Комментировать

Альма-матер для лидеров. МГСУ – основа будущего строительной отрасли

В главном строительном университете страны состоялась сессия «НИУ МГСУ 2030: Стратегия лидерства: Интеграция, Инициативы, Инновации». Мероприятие прошло в рамках реализации «Программы развития НИУ МГСУ на 2021-2030 годы», которая предназначена для участия в дальнейшем отборе российских университетов, претендующих на включение в федеральную программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Как сообщил в своем выступлении ректор НИУ МГСУ Павел Акимов, научно-технический потенциал НИУ МГСУ позволяет университету не только быть лидером в строительном сегменте российского образования, но и являться потенциальным участником федеральных образовательных и научных программ. Он представил Программу развития НИУ МГСУ на 2020-30 годы, которая была утверждена Министерством науки и высшего образования РФ. 

«При разработке программы мы исходили из проблем и вызовов, которые сейчас стоят перед отраслью, – прокомментировал ректор. – Строительная индустрия является важнейшей для экономики, она обеспечивает от 7 до 10% ВВП России, а одно рабочее место дает от 6 до 8 мест в смежных отраслях. При этом задачи, которые решает строительная сфера, огромны: это решение жилищного вопроса, а также безопасное функционирование социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры».

Традиционно отрасль считалась консервативной, из-за чего в нее с трудом проникают инновации. Однако постепенно ситуация меняется. Образовательный процесс и сам набор компетенций, которые получает студент в результате обучения, сегодня серьезно отличается от того, что был 20 лет назад. Сейчас в образовательной практике находят отражение самые новые дисциплины, например, технологии информационного моделирования (ТИМ). Как известно, с начала текущего года ТИМ обязательны на объектах госзаказа. Сейчас жизнь внесла определенные коррективы, в том числе, в части перехода на российское программное обеспечение. Однако МГСУ занимался решением этой проблемы еще в 2021 году, и этот процесс предстоит завершить до начала нового учебного 2022 года.

В целом перед МГСУ стоят традиционные задачи: совершенствование образовательного процесса, а также научное экспертное сопровождение инновационного развития строительной отрасли. «Основная наша цель – быть не просто главным строительным вузом страны, а системообразующим университетом, который обеспечивает единый образовательный методический подход к подготовке кадров для строительной отрасли», – подчеркнул Павел Акимов.

Такой единый подход очень нужен, ведь подготовка кадров в области строительства сегодня ведется на ста факультетах различных вузов, в том числе в семи специализированных строительных университетах. Для объединения сил в 2021 году был создан Отраслевой консорциум «Строительство и архитектура», в состав которого вошли все профильные архитектурно-строительные университеты. При этом НИУ МГСУ является базовой организацией для этого консорциума. Стоит отметить, что заключение соглашения стало основой для системы кадрового обеспечения реализации постановления Правительства Российской Федерации №331 об обязательном применении ТИМ в строительстве.

По словам Павла Акимова, структурно-программное развитие МГСУ предусматривает реализацию четырех крупных стратегических проектов.

Первый – «Научно-технологические приоритеты строительной отрасли». В нем сосредоточен весь научный блок тематик, которые реализуются в рамках программы развития МГСУ. С учетом мировых научных фронтиров, научных заделов и дискуссий в стенах самого университета, были сформулированы 16 приоритетных научно-образовательных тематических направлений, в рамках которых продолжаются фундаментальные исследования и прикладные исследования. В частности, это такие направления как: строительное материаловедение, теория сооружений, оценка прочности и надежности строительных конструкций, управление жизненным циклом, организация строительного производства и др. «Здесь нашему вузу действительно есть чем гордиться: в 2021 году выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составило 1,15 млрд руб», – отметил ректор.

Второй проект – «Новые кадры для строительной отрасли» – это все вопросы, связанные с высшим и дополнительным высшим профессиональным образованием. В настоящее время продолжатся работа по запуску с 1 сентября 2022 года четырех новых образовательных программ на английском языке.

Третий проект – «Цифровой хаб строительной отрасли». Он подразумевает формирование на базе НИУ МГСУ координационного центра разработки, экспертизы и внедрения цифровых решений в строительной отрасли с вовлечением обучающихся в образовательную и научно-исследовательскую деятельность, связанную с созданием цифровых инструментов для решения задач, возникающих на всех этапах строительства. 

Четвертый стратегический проект – «Открытая городу среда национального университета – лидера». Этот проект уже связан с реализацией кампусной, инфраструктурной, молодежной политики и ряда других процессов.

В работе сессии приняли участие представители руководства НИУ МГСУ, директоры институтов, преподаватели, представители бизнес-сообщества и потенциальные работодатели строительной отрасли. В целом обсуждение касалось молодежной политики, которая позволяет использовать лучшие практики российских вузов в деле подготовки профессиональных кадров.

В качестве эксперта выступила депутат Госдумы РФ, зампредседателя комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко, которая напомнила о необходимости тесных коммуникаций между участниками системы российского высшего образования, представителями науки, бизнеса и общественных институтов.

Ее поддержал представитель Миноборнауки Алибек Асадов, рассказав о поддержке Министерством образования такого инициативного направления, как студенческие научные общества. «Большая наука начинается с маленьких студенческих открытий и молодежных исследований, которые позволяют учащимся развивать свои творческие и научные таланты», – считает он.

Кстати, в научно-исследовательский и образовательный процесс хорошо вписывается такой элемент как профессиональные конкурсы. Так, если вернуться к теме технологий информационного моделирования, то Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) совместно с Минстроем России и Общественным советом Минстроя России вот уже шестой год проводят Всероссийский конкурс с международным участием «ТИМ-ЛИДЕРЫ».

А с 2022 года в номинации «Студенческие работы» этот конкурс проводится при поддержке НИУ МГСУ. Это уникальная возможность для молодого специалиста заявить о себе, если он хочет реализоваться в профессии, ведь хорошая оценка его работы позволит ему общаться с потенциальным работодателем на более высоком уровне. В целом это творческое соревнование можно расценивать как «лакмусовую бумажку» для множества компетенций молодых профессионалов, начиная с социальной активности.

Организаторы призывают преподавателей российских вузов присоединиться к конкурсному движению, ведь чем шире круг его участников, тем более интересными и сложными будут сами проекты, тем больше идей появится в будущем для воплощения на строительных площадках страны. 

Эта миссия призвана способствовать и решению другой актуальной задачи – повышению интереса и престижности самой профессии строителя и архитектора, а, значит, и сокращению дефицита профессиональных кадров в стране. 

Источник: Строительный эксперт

#строительная отрасль #проект
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

8
#Форум

«Академия Мосинжпроект» провела первый в этом году форум «Сообщество практиков»

«Академия Мосинжпроект» совместно с экспертами департамента проектного контроля АО «Мосинжпроект» провела форум «Сообщество практиков» на тему выбора контрактной стратегии и командной работы при реализации строительных проектов, сообщил генеральный директор холдинга Юрий Кравцов
21
#проект

«Экспертиза будущего 5.0»: я, ты, он, она, вместе – целая страна

Завершился отборочный тур пятого этапа образовательного проекта «Экспертиза будущего», который был запущен Учебным центром Главгосэкспертизы России в 2018 году. В ближайшее время начнутся занятия по обучающей программе. С какими результатами стартует «Экспертиза будущего 5.0»?