Комментировать

«Волшебный пинок» от президента: строителям велено строить, чиновникам — работать

Президент Владимир Путин по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июня 2022 года, утвердил перечень поручений по строительству и ЖКХ, многие из которых должны были бы быть давно решены на уровне правительства и губернаторов.

Анализ перечня поручений президента России, по сути, косвенно говорит о том, что без «волшебного пинка» из Кремля многие, даже самые мелкие вопросы, ни правительство, ни губернаторы не решают. Особенно ярко это проявляется в поручениях по ЖКХ, где без поручения президента, судя по всему, никто не собирается повышать «безопасность эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», хотя эти вопросы находятся в ведении даже не губернатора, а мэра города.

Все поручения можно разбить на три части: стратегические, текущие и фантастические (в смысле их появления и реализации). С этой точки зрения и разберем сей документ.

Стратегические поручения.

Правительство Российской Федерации в течение года должно сделать и доложить по следующим пунктам:

— утвердить стратегию развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, доработав ее с учетом состоявшегося в ходе заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации обсуждения и предложений комиссий Государственного Совета Российской Федерации (многострадальная Стратегия в ее нынешнем варианте пишется с 2019 года, на нее уже было потрачено более 60 млн рублей только Нацобъединениями строителей и проектировщиков, несколько первых вариантов документа уже пошли в корзину, последний никак не пройдет согласования в министерствах и ведомствах. По мнению ряда экспертов, документ представляет собой не экономически выверенную стратегию, а набор предложений и пожеланий без детального анализа текущей ситуации в отрасти и конкретных механизмов реализации).

Срок – 15 ноября 2022 г.;

— представить предложения о целесообразности продления до 2030 года сроков реализации национальных проектов, в том числе национального проекта «Жилье и городская среда», и взаимоувязки мер, осуществляемых в рамках их реализации (Означает ли это поручение, что до сих пор меры по реализации этих нацпроектов не взаимоувязаны?).

Срок – 1 октября 2022 г.;

— в целях повышения эффективности капитальных вложений:

* утвердить комплексную программу «Строительство» со сроком реализации пять лет, предусмотрев 900 млрд. рублей ежегодно на ее реализацию в 2023–2025 годах, а также 1 трлн. рублей ежегодно в 2026 и 2027 годах на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы (без учета финансирования государственного оборонного заказа). – (таким образом, в рамках госзаказа строительные компании могут получить почти 5 трлн рублей за пять лет – если захотят выходить на торги и рисковать свободой и состоятельностью. По данным Минфина России, каждый третий госконтракт снимается с торгов из-за отсутствия «торгующихся).

Срок – 15 декабря 2022 г.;

* предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов дополнительные бюджетные ассигнования в совокупном объеме не менее 50 млрд. рублей на завершение строительства, реконструкции объектов незавершенного строительства, при строительстве, реконструкции которых использовались средства федерального бюджета (По оценкам Счетной палаты, общая стоимость объектов незавершенного строительства составляет 5 трлн рублей).

Срок – 1 октября 2022 г.;

— в целях комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры:

* разработать и утвердить программу модернизации коммунальной инфраструктуры на 2023–2027 годы (с возможностью продления до 2030 года), предусмотрев ее финансирование за счет средств федерального бюджета в объеме 150 млрд. рублей ежегодно. (Таким образом, в совокупности за пять лет в модернизацию ЖКХ будет вложено 750 млрд рублей, за 8 – 1,2 трлн рублей. Изношенность коммунальной инфраструктуры сейчас составляет более 70%).

Срок – 1 декабря 2022 г.;

* представить предложения по утверждению плана выдачи инфраструктурных бюджетных кредитов на 2022–2026 годы, рассмотрев возможность использования таких бюджетных кредитов в 2026 году на финансирование мероприятий, направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры;

* представить предложения по совершенствованию тарифной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства с учетом задач по модернизации коммунальной инфраструктуры (Как известно, все ресурсоснабжающие компании закладывают так называемую «инвестиционную составляющую» в действующие тарифы, однако заметных инвестиций в модернизацию не наблюдается).

Срок – 1 октября 2022 г.;

— в целях упрощения процедуры внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, а также исключения дублирования таких документов предусмотреть возможность использования единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования, определяющего основные направления развития территорий одного или нескольких муниципальных образований (частей таких территорий), установив порядок его подготовки и утверждения.

Срок – 20 февраля 2023 г.;

— в целях развития индивидуального жилищного строительства:

* представить предложения по расширению ипотечной программы по строительству объектов индивидуального жилищного строительства, осуществляемому гражданами самостоятельно.

