Формирование общефедеральной цифровой экосистемы строительного цикла: от планирования до эксплуатации построенных объектов капитального строительства
Анненко А.И., главный специалист ТИМ-отдела Центра компетенций Департамента строительства города Москвы
В статье рассмотрены основные элементы общефедеральной цифровой экосистемы строительного цикла, проблемы, с которыми могут столкнуться субъекты градостроительных отношений в процессе ее внедрения, и положительные эффекты, которые получает строительное сообщество в результате использования цифровых сервисов, входящих в единую цифровую экосистему строительного цикла страны.
Государство знает потребности строительной отрасли
В декабре 2022 г. в Москве состоялся форум, посвященный технологиям информационного моделирования и внедрению цифровых решений в строительной отрасли — «MOSТИМ-форум: технологии, бизнес, государство».
С докладом выступил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ К. А. Михайлик. Ключевой тезис его доклада: важная задача, стоящая перед строительной отраслью, – оптимизация градостроительной деятельности на основе цифровой трансформации и создания трехуровневой цифровой системы.
Рассмотрим элементы цифровой экосистемы строительного цикла, которая будет включать все этапы: от планирования до эксплуатации построенных объектов.[1]
В качестве стержня экосистемы выступает цифровая вертикаль строительства – главный инструмент цифрового двойника страны.
Центр компетенций Департамента строительства города Москвы активно взаимодействует с подведомственными организациями Департамента строительства, выступающими в роли государственных заказчиков, знает реальные запросы участников инвестиционно-строительных проектов (далее – ИСП). Главным фактором, послужившим причиной для принятия решения о создании общефедеральной цифровой экосистемы, на наш взгляд, стала потребность субъектов градостроительных отношений в лице застройщика/инвестора/конечного потребителя в:
− онлайн доступе к полной, достоверной информации о территории в части сведений, документов и материалов, касающихся градостроительной деятельности;
− «едином окне» для получения всех электронных услуг и сервисов;
− получении оперативной консультационной поддержки для решения проблем, связанных с реализацией строительного проекта;
− «прозрачном» механизме взаимодействия с органами власти при получении государственных услуг и согласований, необходимых для реализации строительного проекта;
− сокращении количества взаимодействий с органами исполнительной власти для получения разрешений и согласований и сокращении сроков реализации процедур в строительстве.
Цифровая экосистема строительного цикла представляет собой многостороннюю цифровую платформу, состоящую из совокупности взаимосвязанных друг с другом (интегрированных) сервисов и услуг, объединенных вокруг жизненного цикла объекта капитального строительства.
Ее можно рассматривать в качестве единой среды взаимодействия участников ИСП.
Архитектура общефедеральной цифровой экосистемы строительного цикла
Общефедеральная цифровая экосистема строительства формируется на основе цифровой вертикали строительства. Цифровая вертикаль строительства – это комплекс информационных систем и цифровых сервисов, которые позволяют управлять процессами строительства на всех этапах жизненного цикла ОКС и контролировать их (рисунок 1).
В состав цифровой вертикали строительства входят следующие информационные системы: ГИСОГД, информационная система управления проектами (далее — ИСУП), информационная система проектной/подрядной организации, Единая цифровая платформа экспертизы (далее – ЕЦПЭ), информационная система ГСН, информационная система эксплуатирующей организации[2].
Ключевым элементом цифровой вертикали является ГИСОГД.
Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (далее – ГИСОГД) – организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений[3]. Интеграция региональных градостроительных информационных систем с ГИСОГД позволяет консолидировать данные об ОКС на всех этапах их жизненного цикла, обеспечивает прозрачность информации об ОКС и создание единой точки доступа к достоверной информации о состоянии градостроительной сферы.
ГИСОГД – основа для формирования пространственного цифрового двойника региона, с помощью которого возможно определение градостроительного потенциала территории и готовности к реализации объектов исходя из особенностей и ее социально-экономических потребностей.
В рамках цифровой вертикали строительной отрасли ГИСОГД взаимодействует с информационной системой управления проектами государственного заказчика в сфере строительства (ИСУП), информационной системой проектной/подрядной организации, информационной системой ГСН.
ИСУП – облачное программное решение для автоматизации процессов управления строительными проектами государственного заказчика в сфере строительства, позволяющее сопровождать реализацию объекта капитального строительства на этапах проектирования и строительства, осуществлять мониторинг сроков и бюджетов по каждому строительному проекту[4].
С ИСУП взаимодействуют информационные системы проектной/подрядной организации, ЕЦПЭ и ГИСОГД.
Из ИСУП, аккумулирующей в себе все сведения в отношении объекта капитального строительства в режиме реального времени, данные передаются в ГИСОГД, в которой хранятся информационные модели.
ЕЦПЭ – информационный ресурс, используемый для автоматизации всех основных этапов и процедур проведения экспертизы:
− представления на экспертизу и хранение документации;
− проверки комплектности поступившей документации;
− подготовки замечаний и заключений;
− взаимодействия заявителя и экспертной организации (ведение официальной переписки по проекту экспертизы, отработка замечаний к представленным документам);
− подписания документов усиленной квалифицированной электронной подписью;
− передачи заключения и архива документации для хранения.
