Комментировать

Стратегические просчеты при внедрении ТИМ: законотворчество и практика

Сидоренко Р. А., эксперт и преподаватель
по технологиям информационного моделирования (ТИМ) и цифровых технологий,
Университет Минстроя, МГУУ Правительства Москвы

Путь появления и становления технологий информационного моделирования (ТИМ) в нашей стране подходит к тому периоду, когда необходимо подвести первые итоги процесса, который начался без малого 10 лет назад. Достаточно солидный срок, позволяющий оценить, насколько верно было выбрано направление, корректно сформулированы и поставлены задачи, и как они исполнены, какие результаты получены. В настоящей статье рассмотрены вопросы нормативно-правового регулирования ТИМ, практические достижения внедрения и неудачи в коммерческом и государственном секторе, и самое важное — их причины. В качестве выводов даются соответствующие рекомендации.

Подготовительный этап внедрения ТИМ

Впервые термин «ТИМ» упомянут в Решении по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России от 04.03.2014 года №2 следующим образом: «… 12. Минстрою разработать и утвердить план поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства, включающий предоставление возможности проведения экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием таких технологий». На основании данного Решения Минстроем России был издан приказ от 29.12.2014 №926/пр «Об утверждении Плана поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства». Далее последовательно изданы:

  • Перечень поручений Президента России от 11.06.2016г. по итогам заседания Госсовета, в котором определено: «2. Правительству Российской Федерации: а) введение технологического
    и ценового аудита обоснования инвестиций в строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, установление порядка его проведения; б) разработать и утвердить план мероприятий по внедрению технологий информационного моделирования в сфере строительства».
  • Поручение Правительства РФ от 11.04.2017 г. №2468п-П9 «План мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства».
  • Поручение Президента России Председателю Правительства РФ от 19.07.2018 г. №Пр-1235,
    в котором, в частности, отмечено: «В целях модернизации строительной отрасли и повышения качества строительства обеспечьте: переход к системе управления жизненным циклом объектов капитального строительства путем внедрения технологий информационного моделирования…».
  • Принят Федеральный закон от 27.06.2019 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» закрепивший термины «информационная модель» и «информационное моделирование» в Градостроительном Кодексе Российской Федерации.

На этом, первый этап — этап нормативно-законодательного регулирования, можно считать завершенным. Термин «ТИМ» законодательно закреплен на уровне Федерального закона, были описаны условия, когда и как технологии информационного моделирования начнут внедряться. Общий срок подготовительного этапа составил немногим более 5 лет (с марта 2014 года по июль 2019 года), если отсчитывать его от самого первого Решения Совета при Президенте РФ.

Рассмотрим элементы цифровой вертикали строительной отрасли, начиная с Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД).

Рис 1.Схема цифровой экосистемы Стройкомплекса из презентации ГИСОГД
Рис 2. Схема цифровой экосистемы Стройкомплекса из презентации ГИСОГД

Практический этап внедрения ТИМ

Следующий этап состоит из следующих подэтапов:

  • принятия ряда практических НПА, описывающих термины, процессы и результаты на достаточном для реализации уровне;
  • проведения пилотных проектов по «обкатке» данных НПА, анализ их результатов;
  • внесения изменений в указанные НПА или принятие новых, потребность которых стала бы ясна только из практики.

В части реализации первого подэтапа были приняты:

  • Постановление Правительства РФ от 12.09.2020 г № 1416 «Об утверждении Правил формирования и ведения классификатора строительной информации».
    Задача классификатора строительной информации (КСИ) — идентифицировать всю информацию о строительном объекте на всех этапах его жизненного цикла. КСИ соответствует структуре международного стандарта ISO 12006, а при его разработке был учтен также и стандарт ISO 81346. В настоящий момент классификатор работает в пилотном режиме. Использование КСИ будет обязательным после введения в действие xml-схем, которые утверждаются Минстроем Российской Федерации.
  • Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 г. № 1431 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов, а также о внесении изменения в пункт 6 Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (Настоящий документ прекратил действие в связи с истечением срока), в котором был определен состав информационной модели. 
  • В постановлении Правительства РФ от 28.09.2020 г. № 1558 «О государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации» был определен порядок сокращения процедур согласования и получения разрешений на всю исходную документацию, что позволило сократить затраченное на согласование инвестиционного проекта и облегчило вхождение в бизнес новых компаний и увеличило общее количество проектов. Согласно нормам постановления Правительства РФ
    от 27.03.2018 г. № 331 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», с 2022 года все госконтракты РФ на стадии проектирования, строительства, эксплуатации и сноса должны были  быть выполнены с использованием ТИМ.

