Комментировать

ТИМ в законе

Переход на технологии информационного проектирования (сокращенно – ТИМ, англ. аналог BIM — Building Information Model или Modeling) уже никого не удивляет. Чуть ли не ежедневно обсуждаются конкретные механизмы перехода на цифровые рельсы, польза и выгода внедрения технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства.

Так, считает главный директор по строительству группы компаний «КОРТРОС» Николай Складнев, глобальным результатом применения такой инновационной технологии становится более четкое управление строительным процессом и регулировка себестоимости проекта для оптимизации затрат, и повышения качества продукта.

Но, как показывает практика, сформировать нормативно-правовую базу, которая будет не только определять способы применения информационной модели, но и поощрять разработку новых технологий, – задача из непростых. И в этой сфере предстоит сделать еще немало.

Переход на ТИМ в строительстве официально начался без малого 10 лет назад с принятием приказа Минстроя России от 29 декабря 2014 г. № 926/пр «Об утверждении Плана поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства».  Не обошел своим вниманием эту актуальную тему и Президент РФ в своем поручении от 19 июля 2018 г. № Пр-1235 «О первоочередных задачах по модернизации строительной отрасли и повышению качества строительства».

В 2019 г. данный процесс был закреплен на законодательном уровне с введением в Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) статьи 57.5. под названием «Информационная модель объекта капитального строительства».  Новая норма ГрК РФ вменила в обязанность участникам градостроительной деятельности (застройщику, техническому заказчику, эксплуатирующей организации) обеспечивать формирование и ведение информационной модели в случаях, по правилам и требованиям, установленным Правительством РФ.

«Правительство, в свою очередь, оперативно отреагировало на данное нововведение принятием двух ключевых подзаконных нормативно – правовых актов (НПА), регулирующих ТИМ, вспоминает исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы (КИМ) Владислав Преображенский. — В частности, Постановлением от 15.09.2020 N 1431 (в редакции последних изменений от 27.05.2022) были утверждены Правила формирования и ведения информационной модели, а также состав сведений, документов и материалов, включаемых в эту модель в электронной форме (с учетом сложившейся в 2022 г. экономической ситуации на фоне санкционного давления, срок действия данного Постановления сейчас ограничен до 1 марта 2023 г.)».

Вторым своим Постановлением от 05.03.2021 N 331 Правительство РФ установило случаи (вернее, пока всего лишь один случай), когда формирование и ведение информационной модели является для застройщика(технического заказчика) обязательным.

На сегодняшний день, застройщики и техзаказчики должны обеспечить информационную модель для объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, в случае, если договор на проектирование объекта заключен после 1 января 2022 г.

Установлено и первое исключение из данного правила – оно не распространяется на объекты обороны и безопасности государства.

«Вместе с тем, — говорит Владислав Преображенский, — государство  приняло общий стратегический курс на широкое внедрение ТИМ в строительстве, о чем свидетельствует  такой основополагающий «программный» документ по данной теме, как распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. 3719-р «Об утверждении плана мероприятий «дорожной карты» по использованию технологий информационного моделирования при проектировании и строительстве объектов капитального строительства, а также по стимулированию применения энергоэффективных и экологичных материалов, в том числе с учетом необходимости их производства в Российской Федерации» (т.н. Дорожная карта)».

Однако у процесса перехода на ТИМ есть и сдерживающие факторы, в первую очередь, законодательные

Первая большая проблема – «двойная запись».

«Применение информационной модели на строительной площадке может иметь колоссальный эффект — повышение качества строительства зданий, снижение ошибок и неправильной реализации проектных решений. Но на нормативном уровне, во многих задачах использование модели ничтожно, необходима бумажная документация, в специфической форме, которую или очень трудозатратно, или в принципе невозможно реализовать», — говорит руководитель управления информационного моделирования группы «Самолет» Александр Панькин.

«Юридически важная задача по ведению журнала авторского надзора может быть реализована в информационной модели, что позволит впоследствии гораздо быстрее и объективнее получать необходимые данные, детальную аналитику по процессу строительства и отклонениям от проектных решений. Но, согласно СП 246.1325800.2016, журнал должен быть «пронумерован, прошнурован», — сетует Александр Панькин.