Из ИСУП в ЕЦПЭ поступают проектная документация, в частности, результаты инженерных изысканий, и исходно-разрешительная документация.
Из ЕЦПЭ в ИСУП передаются результаты экспертизы проектной документации и результаты инженерных изысканий.
Информационная система ГСН – информационная система, обеспечивающая обмен данными и документацией в рамках осуществления строительного надзора.
Информационная система ГСН взаимодействует с информационной системой проектной/подрядной организации и ГИСОГД.
Информационная система проектной/подрядной организации – информационная система, используемая в качестве среды общих данных проектными и подрядными организациями, как и ИСУП, объединяет в себе весь спектр логистики, учёта и контроля строительных работ для всех участников ИСП, однако отличается набором модулей, определяющим строительную деятельность в части подготовки, передачи и учёта проектной и рабочей документации, в том числе в виде цифровых информационных моделей (ЦИМ), сведений в отношении строительных работ по ОКС.
Информационная система проектной/подрядной организации взаимодействует с ИСУП и информационной системой эксплуатирующих организаций для передачи документации и информации об объекте.
Информационная система эксплуатирующей организации – информационная система, обеспечивающая непрерывную эксплуатацию ОКС с применением технологий информационного моделирования (ТИМ), которая позволяет выстраивать цифровой двойник ОКС с учетом всех инженерных коммуникаций, системам, оборудования, персонала.
В информационную систему эксплуатирующей организации информация об ОКС поступает из информационной системы проектной/подрядной организации.
Проблемы внедрения общефедеральной цифровой экосистемы
Процесс внедрения общефедеральной цифровой экосистемы строительства довольно затратный, трудоемкий и длительный, в связи с чем не может быть реализован без решения возникающих проблем (таблица 1.).
Таблица 1. Основные проблемы внедрения общефедеральной цифровой экосистемы
№ | Проблема | Обоснование |
1. | Высокая стоимость внедрения | Создание и внедрение общефедеральной цифровой экосистемы требует значительных финансовых вложений в разработку, закупку, обслуживание программного обеспечения, а также в обучение и поддержку специалистов, работающих с этими системами. |
2. | Невозможность реализации без глубокого внедрения на всех уровнях | Реализация цифровой экосистемы требует интеграции всех участников строительного процесса в единую систему. Это неизбежно ведет к более глубокому внедрению новых процессов, в которых задействованы субъекты градостроительных отношений в строительной деятельности всех уровней: от государственных органов до подрядчиков и субподрядчиков, а значит неизбежно приведет к затратам и использованию временных ресурсов. |
3. | Сопротивление изменениям | Некоторые участники строительного процесса могут сопротивляться внедрению цифровых технологий и предпочитать использовать традиционные методы работы ввиду того, что традиционные процессы уже хорошо отлажены и понятны всем участникам строительной отрасли в отличие от предлагаемых решений, которые связаны цифровизацией и цифровой трансформацией строительной отрасли. |
4. | Проблемы совместимости | Единство экосистемы требует принятия общих стандартов и протоколов, чтобы различные системы могли работать вместе в едином цифровом контуре. На данный момент сложно инициировать деятельность по разработке подобных универсальных решений. |
5. | Повышение уровня квалификации | Чтобы успешно внедрять цифровые технологии, участники строительного процесса должны иметь современные знания и навыки, которые изменяются в соответствии с запросом организации на использование новых технологий. Новые компетенции специалистов отрасли должны появляться на постоянной основе, что требует немалых усилий от работодателя в части организации обучения сотрудников и проверки их соответствия занимаемой должности. |
6. | Комплексность задач | Чтобы успешно внедрять цифровые технологии, участники строительного процесса должны иметь современные знания и навыки, которые изменяются в соответствии с запросом организации на использование новых технологий. Новые компетенции специалистов отрасли должны появляться на постоянной основе, что требует немалых усилий от работодателя в части организации обучения сотрудников и проверки их соответствия занимаемой должности. В сфере строительного процесса можно столкнуться с большим количеством сложных задач на разных этапах строительства, которые требуют современных инструментов и систем для решения, появления отдельных структурных подразделений в организациях, проектных офисов, специально созданных для работы с цифровыми инструментами в информационных системах. |
7. | Проблема конфиденциальности | Цифровые технологии могут привести к утечкам конфиденциальной информации. Возникает необходимость в комплексной проработке вопроса о защите данных и обеспечении безопасности системы как с точки зрения улучшения программного обеспечения, так и со стороны государства в части регулирования требований к программно-техническим средствам на законодательном уровне. |
Эффект оправдывает вложенные средства
На данный момент перед ТИМ-сообществом стоит задача внедрить в каждом регионе Российской Федерации ИСУП государственного заказчика в сфере строительства, выстроить региональную ГИСОГД, и при этом обеспечить ее сопряжение с федеральной ГИСОГД, а также интегрировать ЕЦПЭ и информационную систему ГСН.
