для их мониторинга, аналитики и работы разных категорий пользователей.

В дорожной отрасли порядок строительного контроля четко регламентирован. Рассмотрим три документа, которые содержат основные требования к обеспечению качества выполнения строительно-монтажных работ, соблюдению сроков, объему, стоимости строительства, соответствию проектной документации и нормативным требованиям. Первый документ, главенствующий – технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», который в качестве одной из форм оценки соответствия предусматривает процедуру «строительный контроль». Второй документ – Градостроительный кодекс РФ, в котором впервые введен термин «строительный контроль» и обозначены основные участники данного процесса. И третий – Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», разделяющий задачи участников строительного контроля.

Непосредственно порядок проведения строительного контроля в дорожной отрасли установлен в межгосударственном стандарте и национальных стандартах РФ. Нормативные документы полностью увязаны с правовой базой строительного контроля. Ошибкой было бы цифровизировать процедуру, которая не завершена и не имеет четкого порядка проведения.

В результате установленных требований процедура строительного контроля классифицируется в зависимости от участника, места и времени, метода и объема.

Переход к использованию механизма цифровизации строительного контроля поможет оперативно принимать управленческие решения на объектах производства работ. Больше не надо выезжать на объект, вся информация станет доступна на персональном компьютере, телефоне или планшете.

Вспомним, как трансформировалась навигация в автомобиле. Сначала были бумажные атласы, потом появились навигаторы, которые необходимо было покупать и устанавливать в конкретный автомобиль. Сейчас у нас карты в личном телефоне, без привязки к автомобилю, которые показывают пробки, парковки, ограничения скорости, дорожные работы на участках. Это удобно. Если бы было необходимо вносить данные о своем местоположении каждые 15 минут или, выходя на улицу, поднимать телефон над головой, чтобы поймать сигнал, то такой «цифровизацией» никто бы не пользовался. Также и с цифровизацией строительного контроля. Прежде всего, она должна быть удобна для всех пользователей.

Следует отметить, что понятия «оцифровка» и «цифровизация» не являются синонимами. Так, цифровизация (digitalization) рассматривается как «социально-экономическая трансформация, инициированная массовым внедрением и усвоением цифровых технологий, т.е. технологий создания, обработки, обмена и передачи информации». В то время как «оцифровка» — это перевод бумажных документов, изображений, видео в цифровую форму.

При цифровизации строительного контроля речь не идет о переводе документов в электронный вид. Это должна быть единая программа, где одновременно работают инженеры строительного контроля, подрядчики и заказчики. Информацию можно будет получить в любое время на мобильных устройствах или планшете без каких-либо специальных технических средств.
Будут видны выполненные и принятые работы, различные аналитические автоматические справки, фотографии, исполнительные схемы, протоколы испытаний и др.

Важнейшей информацией, которую необходимо получать в режиме реального времени, является информация о выполненных на объекте работах. Пользователь сможет увидеть ее либо в виде объемной картинки конструктивных слоев дорожной одежды, либо линейных графиков, которые представляют собой ведомость объемов работ. Возможен вариант наложения цветом выполненных работ на аэрофотомониторинг.

Часто заказчикам не нужна в оперативном режиме вся информация из ежемесячного отчета,
а необходимы основные этапы, схемы и визуализированные слои. При цифровизации строительного контроля заказчик сможет сам выбрать приоритеты в получении информации. Это может быть получение разрешительной документации. Мы должны понимать, что, например, с первого по десятый километр разрешения получены и ограничений нет, линия идет непрерывно, а значит, на этих километрах можно строить объект – начинать работы.
Вторая линия – утверждение рабочей документации. Если в линии есть разрывы, то на какой-то участок дороги нет рабочей документации. Третья – согласование проекта производства работ (ППР). Пользователь видит, принят ли ППР заказчиком как документ к исполнению, либо он еще не согласован, и работы не могут вестись и оцениваться. Следующая возможная линия – выполненные дорожно-строительные работы. Далее – замечания строительного контроля. Если они есть, принятых работ на линии выше быть не может. И так выстраивается цифровая модель объекта, на которой визуально видны возможные нарушения и причины срывов сроков.

При необходимости пользователь может «погрузиться» в детали и получить оперативную информацию вплоть до фотографий дефектов и паспортов на применяемые материалы.
Такие детали по каждой из вышеуказанных «линий» можно будет посмотреть по клику мышки. Нажали на фрагмент, горящий красным цветом, или в место разрыва «линии» — то есть на участок, по которому есть замечания, увидели их содержание: например, фотографию неправильного сканирования или неправильно оформленный паспорт на материалы и т.д.

При цифровизации строительного контроля доступно и календарно-сетевое планирование, которое наглядно покажет, где мы опережаем график, а где однозначно не уложимся в сроки, которые заложены в контрактной документации. Например, можно будет увидеть, смогут ли работы быть завершены в установленный срок, если на объекте будут продолжать работать фактически работающее число автомобилей-самосвалов, и что произойдет со сроками, если добавить/убавить количество той или иной техники. Дополнительно подрядчики могут устанавливать на свою технику датчики GPS/ГЛОНАСС мониторинга, которые помогут регулировать время использования и оптимальное распределение по объекту дорожно-строительной техники.