Это один из примеров, где сформированные десятилетиями правила и требования не дают возможность применять информационную модель и максимально извлекать выгоду от ее использования

Помимо этого, говорит BIM-менеджер технического отдела Группы Аквилон Иван Трусков, созданная нормативно государственная-правовая база зачастую разрозненна, и часто документы противоречат друг другу или не несут практической информации.

Прикладные классификаторы, по мнению Ивана Трускова, созданные государством, на практике приводят к увеличению трудоемкости создания BIM-моделей. Увеличение трудоемкости — это снижение эффекта от повышения качества проекта нового здания, это увеличение затрат. «Заполнение параметров государственного классификатора примерно на 15% увеличивает трудоемкость создания и корректировки моделей. Рост затрат будет коррелироваться с этим и будет учитывать количество параллельно разрабатываемых проектов по ТИМ в организации. Коммерческие компании и девелоперы привыкли эффективно считать финансирование и многие не готовы к дополнительным малообоснованным затратам», — говорит эксперт.

«Чтобы решить эти вопросы, необходимо пересмотреть часть нормативной базы по ТИМ, выделить типы объектов по размеру и стоимости, для каждого типа объектов разработать практические нормативные документы, использование которых приведет к максимально эффективному внедрению ТИМ с обоснованными затратами», — считает Иван Трусков. Метод разработки ТИМ -модели для крупного многоквартирного дома должен отличаться от метода разработки модели ИЖС, и очень значительно. Для разработки документов нужно привлечь практических специалистов с опытом, несмотря на их высокую стоимость на рынке.

По мнению Александра Панькина, необходимо принципиальное изменение подхода, переформатирование всех отношений между участниками с учетом технологий нашего времени.

Основная проблема заключается в том, что попытка внедрения технологий происходит без изменения процессов, что, порой, приводит к негативному опыту применения технологии и, как следствие, откладывание ее в долгий ящик или отказ от нее

«Необходимо обозначить, что данная работа ведется. В основополагающие документы вносятся требования и определения ТИМ. Важно чтобы, процесс не скатывался в формализм» — видит решение Александр Панькин.

Нерешенным остается и вопрос обучения специалистов. По мнению экспертов, необходимо развивать программы обучения новым инструментам, технологиям, начиная от руководителей самого высокого уровня, заканчивая рядовыми специалистами — изыскатели, проектировщики, строители, и прочие специалисты.

«Крылатое выражение, что «Кадры решают все» в этом плане как никогда актуально. Только люди с холодной головой и горящими глазами и сердцем смогут менять ситуацию. Сейчас таких людей много среди технических специалистов, но должна набраться критическая масса среди управленцев высокого уровня. Далее — дело времени», — говорит Александр Панькин.

По мнению КИМ, для стимулирования внедрения ТИМ и достижения технологического суверенитета в области программного обеспечения нужны меры поддержки со стороны государства, но не столько прямые субсидии, сколько методологическая поддержка в области стандартизации, гармонизации нормативной базы и разработки рекомендуемых моделей и схем данных для бизнеса на основе лучших практик, уже имеющихся у лидеров рынка, а также – не в последнюю очередь — улучшении условий для уже выстроенных процессов взаимодействия застройщиков с госорганами, развитие цифровизации и электронного документооборота, реальное снижение срока получения согласований и прохождения документов по всем этапам инвестиционно-строительного цикла.

Источник: Строим просто

#ТИМ
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

2
#цифровизация

«Людей, которые хотят цифровизировать свои компании, необходимо объединять»

25-26 ноября в Астане прошел Форум по цифровизации строительной отрасли стран СНГ, в котором приняли участие более 150 застройщиков. Главными темами стали внедрение «цифры» с нуля, новые и существующие IT-продукты, нюансы законодательства, а также практические кейсы от лидеров рынка. Организатором мероприятия выступил проект «Все о стройке»
35
#ТИМ

«Помноженные на ноль»: как застройщики представляют переход на российский ТИМ

11 октября в онлайн-режиме состоялся круглый стол «Обязательный переход на ТИМ — достигнутые успехи и проблемы, которые остались». Организатор круглого стола – телеграмм-канал «Все о стройке»
45
#НОСТРОЙ

«Цифре» вопреки: только 9% госконтрактов на строительство содержат требования к ТИМ

НОСТРОЙ провел мониторинг контрактов в Единой информационной системе в сфере закупок, заключенных после 1 января 2022 года и попадающих под условия постановления Правительства от 05.03.2021 г. №331. Результаты пока весьма далеки от ожидаемых