Общефедеральная цифровая экосистема в строительстве позволит решить важнейшие задачи по цифровизации строительной отрасли, и эффекты от ее внедрения экономически и технологически оправданы (таблица 2.).
Таблица 2. Положительные эффекты от внедрения общефедеральной цифровой экосистемы
№ | Эффекты от внедрения цифровой экосистемы | Обоснование |
1. | Формирование модели оценки эффективности цифровых решений в ИСП и бизнес-процессах организаций | Это возможно, поскольку статистические данные (а также большие массивы данных) об аналогичных проектах доступны участникам экосистемы, следовательно, они могут самостоятельно управлять эффективностью цифровых решений. В итоге модель формируется путем сопоставления целевых показателей эффективности с показателями аналогичных проектов. |
2. | Оптимизация расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее – НИОКР) | При дефиците компетентных специалистов стоимость их работы искусственно завышается, что увеличивает себестоимость инновационных проектов. В то же время, при проведении НИОКР в рамках цифровых экосистем группа специалистов из различных областей науки работает на саму экосистему, поэтому расходы распределяются между ее участниками («открытые инновации»). |
3. | Развитие практики междисциплинарного подхода при управлении цифровыми решениями в строительной сфере | Развитие объясняется доступом участников экосистемы к кадрам из различных видов экономической деятельности, что позволит адаптировать цифровые решения под конкретный ИСП. |
4. | Расширение клиентской базы строительных организаций | Эффективность и удобство использования цифровой экосистемы имеют безусловное преимущество в части привлечения новых пользователей информационных систем, в связи с этим неизбежно расширение круга пользователей экосистемы. |
Ключ к успеху – четко поставленные задачи и наличие инструментов для их достижения
Общефедеральная цифровая экосистема строительства будет формироваться на основе принципа интеграции различных информационных систем и ресурсов в единую цифровую среду. Это позволит автоматизировать процессы ведения документации, управления проектами, мониторинга качества работ, связанные с жизненным циклом объекта капитального строительства. Все компоненты общефедеральной цифровой экосистемы взаимодействуют между собой через единую платформу, что обеспечивает ее целостность и функциональность.
Успех в формировании общефедеральной экосистемы строительства непосредственно зависит от того, каким будет результат внедрения цифровой вертикали строительства, поскольку в ней используются информация и данные, получаемые на уровне отдельных объектов капитального строительства и впоследствии зданий/сооружений для обеспечения глобальной динамики и показателей на федеральном уровне.
Для того, чтобы общефедеральная цифровая экосистема строительного цикла эффективно функционировала и отвечала запросам современного пользователя, необходимо четко определить ключевые задачи ее создания и функции для выполнения запросов субъектов градостроительной отрасли (таблица 3).
Таблица 3. Задачи и функции общефедеральной цифровой экосистемы
№ | Ключевые задачи создания общефедеральной цифровой экосистемы | Функция, выполнение которой обеспечит общефедеральная цифровая экосистема |
1. | Создание публичного информационного ресурса с актуальной информацией об особенностях реализации строительных проектов с возможностью перехода в «личный кабинет» цифровой площадки взаимодействия | Получение доступа ко всем необходимым для реализации ИСП в течение всего жизненного цикла объекта электронным сервисам и программно-техническим средствам, обеспечивающим взаимодействие участников строительства. |
2. | Централизация в одной экосистеме всех сервисов и услуг, связанных со строительной тематикой | Централизованное предоставление государственных, в том числе, комплексных услуг, касающихся деятельности в сфере градостроительной отрасли. |
3. | Комплексная поддержка участников строительной отрасли: обеспечение актуальными информационными и аналитическими материалами, развитие образовательного направления | Оперативная консультационная поддержка участников строительства. |
4. | Сокращение сроков реализации проектов (одной из глобальных задач является сокращение до семи дней срока выхода проекта на строительную площадку) | Создание единой среды совместной работы для принятия согласованных решений органами власти. Реализация сквозных процессов для межведомственных согласований градостроительных решений. |
5. | Снижение затрат на обеспечение жизненного цикла ОКС | Управление жизненным циклом ОКС. |
Таким образом, формирование общефедеральной цифровой экосистемы строительного цикла может быть достигнуто на основе создания полноценной цифровой вертикали строительной отрасли, синхронизации процессов и интеграции информационных систем, используемых субъектами градостроительных отношений.
[1] Светлая Е. Цифровая трансформация строительства: есть большие проблемы, но есть и большая перспектива [Электронный ресурс] URL:https://notim.ru/news-partners/153/
[2] Цифровая вертикаль строительной отрасли в Российской Федерации [Электронный ресурс] URL:https://digital-build.ru
[3] Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1, ст. 56.
[4] ИСУП/Минстрой России [Электронный ресурс] URL:https://minstroyrf.gov.ru/tim/isup/
Источник: СметаНа
Комментарии