Комментировать

Порядок внесения изменений в смету контракта, подтверждения временных зданий и сооружений, непредвиденных затрат подрядчика при реализации государственного контракта

Дорошева Ю. А., начальник отдела ценообразования
и сметного нормирования ФКУ «Центравтомагистраль»

Изменение несущественных условий контракта возможно без каких-либо ограничений.
К несущественным относятся условия, которые не установлены Федеральным законом
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция)
(далее — Закон № 44-ФЗ) как обязательные, а также не относящиеся в соответствии с частью
1 статьи 95 Закона №44-ФЗ к существенным условиям контракта.

Застройщик или технический заказчик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. При любых изменениях в смете в процессе исполнения контракта заказчик должен получить подтверждение, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, утвержденного привлеченным этим лицом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта.

Перечень документов, необходимых для уточнения объемов и видов работ:

‒ обосновывающие документы (при необходимости) – транспортные схемы поставки, счета, транспортные накладные, бухгалтерские справки, расчеты, паспорта, сертификаты, свидетельства, технические характеристики материалов, в том числе документы об испытании и т.п.;

‒ акт, локальные сметные расчеты на вновь создаваемые позиции, укрупненная ведомость объемов и стоимости работ, сопоставительная ведомость (на всю смету ГК), итоговая смета контракта к дополнительному соглашению;

‒ локальные сметы на вновь создаваемые позиции работ (не входящие в смету контракта и
в ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ
к контракту;

‒ в случае отсутствия в сметно-нормативной базе необходимых материалов при формировании локальных смет на вновь создаваемые позиции работ (не входящие в смету контракта и
в ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ
к контракту), обязательным условием подтверждения о принимаемой стоимости материала
не выше рыночной, является предоставление не менее трех обосновывающих документов (коммерческие предложения, договоры поставки и т.д.) по каждому материалу.
Сметная стоимость определяется по наиболее экономичному варианту.

В случае дополнительной доставки материалов при формировании локальных смет на вновь создаваемые позиции работ (не входящие в смету контракта и в ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ к контракту), принимается доставка, учтенная проектом или формируется фактическая транспортная схема, которая предоставляется с двумя дополнительными расстояниями, подтверждающими, что выбран наиболее экономичный вариант доставки материала.

В соответствии с письмом Минстроя Российской Федерации от 23.12.2022 № 70119-ИФ/09 
(по вопросу учета дополнительных транспортных затрат при формировании сметных расчетов) отсутствие возможности приобретения материалов, изделий, конструкций и (или) оборудования у близлежащих производителей (поставщиков), в том числе отсутствующих в ФРСН, должно быть обосновано и подтверждено. Затраты на их перевозку также должны быть обоснованы оптимальными транспортно-логистическими схемами.

Когда фактические затраты подрядчика на приобретение конкретного материала (оборудования) оказались выше затрат, учтенных в смете и цене контракта, стоимость материала (оборудования) оплачивается заказчиком по цене, учтенной в смете.

Не допускается перераспределение и (или) исключение отдельных позиций затрат сметы контракта, а также расходование резерва средств на непредвиденные работы и затраты
в целях оплаты заказчиком материала или оборудования по цене, превышающую учтенную
в смете.

При замене в соответствии с Законом № 44-ФЗ по согласованию заказчика с подрядчиком (поставщиком) ресурса на другой, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными
в контракте, цена нового материала (оборудования) не должна превышать цену заменяемого, определенную контрактом (сметой).

При замене оборудования на аналоги, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию, следует руководствоваться  нормами  постановления Правительства РФ
от 04.04.2022 № 579 «Об установлении особенностей внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенностей и случаев проведения государственной экспертизы проектной документации» (с изменениями и дополнениями).

Если в процессе исполнения контракта строительный материал или оборудование, в том числе импортное, был заменен на более дешевый отечественный или иной аналог, то заказчик имеет право требовать соразмерного уменьшения цены контракта, а оплата должна производиться
за минусом разницы в стоимости указанных ресурсов.

Увеличение сметной стоимости строительства в связи с заменой оборудования на аналоги
в результате изменений, внесенных в проектную документацию, само по себе не является правовым основанием для увеличения цены контракта.

Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр (далее-Методика №421/пр) резерв средств на непредвиденные работы и затраты предназначен для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации и (или) в ходе строительства в результате уточнения проектных решений и (или) условий строительства, предусмотренных проектной документацией.

При реализации государственного контракта, для подтверждения резерва средств на непредвиденные работы необходимо руководствоваться рабочей документацией, ПОС, подтверждая возмещение стоимости работ и затрат Перечнем документов, необходимых
для уточнения объемов и видов работ, а также методами формирования локальных смет
на вновь создаваемые позиции работ (не входящие в смету контракта и в ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ к контракту в соответствии
с вышеизложенным.

При подтверждении временных зданий и сооружений необходимо руководствоваться:

‒ Приказом Минстроя Российской Федерации от 19.06.2020 № 332/пр «Об утверждении Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства» (далее – Методика №332/пр);

‒ Приказом Минстроя Российской Федерации от 21.12.2020 № 812/пр «Об утверждении Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства»;

— Приказом Минстроя Российской Федерации от 02.09.2021 № 636/пр «О внесении изменений
в Методику по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 812/пр».

В сметную стоимость объектов ремонта автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, в случае необходимости,
могут быть включены затраты на строительство временных зданий и сооружений, предусмотренные абзацем «ж» подпункта 3 пункта 5 и абзацем «б» подпункта 5 пункта 5 раздела III «Классификация работ по ремонту автомобильных дорог» Классификации работ
по капитальному ремонту, ремонту и содержанию  автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 (далее – затраты на ВЗиС).

Затраты на ВЗиС следует определять расчетным способом – путем составления локальных сметных расчетов (смет), калькуляций с применением сметных нормативов, включенных
в федеральный реестр сметных нормативов, или, при их отсутствии, на основании конъюнктурного анализа, выполненного согласно положениям Методики №421/пр, по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах,
в соответствии с необходимым набором и характеристиками титульных временных зданий и сооружений, определяемыми в соответствии с проектной (или иной технической) документацией и на основании положений Методики №332/пр).

Следует отметить, что предельный размер затрат на ВЗиС, определенный расчетным способом, не может превышать размер соответствующих затрат, определяемый процентной нормой
в соответствии с пунктами 35 и 37 приложения № 1 «Нормативы затрат на строительство
титульных временных зданий и сооружений, используемые при определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства» Методики №332/пр
с учетом применения понижающего коэффициента на вид работ (ремонт) в размере 0,5.
Также необходимо обращать внимание на оборачиваемость и возврат материалов от разборки временных зданий и сооружений.

#законодательство #смета контракта #подрядчики
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

29
#законодательство

Актуализирован перечень направлений деятельности экспертов

Сегодня вступает в силу приказ Минстроя России от 9 ноября 2022 года № 955/пр, который утверждает новый перечень направлений деятельности на право подготовки заключений государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий. Если в прошлом перечне направлений было 63, то в новом их на 20 меньше
29
#законодательство

Антикризисные упрощенные процедуры в строительстве планируется продлить на год

На портале Проектов нормативных правовых актов опубликован проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
24
#законодательство

Арбитражный суд: госзаказчик обязан оплатить работы, выполненные по гарантийному письму, даже если процедуры в рамках 44-ФЗ не проводились

23.03.2023 Арбитражный суд Волго-Вятского округа вынес определение по делу А43-7795/2022, которым обязал госзаказчика оплатить услуги, оказанные ему по гарантийному письму без заключения госконтракта