Комментировать

Формирование общефедеральной цифровой экосистемы строительного цикла: от планирования до эксплуатации построенных объектов капитального строительства

Анненко А.И., главный специалист ТИМ-отдела Центра компетенций Департамента строительства города Москвы

В статье рассмотрены основные элементы общефедеральной цифровой экосистемы строительного цикла, проблемы, с которыми могут столкнуться субъекты градостроительных отношений в процессе ее внедрения, и положительные эффекты, которые получает строительное сообщество  в результате  использования цифровых сервисов, входящих в единую цифровую экосистему строительного цикла страны.

Государство знает потребности строительной отрасли

В декабре 2022 г. в Москве состоялся форум, посвященный технологиям информационного моделирования и внедрению цифровых решений в строительной отрасли — «MOSТИМ-форум: технологии, бизнес, государство».

С докладом выступил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ К. А. Михайлик. Ключевой тезис его доклада: важная задача, стоящая перед строительной отраслью, – оптимизация градостроительной деятельности на основе цифровой трансформации и создания трехуровневой цифровой системы.

Рассмотрим элементы цифровой экосистемы строительного цикла, которая будет включать все этапы: от планирования до эксплуатации построенных объектов.[1]

В качестве стержня экосистемы выступает цифровая вертикаль строительства – главный инструмент цифрового двойника страны.

Центр компетенций Департамента строительства города Москвы активно взаимодействует с подведомственными организациями Департамента строительства, выступающими в роли государственных заказчиков, знает реальные запросы участников инвестиционно-строительных проектов (далее – ИСП). Главным фактором, послужившим причиной для принятия решения о создании общефедеральной цифровой экосистемы, на наш взгляд, стала потребность субъектов градостроительных отношений в лице застройщика/инвестора/конечного потребителя в:

− онлайн доступе к полной, достоверной информации о территории в части сведений, документов и материалов, касающихся градостроительной деятельности;
− «едином окне» для получения всех электронных услуг и сервисов;
− получении оперативной консультационной поддержки для решения проблем, связанных с реализацией строительного проекта;
− «прозрачном» механизме взаимодействия с органами власти при получении государственных услуг и согласований, необходимых для реализации строительного проекта;
− сокращении количества взаимодействий с органами исполнительной власти для получения разрешений и согласований и сокращении сроков реализации процедур в строительстве.

Цифровая экосистема строительного цикла представляет собой многостороннюю цифровую платформу, состоящую из совокупности взаимосвязанных друг с другом (интегрированных) сервисов и услуг, объединенных вокруг жизненного цикла объекта капитального строительства.
Ее можно рассматривать в качестве единой среды взаимодействия участников ИСП.

Архитектура общефедеральной цифровой экосистемы строительного цикла

Общефедеральная цифровая экосистема строительства формируется на основе цифровой вертикали строительства. Цифровая вертикаль строительства – это комплекс информационных систем и цифровых сервисов, которые позволяют управлять процессами строительства на всех этапах жизненного цикла ОКС и контролировать их (рисунок 1).

Рисунок 1. Цифровая вертикаль строительной отрасли Российской Федерации

В состав цифровой вертикали строительства входят следующие информационные системы: ГИСОГД, информационная система управления проектами (далее — ИСУП), информационная система проектной/подрядной организации, Единая цифровая платформа экспертизы (далее – ЕЦПЭ), информационная система ГСН, информационная система эксплуатирующей организации[2].

Ключевым элементом цифровой вертикали является ГИСОГД.

Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (далее – ГИСОГД) – организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений[3]. Интеграция региональных градостроительных информационных систем с ГИСОГД позволяет консолидировать данные об ОКС на всех этапах их жизненного цикла, обеспечивает прозрачность информации об ОКС и создание единой точки доступа к достоверной информации о состоянии градостроительной сферы.

ГИСОГД – основа для формирования пространственного цифрового двойника региона, с помощью которого возможно определение градостроительного потенциала территории и готовности к реализации объектов исходя из особенностей и ее социально-экономических потребностей.

В рамках цифровой вертикали строительной отрасли ГИСОГД взаимодействует с информационной системой управления проектами государственного заказчика в сфере строительства (ИСУП), информационной системой проектной/подрядной организации, информационной системой ГСН.

ИСУП – облачное программное решение для автоматизации процессов управления строительными проектами государственного заказчика в сфере строительства, позволяющее сопровождать реализацию объекта капитального строительства на этапах проектирования и строительства, осуществлять мониторинг сроков и бюджетов по каждому строительному проекту[4].

С ИСУП взаимодействуют информационные системы проектной/подрядной организации, ЕЦПЭ и ГИСОГД.

Из ИСУП, аккумулирующей в себе все сведения в отношении объекта капитального строительства в режиме реального времени, данные передаются в ГИСОГД, в которой хранятся информационные модели.

