Комментировать

Инжиниринг для ЖКХ

Более 1,5 тысячи объектов коммунальной инфраструктуры рассмотрела Главгосэкспертиза России в рамках исполнения федеральной программы модернизации ЖКХ по итогам 2023 года. Эксперты Главгосэкспертизы прокомментировали промежуточные результаты работы с объектами коммунальной инфраструктуры по программе федеральных субсидий и оценили качество проектов в регионах.

В 2023 году за счет инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) в России ввели 215 объектов в 42 регионах. Из них наибольшая часть, 130 объектов, относятся к сфере ЖКХ. В том числе на средства ИБК построено, реконструировано и отремонтировано 742,5 км сетей. Об этом сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин на заседании коллегии Минстроя в рамках международной выставки-форума «Россия».

Согласно постановлению Правительства РФ №87 от 2 февраля 2022 года, оператором программы и основным распорядителем заемных средств для проектов модернизации ЖКХ выступает публично-правовая компания «Фонд развития территорий» (ФТР). Обязательным условием получения льготных инфраструктурных кредитов и специальных казначейских займов является проведение технологического и ценового аудита (ТЦА) или положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

«В апреле 2022 года, в соответствии с 87-м постановлением Правительства, оценка объектов коммунальной инфраструктуры была выделена в отдельную услугу Главгосэкспертизы России. После заключения договоров с ФРТ на предоставление федеральных субсидий заказчики направляют проект для проведения аудита или, иными словами, оценки оптимальности технологических и стоимостных решений на предпроектной стадии», – пояснила Марина Гречко, и.о. руководителя Инжинирингового центра Главгосэкспертизы России.

На текущий момент по итогам ТЦА объектов коммунальной инфраструктуры выдано 1 281 заключение, из них 1058 положительных. В целом Инжиниринговый центр Главгосэкспертизы рассмотрел 1535 объектов Фонда развития территорий, включенных в состав 248 проектов модернизации ЖКХ в различных регионах страны.

s2.png

Критерии отбора

Для включения в программу бюджетных кредитов проектируемый объект коммунальной инфраструктуры (ОКИ) должен соответствовать следующим требованиям: его стоимость (без учета затрат на проектно-изыскательские работы) должна составлять не менее 100 млн рублей, а в отношении проектов по капитальному ремонту линейных объектов (в том числе магистральных и локальных инженерных сетей) – не менее 50 млн рублей. В отдельных случаях, когда общие суммы займов в размере до 100 млн рублей могут быть предоставлены на реализацию проектов на территории одного субъекта Российской Федерации, стоимость каждого объекта должна составлять не менее 10 млн рублей.

Как отмечают эксперты Главгосэкспертизы России, примеров абсолютно нового строительства по программе модернизации ЖКХ по всей стране не так много. «В основном на ТЦА заходят проекты реконструкции – это примерно 70% от общего числа заявителей, и только 30% проектов предполагают строительство объектов с нуля», – говорит Елена Мачуева, начальник отдела анализа эффективности капитальных вложений Инжинирингового центра Главгосэкспертизы. Она также отмечает, что наибольшее количество объектов-новостроек из поступивших на экспертизу – это котельные различных типов и мощности. Второе место занимают сети теплоснабжения, за ними следуют очистные сооружения, сети водоснабжения и водоотведения.

В числе наиболее активных регионов-инвесторов, от которых поступило наибольшее количество проектов на экспертизу по Постановлению №87, эксперты выделяют Камчатский и Пермский края, Башкортостан, а также Владимирскую, Калужскую, Московскую, Нижегородскую, Ростовскую, Саратовскую, Свердловскую, Челябинскую области и ряд иных регионов.

s3.png

Работа с заказчиками: дано, требуется, доказать

По словам специалистов Инжинирингового центра, одно из самых частых замечаний при проведении ТЦА объектов коммунальной инфраструктуры – некачественная проработка технической документации и, как результат, некорректная подготовка материалов по обоснованию предполагаемой (планируемой) стоимости объекта.