В части сводов и правил изданы следующие документы, например:

  • СП 301.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила организации работ производственно-техническими отделами»;
  • СП 328.1325800.2020 «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели»;
  • СП 331.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах»;
  • СП 404.1325800.2018: «Информационное моделирование в строительстве. Правила разработки планов проектов, реализуемых с применением технологии информационного моделирования»;
  • СП 471.1325800.2019 «Информационное моделирование в строительстве. Контроль качества производства строительных работ»;
  • СП 480.1325800.2020 «Информационное моделирование в строительстве. Требования к формированию информационных моделей объектов капитального строительства для эксплуатации многоквартирных домов»;
  • СП 481.1325800.2020 «Информационное моделирование в строительстве. Правила применения в экономически эффективной проектной документации повторного использования и при ее привязке».

Просчеты

Десятилетний процесс внедрениям ТИМ на практике не завершен, об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что указанная в Градостроительном кодексе РФ (далее — ГрК РФ) Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) не существует даже в виде ТЗ на ее разработку, классификатор строительной информации (КСИ), упоминаемый в том же ГрК РФ как обязательный при информационном моделировании (а значит, в том числе, и для проверки экспертизой при сдаче проектной документации) как подсистема ГИСОГД не функционирует, а информационный ресурс на сайте ФАУ «ФЦС» по адресу http://ksi.faufcc.ru/ не является юридически значимым для прохождения экспертизы, поскольку не является соответствующим образом аттестованной системой. Проблему можно было бы решить, издав приказ Минстроя Российской Федерации об утверждении КСИ, и в качестве приложения к приказу приложить текущую версию КСИ в бумажном варианте, однако такого приказа так же нет.

Исходя из сложившейся ситуации обозначим несколько причин того, что данный процесс, без сомнения, буксует, и без устранения, которых он успешно завершиться не может. Их условно можно разделить на две большие группы:

  • причины нормативно-организационного свойства, к которым можно отнести недостаточную координацию работы по внедрению ТИМ со стороны уполномоченных исполнителей, отсутствие проработанной нормативной и нормативно-технической документации, дающей ответы на практические вопросы, а также частую смену вектора внедрения при смене команды за него отвечающей.
  • материально-технического свойства, к которым можно отнести нехватку требуемого количества подготовленных специалистов, ввиду отсутствия централизованных курсов  подготовки, специфика  которых учитывала бы пожелания государственного заказчика; отсутствие понимания у участников процесса на какие статьи расходов и в каком объеме они должны относить свои затраты по внедрению ТИМ, чтобы в дальнейшем их не привлекли к ответственности в случае «неправильного»  отнесения затрат, а также  неопределенность  в вопросе  применения (использования) результатов внедрения.

Не секрет, что в инвестиционном процессе непосредственно Минстрой России зачастую выступает не заказчиком, а исполнителем чужих заказов, заказчиками же выступают равные ему ГРБС (главные распределители бюджетных средств), например Министерства транспорта, образования, здравоохранения и т.д., а так же ряд государственных компаний как например «Росатом», «РЖД» у которых есть собственные НПА в силу специфики их отраслей, несовпадающей со спецификой Минстроя, и применение разработанных Минстроем СП (строительных правил, в том числе, по информационному моделированию) на их объектах зачастую становится не просто необязательным, а даже невозможным. И если даже своей специфики, связанной со строительством нет, как допустим у Министерства образования, то так же нет и прямой обязанности заказывать строительство объектов образования с применением ТИМ, поскольку в постановлении Правительства РФ № 1431 установленный порядок, определяющий, кто МОЖЕТ формировать и вести информационную модель, а кто ОБЯЗАН это делать – был размыт ( ред.- с 1 августа 2023 года прием от заявителей сметной документации на экспертизу для проверки достоверности определения сметной стоимости строительства станет возможен исключительно в виде машиночитаемых документов в формате XML).

В итоге заказчик, для которого строительство не является профильной функцией, обоснованно считает, что он не является частью процесса внедрения и развития ТИМ и заключает договоры, как и ранее, без включения в них упоминания о ТИМ, а Минстрой России не обладает полномочиями эту ситуацию изменить. Как и отказать в заключении договора на строительство по этой причине. Читатели, очевидно, знают об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 г. № 331 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства» (с изменениями и дополнениями)» (https://minstroyrf.gov.ru/tim/dorozhnaya-karta-razvitiya)/.

Обратим внимание на то, с какой тщательностью отобраны ведомства и организации в графе «Исполнители», куда вошли Минстрой России, Минцифры России, Минпромторг России, Минтранс России, Минфин России, Минэкономразвития России, Ростехнадзор, Росреестр, ФАС России, ФАУ «ФЦС», ФАУ «Главгосэкспертиза России», заинтересованные ФОИВ и организации, НОТИМ, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, субъекты Российской Федерации, ВЭБ РФ, АО «ДОМ.РФ», а главной, координирующей исполнительной структуры — нет. Учитывая, что никто из перечисленных ФОИВ, федеральных учреждений и организаций друг другу не подчиняется, такое большое число участников привело к тому, что на текущий момент никто не определил, кто и что должен формировать и вести, кто и как должен устанавливать правила, потому что ни у кого из участников таких полномочий в отношении остальных нет. Фактически для достижения поставленной задачи в Рабочую группу, указанную в Плане должен войти (и возглавить ее) Департамент строительства Аппарата Правительства РФ, так, как только у него есть правовые полномочия координировать исполнение принятых решений всеми исполнителями непосредственно. Представляется необходимым включить в Рабочую группу представителей Минфина и Счетной палаты.