ЕЦПЭ – информационный ресурс, используемый для автоматизации всех основных этапов и процедур проведения экспертизы:
− представления на экспертизу и хранение документации;
− проверки комплектности поступившей документации;
− подготовки замечаний и заключений;
− взаимодействия заявителя и экспертной организации (ведение официальной переписки по проекту экспертизы, отработка замечаний к представленным документам);
− подписания документов усиленной квалифицированной электронной подписью;
− передачи заключения и архива документации для хранения.

Из ИСУП в ЕЦПЭ поступают проектная документация, в частности, результаты инженерных изысканий, и исходно-разрешительная документация.

Из ЕЦПЭ в ИСУП передаются результаты экспертизы проектной документации и результаты инженерных изысканий.

Информационная система ГСН – информационная система, обеспечивающая обмен данными и документацией в рамках осуществления строительного надзора.

Информационная система ГСН взаимодействует с информационной системой проектной/подрядной организации и ГИСОГД.

Информационная система проектной/подрядной организации – информационная система, используемая в качестве среды общих данных проектными и подрядными организациями, как и ИСУП, объединяет в себе весь спектр логистики, учёта и контроля строительных работ для всех участников ИСП, однако отличается набором модулей, определяющим строительную деятельность в части подготовки, передачи и учёта проектной и рабочей документации, в том числе в виде цифровых информационных моделей (ЦИМ), сведений в отношении строительных работ по ОКС.

Информационная система проектной/подрядной организации взаимодействует с ИСУП и информационной системой эксплуатирующих организаций для передачи документации и информации об объекте.

Информационная система эксплуатирующей организации – информационная система, обеспечивающая непрерывную эксплуатацию ОКС с применением технологий информационного моделирования (ТИМ), которая позволяет выстраивать цифровой двойник ОКС с учетом всех инженерных коммуникаций, системам, оборудования, персонала.

В информационную систему эксплуатирующей организации информация об ОКС поступает из информационной системы проектной/подрядной организации.

Проблемы внедрения общефедеральной цифровой экосистемы

Процесс внедрения общефедеральной цифровой экосистемы строительства довольно затратный, трудоемкий и длительный, в связи с чем не может быть реализован без решения возникающих проблем (таблица 1.).

Таблица 1.  Основные проблемы внедрения общефедеральной цифровой экосистемы

ПроблемаОбоснование
1.Высокая стоимость внедренияСоздание и внедрение общефедеральной цифровой экосистемы требует значительных финансовых вложений в разработку, закупку, обслуживание программного обеспечения, а также в обучение и поддержку специалистов, работающих с этими системами.
2.Невозможность реализации без глубокого внедрения на всех уровняхРеализация цифровой экосистемы требует интеграции всех участников строительного процесса в единую систему. Это неизбежно ведет к более глубокому внедрению новых процессов, в которых задействованы субъекты градостроительных отношений в строительной деятельности всех уровней: от государственных органов до подрядчиков и субподрядчиков, а значит неизбежно приведет к затратам и использованию временных ресурсов.
3.Сопротивление изменениямНекоторые участники строительного процесса могут сопротивляться внедрению цифровых технологий и предпочитать использовать традиционные методы работы ввиду того, что традиционные процессы уже хорошо отлажены и понятны всем участникам строительной отрасли в отличие от предлагаемых решений, которые связаны цифровизацией и цифровой трансформацией строительной отрасли.
4.Проблемы совместимостиЕдинство экосистемы требует принятия общих стандартов и протоколов, чтобы различные системы могли работать вместе в едином цифровом контуре. На данный момент сложно инициировать деятельность по разработке подобных универсальных решений.
5.Повышение уровня квалификацииЧтобы успешно внедрять цифровые технологии, участники строительного процесса должны иметь современные знания и навыки, которые изменяются в соответствии с запросом организации на использование новых технологий. Новые компетенции специалистов отрасли должны появляться на постоянной основе, что требует немалых усилий от работодателя в части организации обучения сотрудников и проверки их соответствия занимаемой должности.
6.Комплексность задачЧтобы успешно внедрять цифровые технологии, участники строительного процесса должны иметь современные знания и навыки, которые изменяются в соответствии с запросом организации на использование новых технологий. Новые компетенции специалистов отрасли должны появляться на постоянной основе, что требует немалых усилий от работодателя в части организации обучения сотрудников и проверки их соответствия занимаемой должности.
В сфере строительного процесса можно столкнуться с большим количеством сложных задач на разных этапах строительства, которые требуют современных инструментов и систем для решения, появления отдельных структурных подразделений в организациях, проектных офисов, специально созданных для работы с цифровыми инструментами в информационных системах.
7.Проблема конфиденциальностиЦифровые технологии могут привести к утечкам конфиденциальной информации. Возникает необходимость в комплексной проработке вопроса о защите данных и обеспечении безопасности системы как с точки зрения улучшения программного обеспечения, так и со стороны государства в части регулирования требований к программно-техническим средствам  на законодательном уровне.

Эффект оправдывает вложенные средства

На данный момент перед ТИМ-сообществом стоит задача внедрить в каждом регионе Российской Федерации ИСУП государственного заказчика в сфере строительства, выстроить региональную ГИСОГД, и при этом обеспечить ее сопряжение с федеральной ГИСОГД, а также интегрировать ЕЦПЭ и информационную систему ГСН.

Общефедеральная цифровая экосистема в строительстве позволит решить важнейшие задачи по цифровизации строительной отрасли, и эффекты от ее внедрения экономически и технологически оправданы (таблица 2.).

Таблица 2. Положительные эффекты от внедрения общефедеральной цифровой экосистемы

Эффекты от внедрения цифровой экосистемыОбоснование
1.Формирование модели оценки эффективности цифровых решений в ИСП и бизнес-процессах организацийЭто возможно, поскольку статистические данные (а также большие массивы данных) об аналогичных проектах доступны участникам экосистемы, следовательно, они могут самостоятельно управлять эффективностью цифровых решений. В итоге модель формируется путем сопоставления целевых показателей эффективности с показателями аналогичных проектов.
2.Оптимизация расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее – НИОКР)При дефиците компетентных специалистов стоимость их работы искусственно завышается, что увеличивает себестоимость инновационных проектов. В то же время, при проведении НИОКР в рамках цифровых экосистем группа специалистов из различных областей науки работает на саму экосистему, поэтому расходы распределяются между ее участниками («открытые инновации»).
3.Развитие практики междисциплинарного подхода при управлении цифровыми решениями в строительной сфереРазвитие объясняется доступом участников экосистемы к кадрам из различных видов экономической деятельности, что позволит адаптировать цифровые решения под конкретный ИСП.
4.Расширение клиентской базы строительных организацийЭффективность и удобство использования цифровой экосистемы имеют безусловное преимущество в части привлечения новых пользователей информационных систем, в связи с этим неизбежно расширение круга пользователей экосистемы.

Ключ к успеху – четко поставленные задачи и наличие инструментов для их достижения

Общефедеральная цифровая экосистема строительства будет формироваться   на основе принципа интеграции различных информационных систем и ресурсов в единую цифровую среду. Это позволит автоматизировать процессы ведения документации, управления проектами, мониторинга качества работ, связанные с жизненным циклом объекта капитального строительства. Все компоненты общефедеральной цифровой экосистемы взаимодействуют между собой через единую платформу, что обеспечивает ее целостность и функциональность.

Успех в формировании общефедеральной экосистемы строительства непосредственно зависит от того, каким будет результат  внедрения цифровой вертикали строительства, поскольку в ней используются информация и данные, получаемые на уровне отдельных объектов капитального строительства и впоследствии зданий/сооружений для обеспечения глобальной динамики и показателей на федеральном уровне.

Для того, чтобы общефедеральная цифровая экосистема строительного цикла эффективно функционировала и отвечала запросам современного пользователя, необходимо четко определить ключевые задачи ее создания и функции для выполнения запросов субъектов градостроительной отрасли (таблица 3).

Таблица 3. Задачи и функции общефедеральной цифровой экосистемы

Ключевые задачи создания общефедеральной цифровой экосистемыФункция, выполнение которой обеспечит общефедеральная цифровая экосистема
1.Создание публичного информационного ресурса с актуальной информацией об особенностях реализации строительных проектов с возможностью перехода в «личный кабинет» цифровой площадки взаимодействияПолучение доступа ко всем необходимым для реализации ИСП в течение всего жизненного цикла объекта электронным сервисам и программно-техническим средствам, обеспечивающим взаимодействие участников строительства.
2.Централизация в одной экосистеме всех сервисов и услуг, связанных со строительной тематикойЦентрализованное предоставление государственных, в том числе, комплексных услуг, касающихся деятельности в сфере градостроительной отрасли.
3.Комплексная поддержка участников строительной отрасли: обеспечение актуальными информационными и аналитическими материалами, развитие образовательного направленияОперативная консультационная поддержка участников строительства.
4.Сокращение сроков реализации проектов (одной из глобальных задач является сокращение до семи дней срока выхода проекта на строительную площадку)Создание единой среды совместной работы для принятия согласованных решений органами власти.
Реализация сквозных процессов для межведомственных согласований градостроительных решений.
5.Снижение затрат на обеспечение жизненного цикла ОКСУправление жизненным циклом ОКС.

Таким образом, формирование общефедеральной цифровой экосистемы строительного цикла может быть достигнуто на основе создания полноценной цифровой вертикали строительной отрасли, синхронизации процессов и интеграции информационных систем, используемых субъектами градостроительных отношений.


[1] Светлая Е. Цифровая трансформация строительства: есть большие проблемы, но есть и большая перспектива [Электронный ресурс] URL:https://notim.ru/news-partners/153/

[2] Цифровая вертикаль строительной отрасли в Российской Федерации [Электронный ресурс] URL:https://digital-build.ru

[3] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1, ст. 56.

[4] ИСУП/Минстрой России [Электронный ресурс] URL:https://minstroyrf.gov.ru/tim/isup/

Источник: СметаНа

Комментировать

Комментарии

Комментировать