Комментировать

Сколько стоит?

Минстрой корректирует систему ценообразования в строительстве

Проблемы ценообразования и опреде­ления сметной стоимости строитель­ства остаются в центре внимания Минстроя России. Несовершенство системы приводит порой к парадок­сальным ситуациям, когда не находится желающих браться за исполнение государ­ственных контрактов. И происходит это не потому, что проектных и строительных ор­ганизаций в стране не хватает. Охоту уча­ствовать в конкурсах отбивают проблемы с ценообразованием и экспертизой проек­тов. Вместо того чтобы стать фактором ста­бильности, госконтракты порой превраща­ются для строителей в зону риска. Этим проблемам был посвящен брифинг заме­стителя главы Минстроя Дмитрия Волкова, состоявшийся 7 мая.

Начиная разговор с журналистами, зам­министра привел такой пример: в Забай­кальском крае из 92 объектов, которые не­обходимо построить за бюджетные сред­ства, удалось разыграть только 46. Причину происходящего Дмитрий Волков видит в несовершенстве действующей системы це­нообразования, которая, по его мнению, недооценивает реальную стоимость строи­тельных работ — отсюда и трудности с про­ведением конкурсов. Подрядчики, которые выигрывают конкурсы, не всегда точно рас­считывают экономику проектов и полага­ются в этом деле на проектировщиков, ко­торых, в свою очередь, проверяют экспер­ты. В реальности эта схема срабатывает не всегда, и тогда подрядчики рискуют полу­чить убытки на объектах и даже разориться и уйти с рынка. А поскольку никого не при­влекает перспектива оказаться в такой си­туации, то во многих регионах и отраслях возникли серьезные проблемы с подрядчи­ками.

Сегодня цены большей части ресурсов рассчитываются по базе 2000 года с индек­сами пересчета, которые выпускают Мин­строй или регионы, а часть ресурсов счита­ется по текущей цене так называемым ме­тодом конкурентного анализа. Минстрой намерен совместно с регионами актуализи­ровать индексы пересчета, а также дать рынку более четкие правила конкурентно­го анализа. Для этого подготовлены изме­нения в постановление правительства РФ №1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов», которые сейчас находятся на подписании у премьер-министра. В ведом­стве рассчитывают, что такие меры позво­лят повысить точность системы ценообра­зования на 15-20%.

При этом, как подчеркнул Дмитрий Волков, стратегия Минстроя остается преж­ней: в течение трех лет научиться приме­нять ресурсный метод, обеспечив сопоста­вимость методов, чтобы и ресурсный, и ба­зисно-индексный методы давали одинако­вые результаты. Ведь оба метода базируют­ся, по сути, на «двух китах» — нормах и мониторинге цен. Основная трудность на сегодня состоит в том, чтобы научиться правильно «мониторить» цены ресурсов, причем не только во всех регионах, но и в различных отраслях, использующих специ­ализированные ресурсы.

«Стройгазета» попросила заместителя ми­нистра прокомментировать недавнее заяв­ление президента России Владимира Путина о том, что из-за расценок ни одна компания не берется за завершение строительства вто­рой очереди космодрома «Восточный». Дми­трий Волков отметил, что именно на реше­ние подобных проблем и направлены прини­маемые Минстроем меры по совершенство­ванию системы ценообразования. Достой­ная компания для достройки «Восточного», конечно, найдется, заверил замминистра, но задача Минстроя — дать заказчику необхо­димые инструменты для правильного опре­деления цены контракта. Причем это касает­ся не только Восточного, речь идет о том, чтобы создать универсальное регулирова­ние. На это и направлены поправки к поста­новлению №1452.

«В этом смысле мы даем возможность от­расли самой разработать отдельный индекс, — пояснил Дмитрий Волков. — Для этого они (Роскосмос) должны проделать соответ­ствующий набор процедур, которые заклю­чаются в том, что они проводят мониторинг ресурсов, которые специфичны для них, раз­бираются с тем уровнем зарплаты, который специфичен для людей, которые будут рабо­тать на этом объекте. И мы, таким образом, создаем дополнительно к региональной от­раслевую специфику».

«Это делает не Минстрой: «мы вот тут по­сидели, подумали, сколько должен стоить космодром», у нас нет для этого возможно­сти, — заявил заместитель главы Минстроя — Делаем мы это, в некотором смысле, со­вместно с отраслью. То есть отрасль собира­ет в соответствии с методикой, которую мы ей даем, все необходимые материалы. Глав­госэкспертиза — центр компетенции — это проверяет, и только после этого мы выпуска­ем соответствующие индексы, которые опре­деляют, по сути, сейчас цену стройки, напри­мер, для Роскосмоса. То есть это совершенно универсальное регулирование, и оно точно так же будет действовать для дорожников, нефтяников, газовиков. Каждая отрасль са­ма в этом смысле определяет политику, а дальше по понятному механизму эту полити­ку может воплотить в индекс. Вот такой сей­час подход».

При этом Дмитрий Волков уточнил, что регионы по-прежнему должны будут направ­лять в Главгосэкспертизу результаты мони­торинга ресурсов (всего их около 400) с обо­сновывающими документами. Минстрой сможет проверить эти данные с помощью ФГИС ЦС и «ручного» мониторинга цен по­ставщиков, который проводит Главгосэкс­пертиза. Замминстра уточнил, что в этой работе будут принимать участие региональ­ные центры ценообразования, число кото­рых растет. Увеличивается и объем инфор­мации во ФГИС ЦС: если в прошлом году в ней были сведения о продукции примерно 8 тыс. производителей строительных ресур­сов, то сейчас около 14 тыс.

С внесением изменений в постановление №1452 появится возможность увеличить объем работы с оптовыми поставщиками: будут анализироваться не только цены сде­лок, которые были в предыдущем квартале, как это сейчас устроено во ФГИС ЦС, но и текущие цены предложений на рынке. Затем необходимо будет наладить работу с крупны­ми интеграторами и с биржевыми площад­ками, чтобы с помощью статистической об­работки данных верифицировать стоимость предложения ресурсов на той или иной тер­ритории. ФГИС ЦС позволит обеспечивать этими данными федеральную антимоно­польную, таможенную и налоговую службы. Чтобы такая интеграция стала полноценной, потребуется не один год, ведь предстоит об­рабатывать огромное количество данных. Однако межведомственное взаимодействие по мониторингу относительно небольшого количества ключевых для отрасли ресурсов, таких как кирпич, стекло, бетон, цемент (их не больше 30), будет выстроено раньше.

Оригинальный текст опубликован «Строительная газета» №18 от 13.05.2019/ Алексей Торба

#строительство #ценообразование
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

154
#строительство

«Китайстрой» планирует выйти на рынок строительства жилья в России

Выйти на рынок предполагается в первую очередь в городах, где уже представлены технические ресурсы "Китайстроя", - Москва, Санкт-Петербург и Владивосток