Комментировать

Методики определения стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования в части прочих и косвенных затрат

Митяева Н.Б.
эксперт по ценообразованию и сметному нормированию в области производственного строительства, объектов энергетики и ЖКХ

«Методики определения стоимости на этапах жизненного цикла инвестиционного проекта»

Лекция № 3 «Методики определения стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования в части прочих и косвенных затрат».

Рассмотрим следующие вопросы:

  1. Прочие затраты как составная часть сметной стоимости строительства.
  2. Определение стоимости прочих затрат по главам ССРСС
    в соответствии с Методикой № 421/пр.

В предыдущей статье рассмотрены положения «Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр
(далее – Методика № 421/пр) по определению прямых затрат, в том числе материальных ресурсов и оборудования. В предлагаемой статье рассмотрены вопросы определения стоимости на этапе архитектурно-строительного проектирования в соответствии с Методикой № 421/пр в части определения прочих и косвенных затрат.

К прямым затратам относят стоимость материальных ресурсов, средства на оплату труда рабочих, стоимость эксплуатации машин и механизмов, оплату труда машинистов, стоимость перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, связанные с перевозкой материальных ресурсов.

Прочие и косвенные затраты являются составной частью сметной стоимости строительства
и могут относиться как к строительству в целом, так и к отдельным объектам и работам. Методика № 421/пр не дает определения прочих и косвенных затрат.

Состав прочих и косвенных затрат определяется бухгалтерским и налоговым учетом в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации и Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Прочие и косвенные затраты – это все затраты, которые не относятся к прямым затратам. К косвенным относятся затраты на содержание заказчика, организацию и управление производством строительных работ подрядчика.

Прочие затраты – это все затраты, не включаемые в стоимость строительных, монтажных работ и стоимость оборудования. К ним относятся пусконаладочные, проектные работы, авторский надзор, затраты, связанные с отводом участка и др.

Начнем рассмотрение прочих затрат с главы Методики № 421/пр по определению сметных затрат на пусконаладочные работы (далее – ПНР). Затраты на ПНР включаются в 9 главу сводного сметного расчета стоимости строительства (далее – ССРСС) на основании разработанной сметной документации. 

Сметная стоимость ПНР определяется на основании программ и графика выполнения ПНР,
а в случае отсутствия на этапе разработки проектной документации таких программ и
графиков ПНР, можно использовать типовые программы или программы, составленные
по объектам-аналогам. Если отсутствует информация по объектам-аналогам, то стоимость
ПНР может быть определена на основании данных конъюнктурного анализа цен.

На наш взгляд, предпочтительнее использовать первые два способа определения стоимости ПНР, так как последний вариант наиболее сложный для контроля стоимости как со стороны заказчика, так и экспертными организациями.

При разработке сметной документации для объектов производственного и непроизводственного назначения, связанных с получением дохода от реализации товаров
и (или) услуг, сметная стоимость пусконаладочных работ разделяется на затраты «вхолостую»
и «под нагрузкой».

Сметная стоимость пусконаладочных работ «вхолостую» по объектам производственного назначения и непроизводственного назначения, связана с получением дохода от реализации товаров и (или) услуг.

Сметная стоимость пусконаладочных работ «под нагрузкой» для объектов производственного назначения и непроизводственного назначения, связанных с получением дохода от реализации товаров и (или) услуг, не относится на сметную стоимость строительства и в сметной документации не учитывается, за исключением случаев строительства особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства.

Затраты на пусконаладочные работы «под нагрузкой» для таких объектов включаются
в сводную смету на ввод в эксплуатацию предприятий, зданий и сооружений и относятся:

а) по объектам производственного назначения — к основной деятельности эксплуатирующей организации (предприятия) с включением в себестоимость продукции;

б) по объектам непроизводственного назначения, связанных с получением дохода от реализации товаров и (или) услуг — к расходам на содержание здания, сооружения.

Некоторые затраты, включаемые в главу 1 ССРСС «Подготовка территории строительства», относятся к прочим затратам. Это затраты, связанные с получением исходных данных и условий для подготовки проектной документации, оформлением земельного участка,
с созданием геодезической разбивочной основы для строительства и освоением территории строительства, произведенных на момент подготовки проектной документации и (или) планируемых к осуществлению в период строительства.