«Часто сталкиваемся с тем, что не все затраты попадают в расчеты. Например, учтены расходы на строительство здания котельной, но без подводки коммуникаций и без систем автоматизации. А между тем это одни из самых важных и наиболее затратных аспектов модернизации объектов ЖКХ. Поэтому когда заказчики выходят на стройку, условно говоря, только с с проектом «коробки» котельной – они неизбежно сталкиваются с рисками недофинансирования объекта в целом, поскольку Фонд развития территорий выделяет средства только на основании заключения ТЦА, где учтены все необходимые условия и технологии строительства», – говорит Елена Мачуева. Эксперт также отметила еще целый ряд типичных нарушений при проектировании объектов ЖКХ. «Например, по документам мы видим везде капитальное здание котельной, а расчеты сметной стоимости выполнены по укрупненным нормативам или НЦС для блочно-модульного строения. А это намного дешевле и в итоге заказчик уходит на пересчет сметы с отрицательным заключением».

В части технологий нарушения чаще всего связаны с тем, что заявленная мощность оборудования недостаточна для выполнения основных задач объекта. Или наоборот – мощности избыточны с учетом фактической численности потребителей коммунальных услуг в данном населенном пункте или городском микрорайоне. И в этих случаях проекты также требуют серьезной доработки с экспертами.

«Оптимальность – главный критерий оценки проектов при проведении ТЦА на предпроектной стадии», – считает Анна Елизарова, главный эксперт проекта отдела инженерного сопровождения инвестиционных проектов Инжинирингового центра Главгосэкспертизы России.

С точки зрения оптимальности инженерных решений эксперты обращают внимание абсолютно на все нюансы предполагаемого строительства. В том числе планируется ли прокладка нового трубопровода или замена участков труб, какие материалы должны быть использованы для тех или иных сетей и видов энергоносителей и многие другие факторы. Кстати, вопрос замены сетей в ЖКХ – один из самых актуальных, поскольку их изношенность в среднем по стране достигает 60 %, а в отдельных населенных пунктах превышает 90%. Модернизация коммунальных сетей в том числе подразумевает замену старых чугунных труб на новые полимерные. Современные технологии применяются и при ремонте сетей водоотведения. «Например, для удешевления работ вместо демонтажа трубопроводов все чаще применяется метод санации, при котором новые полимерные трубы вводятся внутрь старых железобетонных, или же новое полимерное покрытие наносится непосредственно на внутреннюю поверхность старой трубы», – пояснила Анна Елизарова.

s4.png

Все современное – свое и лучше с нуля

Также много внимания на этапе ТЦА уделяется вопросам импортозамещения. Особенно в части замены технологического оборудования. «Именно на предпроектной стадии важно подтвердить намерения заказчика использовались отечественные материалы и оборудование, чтобы исключить риски замены на этапе строительства», – говорит Анна Елизарова. Она также подчеркнула, что именно с применением материалов и технологий и, соответственно, расчетами их стоимости связаны наиболее сложные случаи корректировки проектов, когда заказчикам требуется больше времени, чтобы учесть все рекомендации экспертов.

Системы связи и автоматизации, как уже отмечалось выше, – одна из самых дорогостоящих и ответственных задач по обновлению коммунальной инфраструктуры. В том числе в аспекте ее надежности и защищенности. Поэтому решения по автоматизации – одни из главных показателей качества и в целом уровня модернизации объектов ЖКХ. При этом эксперты отмечают большое количество проектов, где уровень автоматизации котельных обеспечивает их работу в автономном режиме и позволяет обходиться полностью без присутствия персонала. Подробнее об этом – в следующем обзоре по итогам экспертизы проектов в сфере ЖКХ.

Справочно: федеральная программа модернизации объектов коммунальной инфраструктуры реализуется по нацпроекту «Жилье и городская среда» с применением инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) и иных механизмов использования средств Фонда национального благосостояния. Условия предоставления льготных займов и критерии экспертной оценки проектов-соискателей определены постановлением Правительства РФ №87 от 2 февраля 2022 года.

Фото: ППК «Фонд развития территорий»

Источник: Главгосэкспертиза России

#инжиниринг #ЖКХ
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

33
#строительство

«Волшебный пинок» от президента: строителям велено строить, чиновникам — работать

Президент Владимир Путин по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июня 2022 года, утвердил перечень поручений по строительству и ЖКХ, многие из которых должны были бы быть давно решены на уровне правительства и губернаторов