Отдельный вопрос – исполнительная документация, точнее ее формирование по установленным формам. Вся исполнительная документация может быть унифицирована и выдаваться той формы, которая в данном случае необходима (по форме соответствующего ведомства), нажатием одной кнопки. Существуют различные формы исполнительной документации и различные требования к ней. Используя цифровую модель строительного контроля, у пользователя пропадет необходимость двойного ведения исполнительной документации. В программу изначально будет заложена возможность составления форм в зависимости от того, какая организация проводит контрольные мероприятия. Все графы будут появляться автоматически, и никаких проблем в разночтениях по той или иной форме быть не может. Также в программу будет заложено автоматическое формирование самой исполнительной документации, а именно, контрольные показатели в ведомостях контрольных измерений, а также их автоматический подсчет и обработка. Из дополнительных опций можно отметить возможность взаимосвязи при получении вызова на приемку работ и информация о контрольных параметрах, которые необходимо измерить и, что очень важно для инженера-резидента – возможность автоматического формирования его дневника ежедневных работ. Отчетные материалы также будут формироваться автоматически на любую дату в любом формате.

Конечно, при таком подходе есть и определенные риски, и они связаны, прежде всего,
с прозрачностью процедуры цифровизации строительного контроля. В линейном графике, например, по какой-то причине может быть не принят слой из песка, следовательно, вышележащий слой из щебня мы сдать не сможем вне зависимости ни от каких условий.
Более того, мы даже не можем приступить к началу работ по его устройству. Если у подрядчика отсутствует необходимый полный комплект исполнительной документации – это также является основанием для «загорания красным цветом» — фактически недопустимостью приемки этих работ и устройству последующих. Система в автоматическом режиме не позволит сдать выполненные работы. Возникает ситуация, когда с одной стороны отсутствие какого-либо документа (например, по технической причине) не является причиной снижения качества и работы могли бы быть приняты, а с другой стороны, автоматически данный объем работ закрыт не будет. Второй момент – автоматическое формирование аналитических материалов, когда проблемные места порой носят временный характер и их исправление вопрос нескольких дней или даже часов. Автоматическое формирование отчетных материалов не сделает поправку на скорейшее исправление несоответствий и покажет сниженную динамику и все несоответствия, которые при «ручном режиме» могли бы не попасть в справку ввиду гарантированного устранения в кратчайшие сроки.

Несмотря на то, что у нас есть понимание того, как должна работать процедура цифровой трансформации, реализовать ее – это целая серьёзная задача. Цифровизация – это не то, что можно занормировать и выдать как итоговое решение. Нужна инициатива подрядчика, запрос «снизу». Чтобы он выбрал лучшую программу, а заказчик примет решение и преобразует ее для всех участников.

Система никогда не заработает, если не будет разработан и принят регламент межведомственного взаимодействия. Дорожники должны получить возможность сдавать в органы государственного контроля цифровую документацию и отчеты по результатам строительного контроля. Также возможно включение, синхронизация и обмен данными между действующими государственными информационными системами. Еще одна очевидная задача — разработка системы штрафных санкций по результатам несоответствий и нарушений. Цифровая система неизбежно покажет н нарушения, которые регламентируются договорными обязательствами, и появляется вопрос: за какие именно нарушения нужно и действительно необходимо взимать штрафы для обеспечения качественного возведения объекта в целом.

Дорожная отрасль взяла курс на цифровизацию. Вопрос только в том, когда мы сможем сделать конкретные шаги в данном направлении. Если «дорожники» не покажут результат в ближайшее время, то специалисты других отраслей возьмут на себя эту функцию и разработают систему, по которой мы вынуждены будем работать. И, как показывает практика, есть большая вероятность, что будут учтены далеко не все наши нужды и пожелания.

Минстрой России уже вводит новые формы исполнительной документации. В ноябре 2022 года изданы приказы, которые предусматривают новые формы и перечень ведения документации, в том числе в цифровом формате. Также ведомство разрабатывает свод правил по порядку проведения строительного контроля. Как ранее отмечалось, в дорожной отрасли есть выстроенная работающая система строительного контроля как одной из форм оценки соответствия ТР ТС 014/2011 и есть большая вероятность, что вновь вводимые «правила игры» будут идти вразрез с действующей системой и во многом противоречить действующим.

Шагом к цифровизации и прозрачности также выступает Система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (СКДФ), разработанная РОСДОРНИИ, в которую со временем также может быть интегрирована система данных строительного контроля за объектами. Система содержит актуальную базу автомобильных дорог, сводит данные о дорожных работах, закупках, ДТП (включая статистические и аналитические инструменты расчета аварийных участков), формировании и расходовании средств дорожных фондов. Согласно Федеральному закону от 06.03.2022 г. № 39-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», СКДФ получила статус федеральной государственной информационной системы.

#цифровизация #строительный контроль
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

29
#цифровизация

«ДОМ.РФ» готов разрабатывать цифровые сервисы для застройщиков 10 стран СНГ

"ДОМ.РФ" готов разрабатывать цифровые сервисы для застройщиков 10 стран СНГ, анонсировал Директор подразделения "Единая информационная система в жилищной сфере" АО "ДОМ.РФ" Александр Лукьянов
18
#цифровизация

«Мозги» российской нейросети и триллионы рублей от ИИ. О чем говорил Мишустин в Алма-Ате

Председатель правительства РФ рассказал об экономическом эффекте от внедрения технологий ИИ в России, отличии российской нейросети от западной ChatGPT и российских предложениях для зарубежных партнеров
8
#цифровизация

«Ростелеком» представил технологии для «умного» кампуса в НГУ

"Ростелеком" представил инновационное комплексное решение по проектированию и строительству "умных" кампусов. Презентация состоялась в рамках рабочего визита министра экономического развития РФ Максима Решетникова в Новосибирский государственный университет (НГУ)