Например, в перечень рекомендуемых затрат, учитываемых в главе 1 ССРСС относятся:

  • затраты, связанные с получением (разработкой) исходных данных и специальных технических условий для подготовки проектной документации, проведением необходимых согласований по проектным решениям;
  • затраты, связанные с оформлением прав владения и пользования на земельные участки (затраты на отвод земельного участка (приобретение в собственность земельных участков
    для строительства, аренда в период архитектурно-строительного проектирования и (или) строительства), плата за сервитут, возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав в связи с установлением и изменением зон с особыми условиями использования территорий, земельный налог на период строительства, плата за пользование водными объектами или их частями;
  • затраты, связанные с подготовкой документации по планировке территории, предусматривающих размещение объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, в случае, когда источником финансирования работ по подготовке указанной документации, приведенном в форме задания на ее разработку, являются средства заказчика, осуществляющего строительство данного объекта и не предполагается их компенсация из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • затраты, связанные с организацией соответствующих мероприятий в случае обнаружения археологического объекта или признаков такого объекта;
  • затраты на подготовку и экспертизу проекта освоения лесов, проекта лесовосстановления, проекта лесоразведения, проекта рекультивации земель и др.

В главе 9 «Прочие работы и затраты» перечислен рекомендуемый перечень косвенных и прочих затрат заказчика и подрядных организаций. К затратам подрядчика относятся следующие:

  • затраты по перевозке работников к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным), если общественный транспорт не обеспечивает их перевозку и отсутствует возможность организовать перевозку с использованием специальных маршрутов городского пассажирского транспорта;
  • затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом;
  • расходы на командировки рабочих и пусконаладочного персонала, привлекаемых для выполнения строительства;
  • затраты, связанные с проведением на территории строительства специальных мероприятий по обеспечению нормальных условий труда, соответствующих требованиям охраны труда и безопасности производства;
  • затраты по размещению, утилизации и (или) обезвреживанию отходов строительного производства (строительного мусора, грунта и прочих отходов, в том числе загрязненных опасными веществами);
  • затраты, связанные с перебазированием подрядных организаций и их подразделений на объект капитального строительства и обратно;
  • затраты, связанные с предоставлением обязательной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств, в том числе на обеспечение возврата аванса;
  • затраты на страхование объекта строительства, осуществляемое в соответствии законодательством Российской Федерации;
  • затраты, связанные с применением технологий информационного моделирования при осуществлении строительства;
  • затраты, связанные с компенсацией подрядным организациям затрат на оплату процентов за пользование кредитами, займами в случаях, когда возможность включения указанных затрат в сметную стоимость строительства предусмотрена законодательством Российской Федерации и др.

К прочим затратам заказчика относятся:

  • затраты по содержанию спасательных служб при осуществлении строительства;
  • затраты, связанные с использованием студенческих отрядов, для строительства объектов капитального строительства;
  • затраты заказчика по вводу объектов в эксплуатацию (затраты на кадастровые работы, выполнение контрольно-исполнительных геодезических съемок подземных инженерных коммуникаций в границах участка, на выполнение исполнительной топографической съемки при сдаче объекта в эксплуатацию, на подготовку технических планов зданий и сооружений, оформление технических паспортов объектов, обследования, испытания, диагностику зданий
    и сооружений;  
  • затраты, связанные с привлечением иностранных граждан — высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы, навыки или достижения в конкретной области для выполнения отдельных видов работ;
  • затраты, связанные с привлечением юридических лиц, не зарегистрированных на территории Российской Федерации, для выполнения отдельных видов работ, требующих применения особых технологий, оборудования, квалификации, в случае отсутствия на территории Российской Федерации организаций, выполняющих такие виды работ и сметные нормы на которые отсутствуют и др.

Некоторые виды прочих затрат, рекомендуемые к включению в 9 главу ССРСС могут быть отнесены как к затратам заказчика, так и переданы подрядной организации по решению заказчика:

  • плата за негативное воздействие на окружающую среду (затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств природоохранного назначения);
  • компенсация расходов предприятиям железнодорожного, речного, автомобильного транспорта и другим организациям, связанным с предоставлением «окон», в том числе за осуществление контроля собственников (владельцев) указанных предприятий (организаций);
  • затраты на обеспечение безопасности строящихся объектов, требования к которой устанавливаются нормативно-правовыми актами и связаны, в том числе, с обеспечением безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства и др.

Всего в рекомендуемый перечень прочих работ и затрат, включаемых в 9 главу ССРСС входит 33 позиции, из которых 30 относятся непосредственно к прочим работам и затратам.

Прочие работы и затраты определяются расчетами на основании проектной и (или) иной технической документации, согласно расчетам, ценам и тарифам в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях, когда законодательством Российской Федерации не установлены порядок определения стоимости, цены и тарифы прочих затрат и услуг, расчет выполняется на основании данных конъюнктурного анализа цен.

В новой редакции Методики № 421/пр (Приказ Минстроя России от 07.06. 2022 г. № 557/пр
«О внесении изменений в Методику определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ
по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. №421/пр») появились новые прочие затраты, например, по решению заказчика, могут быть учтены дополнительные расходы на разработку проектов производства работ (ППР) сверх учтенных нормативами накладных расходов, если объекты строительства относятся к категории особо опасным, технически сложным и уникальным.

К прочим затратам, относятся и затраты заказчика, которые включаются в 10 главу ССРСС «Содержание службы заказчика. Строительный контроль». Средства на содержание технического заказчика определяются на основании расчета в соответствии с положениями «Методики определения затрат на осуществление функций технического заказчика», утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 02.06.2020 № 297/пр.

При осуществлении строительного контроля техническим заказчиком к средствам
на содержание технического заказчика дополнительно включаются расходы на проведение строительного контроля в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства». 

В настоящее время Минстроем Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в постановление № 468. Стоимость строительного контроля будет определяться в текущем уровне цен для расчетов стоимости строительства ресурсным и ресурсно-индексным методом.

Для возмещения прочих затрат, относящихся к деятельности заказчика, в главу 11 ССРСС «Подготовка эксплуатационных кадров» включаются средства на подготовку эксплуатационных квалифицированных рабочих кадров для вновь строящихся и реконструируемых объектов.

В следующей статье будут рассмотрены положения Методики 421/пр в части определения прочих затрат, к которым относятся затраты на выполнение изыскательских работ, разработку проектной документации, проведении экспертизы и др., включенных в 12 главу ССРСС. Подробно вопрос определения прочих и косвенных затрат затрагивается на лекциях, регулярно проводимых для повышения квалификации по ценообразованию. Узнать о предстоящих семинарах, местах и датах проведения можно в телеграмм-канале «Школа ценообразования» по ссылке: https://t.me/shkolamityaevoy.

#сметная стоимость #прочие затраты
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

25
#ФГИС ЦС

Актуальные цены на продукцию и услуги предоставили 600 строительных компаний

Стройкомплекс столицы на постоянной основе работает с отраслевыми предприятиями по вопросам регистрации и предоставления информации в указанную систему
720
#сметная стоимость

Анализ стоимости строительства объектов в дорожной отрасли, определённой ресурсно-индексным методом  с использованием ФСНБ-2022. Сравнение стоимости СМР и структуры затрат при определении стоимости базисно-индексным и ресурсно-индексным методами

В предлагаемой статье Алексеев Н.А. и Вишневецкая А.Ю. рассмотрели методологические вопросы определения стоимости строительства объектов в дорожной отрасли на основе РИМ с использованием ФСНБ-2022, выполнили пересчёт сметной стоимости строительства объектов дорожной инфраструктуры (в рамках объектного сметного расчёта) двумя методами - БИМ и РИМ с целью анализа и сравнения величины отклонений в стоимости, изменений в структуре затрат, определения процента накладных расходов и сметной прибыли в общей стоимости СМР
37
#экспертиза

Беспрецедентную экономию бюджетных средств обеспечила городу Санкт‑Петербургская госэкспертиза

За 9 месяцев 2022 года по результатам экспертизы обеспечено общее снижение сметной стоимости по объектам, финансируемым из бюджета Санкт‑Петербурга, на 21,42 млрд руб