Срок – 10 сентября 2022 г.;

* обеспечить наделение субъектов Российской Федерации правом устанавливать возможность предоставления земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства с обязательством построить индивидуальный жилой дом и зарегистрировать права на него в установленные сроки.

Срок – 20 января 2023 г.;

* представить предложения по реализации мер поддержки строительства индивидуальных жилых домов, осуществляемого с использованием быстровозводимых конструкций, в том числе в части, касающейся создания (приобретения) соответствующих технологий.

Срок – 10 декабря 2022 г.;

(Отметим, что сейчас граждане индивидуально, безо всякой поддержки со стороны государства, судя по статистике, строят себе жилья больше, чем поддержанные, откредитованные, всеми залюбленные и все время несчастные застройщики многоквартирных домов).

— разработать комплекс мер по поддержке отечественных производителей в целях обеспечения производства строительных материалов в объеме, необходимом для достижения задач, поставленных в стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, предусмотрев в том числе создание условий для формирования партнерств в целях проведения и финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. (На фоне разрушенной строительной науки и почти 100% отсутствия машиностроения для строительной отрасли это поручение представляется основой для красивой презентации, но не для жизни).

Срок – 30 сентября 2022 г.;

— в целях сокращения продолжительности инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30 процентов:

* обеспечить поэтапное сокращение не менее чем на 30 процентов количества документов, сведений, материалов, согласований, содержащихся в утвержденном Правительством Российской Федерации исчерпывающем перечне документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проектов по строительству объектов капитального строительства. («Эта музыка будет вечно, если я заменю батарейку»… Первый раз о таком сокращении говорилось на самом высоком уровне в 2011 году).

Доклад – до 15 ноября 2022 г., далее – один раз в полгода;

— в целях повышения престижности и востребованности профессий, связанных с архитектурой и строительством, утвердить план мероприятий («дорожную карту»), предусматривающий в том числе внесение в образовательные программы по направлениям подготовки специалистов в сфере строительства изменений, обеспечивающих ускоренное вовлечение обучающихся в производственные процессы. (В середине августа МГСУ отчиталось, что такая карта разработана и проходит согласование, правда в публичном доступе ее никто не видел).

Срок – 20 октября 2022 г.;

— в целях обеспечения возможности гибкого реагирования на изменение цен на строительные ресурсы рассмотреть возможность перехода от заключения контрактов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства в твердой цене на весь срок строительства к заключению контрактов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства в ценах соответствующих лет на весь срок строительства с фиксацией в контракте формулы обязательного ежегодного пересчета указанной цены с использованием актуальных индексов-дефляторов (Последние слова – прощальный привет реформе ценообразования и переходу на ресурсный метод?).

Доклад – до 20 февраля 2023 г.

Текущие поручения

Интересно, если бы президент не поручил, правительство РФ всего этого не делало бы?

— в связи со значительным ростом цен на строительные ресурсы предусмотреть в 2022 году дополнительное финансирование работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, осуществляемых с использованием средств федерального бюджета, по мере получения положительных заключений государственной экспертизы проектной документации в объеме, необходимом для завершения строительства и ввода в эксплуатацию указанных объектов.

Доклад – до 10 октября 2022 г.;

— при формировании и реализации программы расселения аварийного жилья, признанного таковым в период с 1 января 2017 г. по 1 января 2022 г.:

предусмотреть финансирование мероприятий, включенных в указанную программу, за счет средств федерального бюджета, начиная с 2024 года, в объеме не менее объема ежегодного финансирования таких мероприятий за счет средств федерального бюджета в 2020–2024 годах, установив, что объем федеральной поддержки определяется с учетом бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации и в среднем по Российской Федерации не должен превышать 60 процентов;

использовать механизмы поддержки реализации проектов комплексного развития территорий, предусматривающих расселение аварийного жилья.

Срок – 1 декабря 2022 г.;

— в целях компенсации затрат, связанных с увеличением расходов на расселение аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 г., предусмотреть в 2022 и 2023 годах финансирование мероприятий, направленных на реализацию федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», в совокупном объеме 24 млрд. рублей.

Доклад – до 10 сентября 2022 г.;

— представить предложения о возмещении затрат на строительство объектов коммунальной инфраструктуры, которое осуществлялось с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов, средств Фонда национального благосостояния, за счет платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения с учетом запаса мощности на весь цикл планируемой застройки.

