Комментировать

Строительные отходы в России возьмут в оборот

Государство приступает к программе повторного использования строительных отходов. Отрасль предстоит создать с нуля.

Федеральная отраслевая программа «Применение вторичных ресурсов и вторичного сырья из отходов в промышленном производстве» была утверждена в конце прошлого года. Разрабатывалась она при участии Минстроя. Целевые показатели: увеличение доли используемого вторсырья в промышленности к 2024 году до 15%, а к 2030 году — до 34%.

По статистике, в России за год образуется порядка 100 млн тонн таких отходов. «Из них гарантированно в хозяйственный оборот вовлечено 18%, которые отходообразователи показали как отходы, подвергнутые рециклингу. В динамике по годам мы видим существенный рост объёма образования и относительно низкий уровень утилизации. При этом очевидно, что отходы строительства и сноса имеют высочайший потенциал к вовлечению в хозяйственный оборот. Это инертные материалы, в основном характеризующиеся отсутствием опасных свойств. Нам нужно выстраивать комплексную системную работу в части увеличения их использования для производства продукции, выполнения работ, в том числе в дорожном строительстве», — заявила на прошедшем в марте форуме «Экология большого города» Екатерина Демичева, директор департамента экономики замкнутого цикла ППК «Российский экологический оператор».

«Есть разные оценки — 70 млн тонн, 96 млн тонн. Все сходятся в одном: меньше четверти образующегося объёма уходит для вторичного использования. По итогам 2021 года в Российской Федерации обнаружено порядка 15 тыс. незаконных свалок. В Ленобласти обозначена цифра 833. Доминирующей морфологией несанкционированных свалок являются строительные отходы. Они первыми появляются и уже потом “тащат” за собой дополнительные», — говорит Валерия Гулимова, исполнительный директор Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс».

Ничего нет

Переход к экономике замкнутого цикла — благая идея, однако для её реализации в части строительных отходов государству предстоит создать пока ещё отсутствующую систему. В том числе — в части нормативно–правовой базы, ведь законодательно эта тема пока не отрегулирована (отходы строительства пока не закреплены в 89–ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Речь идёт не только о порядке обращения с такими отходами, но и о регламентах использования вторсырья в новом производственном цикле, изменении нормативов сертификации, стандартов строительства и т. п. Ожидаемая бизнесом часть — меры государственной поддержки участников отрасли.

«Требуется системное развитие законодательства. В настоящее время отсутствует определение понятия “отходы строительства и сноса” в федеральном законодательстве, — комментирует Михаил Пономарёв, эксперт Российского экологического общества. — Несмотря на это, отходы строительства и сноса в соответствии с федеральным каталогом являются одними из самостоятельных видов отходов, причём их достаточно много разновидностей. Они массово в большом количестве образуются у застройщиков, демонтажных организаций и т. д.».

Есть и исключительно экономические препятствия. Например, выстраивание логистических цепочек, недостаточные объёмы и отсутствие стабильности поставок такого сырья утилизаторам, отсутствие заинтересованности потребителей в продукте, изготовленном с применением вторсырья, стоимость такого продукта (материалы из вторичного сырья неконкурентоспособны по ценам) и пр. «Мы видим необходимость показать не только пряник, но и кнут. Нужно стимулировать коллег к получению тех самых вторичных ресурсов, пригодных для переработки», — говорит Екатерина Демичева.

«Вопрос, который задают утилизаторы: кто гарантирует нам поток отходов? Инвестор, который вкладывает деньги и рассчитывает определённую рентабельность, определённую скорость возвращения инвестиций, испытывает большую тревогу относительно конкуренции за поток отходов и взаимодействия с региональными органами власти», — добавляет Валерия Гулимова.

Предстоит заниматься и многочисленными административными вопросами — от статистического учёта до теневого сектора. Нужно также поработать над созданием каталога сырья, типовых технических решений по обращению с отходами, заняться запуском проектов экотехнопарков, экопромышленных парков и производств, использующих вторичные ресурсы.

Переработать всё

Виды отходов, на которые рассчитана программа, уже определены. Это отходы на основе естественного камня, бетона, строительных растворов, минеральных вяжущих веществ, асбестоцементные, стекло, керамика, асфальтовые и дегтевые бетоны, кровельные и гидроизоляционные материалы, бумага, картон, дерево. По словам властей, сейчас идёт научно–исследовательская работа по изучению возможностей повторного их применения. Очевидно, что речь об изготовлении арболита, тепло– и звукоизоляционных плит, теплоизоляционных смесей, шпатлёвки и штукатурки, щебня, порошковых наполнителей для стеновых блоков, включая огнестойкие, и пр.

«Разработки находятся в разной степени готовности. Нельзя сказать, что у нас есть пул готовых решений: приходи и производи почвенно–грунтовые смеси или используй золошлаки для строительства дорог», — уточняет Екатерина Демичева. При этом, однако, с участием Федерального дорожного агентства уже подготовлен перечень пилотных проектов по использованию золошлаковых отходов в дорожном строительстве, применению вторичных ресурсов для строительства опытно–экспериментальных участков дорог и пр.

Региональный опыт

Отношения по обращению с отходами строительства и сноса регулируются исключительно региональным законодательством, а также некоторыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований, рассказывает Михаил Пономарёв.

«Прекрасный проект действует на территории Москвы и Московской области: системы прослеживаемости и высокого уровня административный мониторинг с возможностью штрафных санкций. Этот проект пытались перенести на свою территорию некоторое количество регионов. Но ряду регионов это не удалось сделать, потому что прокуратурой были выписаны предписания о превышении полномочий региона», — рассказала Валерия Гулимова. Один из них — Нижегородская область.

«В 2020–2021 годах у нас ежегодно поступало порядка 3 тыс. жалоб жителей на свалки в целом, 80% — свалки строительных отходов, — рассказывает первый заместитель министра экологии и природопользования Московской области Виталий Мосин. — Принятые меры по контролю за перемещением отходов дали свои результаты. Если в 2019 году у нас образовывалось порядка 5 тыс. новых свалок ежегодно и убиралось такое же количество, то в 2021–м — уже 2 тыс. свалок. Деятельность по обращению с этими отходами стала зарегулированной, законной. Для решения проблемы мы видели для себя три основные задачи: создать инфраструктуру, чтобы было куда привезти эти отходы и там их могли переработать, создать абсолютно простую систему выдачи разрешений, содержащую сведения, откуда кто что везёт на каких машинах, и систему контроля за перемещением строительных отходов, которая была бы объективной, всепотоковой и обеспечивала бы беспристрастное изучение всего рынка строительных отходов и всех машин».

Без комплексного нормативного регулирования систему сейчас построить нельзя, уверен Виталий Мосин. «Мы в области успели запрыгнуть в последний вагон и принимали, руководствуясь федеральным законодательством, свои порядки обращения с отходами строительства, — говорит он. — Но мы, как и другие субъекты, ждём и просим федеральные органы исполнительной власти сделать в федеральном законе регулирование и предоставление полномочий субъектам, чтобы каждый субъект с учётом своей специфики мог установить особенности регулирования».

В начале пути

В Петербурге к теме работы со строительными отходами местные власти пока только приступают. О планах проработать «комплексную нормативную базу по обращению со строительными отходами» профильный комитет заявил в феврале этого года.

В Ленинградской области в начале 2021 года был принят 10–ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в области обращения с отходами производства и потребления в Ленинградской области». Его нормы действуют и на перевозчиков из Петербурга — как только они пересекают границу субъекта.

«Большая часть отходов в Ленобласть завозится, причём с территории Петербурга. У нас нет индикатора “где образовались отходы”, у нас есть индикатор “где осуществляется деятельность”», — говорит Анна Голдобина, начальник отдела организации территориального взаимодействия и регулирования обращения с отходами профильного комитета Ленинградской области по обращению с отходами.

Источник: Деловой Петербург

#строительные отходы
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

11
#строительные отходы

Минстрой отрегулирует демонтаж и переработку строительных отходов

Рынок демонтажа как отдельный сегмент стройотрасли требует особого регулирования, высокотехнологичного специализированного оборудования и высокой квалификации кадров. Только за прошлый год стройотрасль накопила 96,3 млн тонн отходов, почти в 9 раз превысив показатель 2020 года. Объём строительных отходов увеличивается одновременно с ростом потребности в строительных материалах, особенно там, где реализуются программы реновации жилого фонда либо промышленных территорий
21
#строительные отходы

Ученые ПНИПУ нашли способ повторно использовать строительные отходы

Способ использования в строительной индустрии твердых отходов, получающихся в процессе производства ячеистого бетона, разработали ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), 27 марта сообщает портал «Научная Россия» со ссылкой на пресс-службу вуза