Второй важной проблемой, связанной с первой, является отсутствие ясных и четких указаний кто, сколько и каким образом будет оплачивать создание модели, а также оплачивать развитие информационных систем, необходимых для ее хранения и передачи между участниками инвестиционного процесса. Учитывая заметные суммы на развитие информационных систем (ИС) и особенно их последующую поддержку совершенно неясно зачем, например, должен заниматься этим непрофильный заказчик и, тем более, неясно откуда ему брать на это деньги.
А если этим в целом должен заниматься не он, то на каких условиях и кто это должен делать? Например, в ГК «Росатом», выступающий техническим заказчиком Отраслевой центр капитального строительства (ОЦКС) развивая свое Единое информационное пространство на базе отечественного решения Pilot-BIM планирует выставлять счета отраслевому заказчику за использование его сервиса на объектах заказчика, с чем последний обоснованно и аргументированно не согласен. И дело даже не столько в том, что функционал упомянутого решения морально устарел и предназначен для небольших проектных организаций, а не для крупного отраслевого заказчика, тем более, занимающегося именно эксплуатацией,
а не строительством (для чего данное решение не подходит совершенно), как в том, что он
как заказчик является владельцем модели, которая возможно будет потом использоваться в эксплуатации объектов капитального строительства десятки лет и все это время платить за использование собственной же модели он считает необорванным решением.

Фундамент третьей проблемы был заложен, как раз, в силу тех самых недоработок, о которых шла речь при анализе подготовительного этапа: указав необходимость внедрения ТИМ законодатель совершенно упустил из виду критерии и конкретные результаты этого внедрения, достижение которых (или недостижение) позволило бы как раз судить об успехе или неудаче процесса внедрения. В итоге, это привело к тому, что под «внедрением ТИМ» стал пониматься простой перевод бумажных чертежей в pdf-формат и наличие трехмерной модели в формате IFC и не было никаких оснований считать, что это не так и должно быть как-то иначе. Кроме рассмотренных стратегических просчетов было совершены тактические просчеты. 

Рассмотрим некоторые из них:

1. Большая текучка кадров в центрах цифровых трансформаций, проектных офисах и прочих штатных единицах, ответственных за внедрение ТИМ в отсутствие единого координационного центра внедрения, проводящего утвержденную единую политику приводило к частым сменам векторов развития в разных ведомствах со сломом того, что уже было реализовано, и запуском нового направления, не доведя работу до конца очередная смена команд запускала этот процесс повторно. И так раз за разом. В частности, это вылилось в то, что даже НПА управляющие процессом внедрения стали «расплываться», например, ключевое Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2021 № 331 готовилось в редакции, когда оно было обязательно исключительно для объектов социальной и медицинской сферы стоимостью более 500 млн. рублей, а принято было неожиданно для всех заинтересованных участников применительно ко всем объектом госзаказа без исключений (но появилось совершенно иное ограничение: кроме объектов возводимых в интересах обороны и безопасности государства). Другим примером данного явления может служить СП 333.1325800 «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла» в редакции 2017 года и 2020 года: это не просто доработанная редакция одного документа. Это два кардинально разных документа, которые требуют значительной переработки процессов у компаний проектировщиков, что связано с повторным вложением ресурсов и времени проектировщиков.

2. Огромное число конференций, круглых столов, заседаний привлекли внимание к этому процессу внимание людей, не только не разбирающихся в технической стороне вопроса,
но и не желающих в ней разбираться, однако имеющих свое мнение, создающих ненужный информационный шум, выдвигающих иногда совершенно непрофессиональные тезисы.
Что в итоге привело к выходу процесса из-под контроля органов исполнительной власти. Достаточно вспомнить звучащие одно время лозунги про удешевление проектирования при использовании ТИМ, кончившиеся принятием повышенных коэффициентов на проектирование (Приказ Минстроя от 24.12.2020 №854/пр «Об утверждении Методики определения стоимости работ по подготовке проектной документации, содержащей материалы в форме информационной модели») и смещением акцента экономии в область строительства. 
Оказалось, что технологии информационного моделирования не способны улучшить ситуацию на стройке, большинство проблем которой исключительно организационные и с ТИМ никак
не связанные. В итоге экономию теперь ищут в эксплуатации.

Рассмотрим важную проблему разрыва в цифровых компетенциях Заказчика и Подрядчика, которая увеличивается. Для начала предлагаю ознакомиться с двумя диаграммами, иллюстрирующими данную проблему: первая из них иллюстрирует рост производительности труда в отдельных отраслях, а вторая – уровень цифровизации.

https://static.tildacdn.com/tild6438-3030-4937-a237-643263646563/Group 22.jpg
https://static.tildacdn.com/tild6337-6464-4266-b138-363530613331/Group_20_2.jpg

С середины прошлого века по начало двухтысячных годов происходит более-менее плавный,
но все же заметный рост производительности труда везде, кроме строительства, где она даже упала. На наш взгляд, данное падение есть следствие удорожания строительства и привлечения мигрантов, увеличения доли ручного труда в ущерб применению тяжелой техники, а не прямое снижение производительности труда. Однако ситуацию это принципиально не меняет. Вторая иллюстрация показывает крайней низкую степень проникновения цифровых технологий именно в стройку, ибо проектировщики в значительной степени уже эти технологии освоили. В последнее время ситуация начала меняться. Сейчас встречаются Заказчики и Подрядчики, активно использующие самые современные методы именно на стройплощадке, включая методы дистанционного мониторинга или дополненной реальности. А с другой стороны, до сих пор присутствует большое число участников, которые кроме представления информации в формате PDF и Еxcel ничего не применяют.

В качестве первых можно привести Сахалин, правительство которого вменило в обязанность всем застройщикам работу в информационной системе «Платформа строительных сервисов», контролирующей инвестиционный портфель области. Это позволило им после внедрении получить стопроцентное исполнение как федеральных, так и региональных адресно-инвестиционных программ, и что более удивительно – частных, коммерческих программ
(в основном промышленного назначения). Так, Министерство строительства, архитектуры и инвестиций Сахалинской области еженедельно отслеживают состояние всех строек области
и имеет возможность вовремя реагировать на возникающие отставания и проблемы.
В результате коммерческие застройщики добровольно ведут информационные модели
в системе правительства Сахалина, так как понимают собственную выгоду и пользу от их применения.

Даже удачные примеры внедрения ТИМ не образуют единую систему, работающую по одним правилам и используемую всеми, что и позволяет говорить о разрыве в цифровых компетенциях заказчиков и подрядчиков, который огромен.

В заключение рассмотрим один, достаточно важный момент применения технологий информационного моделирования, значимость которого автор вынес из практического опыта руководства строительными проектами. Речь идет о том, что составной частью модели можно (а возможно и нужно) рассматривать не только результат проектирования или строительства, но и сами процессы с этими этапами, связанные и порождающие в качестве результата либо проектную документацию, либо работы на стройплощадке, либо закупку оборудования и комплектацию в целом. Тем более это важно учитывать и сохранять в «модели», чем более ярко на стройке проявляется ситуация, когда проектирование начинается до получения технического задания и заключения договора, а строительство начинается не то, что до получения заключения экспертизы и разрешения на строительство, а даже до получения полного комплекта рабочей документации и т. д. То есть, чем более многовариантен и гибок процесс строительства в целом, тем более важны этапы которые его составляют, поскольку без их учета просто невозможно правильно составить график календарно-сетевого планирования.

А значит в полной мере и качественно ПТО не способен выполнить свою работу, закупщики провести все процедуры вовремя, финансисты не могут рассчитать графики платежей, а значит невозможно обеспечить расчет достоверной стоимости будущего объекта капитального строительства. Тогда как, являясь частью модели, эти процессы получают возможность не просто перейти в цифру и выполняться быстрее, но и быть визированы и существенно оптимизированы.

#ТИМ
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

26
#ТИМ

«Дом.РФ» запустил курс «ТИМ-проектировщик» для старшеклассников

Цифровая академия «Дом.РФ» запустила бесплатный онлайн-курс «ТИМ-проектировщик» из профориентационного цикла «Профессии будущего в строительстве» для учащихся 8-11 классов и студентов колледжей
57
#цифровизация

«Людей, которые хотят цифровизировать свои компании, необходимо объединять»

25-26 ноября в Астане прошел Форум по цифровизации строительной отрасли стран СНГ, в котором приняли участие более 150 застройщиков. Главными темами стали внедрение «цифры» с нуля, новые и существующие IT-продукты, нюансы законодательства, а также практические кейсы от лидеров рынка. Организатором мероприятия выступил проект «Все о стройке»
16
#ТИМ

«Моспроект» перешел на «Цифровой контроль строительства» от ДОМ.РФ

Архитектурно-проектное бюро «МОСПРОЕКТ» в рамках реализации собственной стратегии по внедрению технологий информационного моделирования перешло на «Цифровой контроль строительства» — ТИМ-платформу от ДОМ.РФ