Срок – 30 ноября 2022 г.;

— в целях повышения эффективности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах:

* обеспечить расширение перечня видов работ, осуществляемых в рамках капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, увязав программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с планом модернизации коммунальной инфраструктуры; (А что, можно работать как-то по-другому?),

* представить предложения по уточнению квалификационных требований к отбору подрядных организаций для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (Кажется, президенту не рассказали, что по закону все квалификационные требования к таким компаниям сводятся к наличию членства в СРО).

Срок – 20 ноября 2022 г.;

— определить особенности осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе в части, касающейся требований к архитектурно-строительному проектированию и выполнению таких работ.

Срок – 10 апреля 2023 г.;

— представить предложения по совершенствованию полномочий органов государственного жилищного надзора при осуществлении контроля за деятельностью управляющих организаций, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и подрядных организаций в части, касающейся использования средств, которые находятся на специальных счетах, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и открытых в кредитных организациях.

Срок – 1 октября 2022 г.;

— обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:

* создание цифрового реестра документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проектов по строительству объектов капитального строительства;

* создание цифрового реестра, определяющего исчерпывающий перечень требований к проектированию, строительству и эксплуатации объектов капитального строительства.

Срок – 30 июня 2023 г.;

* обеспечить возможность осуществления в электронной форме отдельных процедур, выполнение которых необходимо в целях строительства объектов капитального строительства, в том числе процедур, выполнение которых необходимо при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Доклад – до 1 сентября 2022 г., далее – один раз в полгода;

* рассмотреть вопрос о продлении до конца 2024 года сроков применения особенностей осуществления градостроительной деятельности, регулирования земельных отношений и иных особенностей осуществления строительства, установленных в 2022 году в целях повышения устойчивости экономики в условиях внешнего санкционного давления, и при необходимости обеспечить внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

Срок – 10 февраля 2023 г.;

* представить предложения по оптимизации процедур, осуществляемых Роснедрами, Росрыболовством и Минкультуры России при согласовании строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в том числе в целях исключения дублирования процедур.

Срок – 15 сентября 2022 г.;

— Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации:

а) разработать и утвердить региональные пятилетние планы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры;

б) провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства, при строительстве которых были использованы средства бюджетов субъектов Российской Федерации, и по ее результатам принять решение о завершении строительства таких объектов или их ликвидации, а также определить источники, объемы и условия финансирования таких мероприятий.

Доклад – до 20 января 2023 г.

Фантастические поручения

Предлагаем специалистам оценить ряд поручений с точки зрения того, что сейчас всего этого, оказывается, не делается! И если бы не президент, то и не делалось бы!

— в целях комплексного обновления территорий населенных пунктов и развития жилищного строительства:

* представить предложения по синхронизации планов жилищного строительства с планами развития улично-дорожной сети и иной транспортной инфраструктуры, в том числе с учетом требований к парковочному пространству, плотности застройки и интенсивности движения, а также с планами развития объектов сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей; (А как же все эти годы строились все эти миллиарды квадратных метров жилья?! По принципу «от балды»?)

обеспечить синхронизацию мероприятий по жилищному строительству с мероприятиями по строительству объектов социальной, транспортной, инженерной и иной инфраструктуры, предусмотренными национальными проектами. (Национальные проекты реализуются уже четыре года… Социальная инфраструктура с жильем, судя по всему, не встречается).

Доклад – до 15 ноября 2022 г.;

— представить предложения о целесообразности строительства систем водоснабжения, обеспечивающих подачу технической воды для хозяйственных нужд населения в сельской местности; (Это тоже, оказывается, вопрос уровня президента – а не губернатора или даже главы муниципалитета).

л) представить предложения о повышении безопасности эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. (Еще немного – и президент начнет регулировать персональные графики каждого работника газовой службы).

Срок – 20 октября 2022 г.;

*****

В завершении хотелось бы напомнить, что по оценкам ряда экспертов, количество выполненных поручений, как правило, составляет не более 10%. А по всем остальным пунктам появляется нечто, позволяющее «закрыть поручение» — то есть, снять ответственность за исполнение какой-либо красивой бумажкой или презентацией. Те, кто хотя бы косвенно сталкивался с госслужбой, знают, что «закрыть поручение» для чиновника гораздо важнее, нежели его выполнить…

Источник: Агентство новостей "Строительный бизнес"

#строительство #ЖКХ
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

10
#строительство

«Китайстрой» планирует выйти на рынок строительства жилья в России

Выйти на рынок предполагается в первую очередь в городах, где уже представлены технические ресурсы "Китайстроя", - Москва, Санкт-Петербург и Владивосток
5
#строительство

«Моспроект-3» займется строительством метро в Красноярске

Группа "Моспроект-3", реализующая инфраструктурные проекты в Москве и регионах, проведет работы по созданию в Красноярске линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта