Специалисты НИИСФ РААСН приняли участие в пересмотре базового свода правил по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха
Пересмотр СП 60 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» организован ФАУ «ФЦС» и выполнен авторским коллективом НИИСФ РААСН, НП АВОК и экспертами ПК 14 ТК 465 «Строительство».
Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин:
«Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха относятся к системам жизнеобеспечения и должны гарантировать безопасность, здоровье и комфорт каждого человека. Для того чтобы эти системы соответствовали запросам населения, отвечали на самые актуальные вызовы времени, были энергоэффективными, а также соответствовали санитарно-эпидемиологическим требованиям, подготовлена новая редакция СП 60. Документ разработан авторским коллективом, состоящим из десяти ведущих научных, учебных, проектных и строительных организаций, экспертами профильного подкомитета ПК 14 ТК 465 «Строительство». Такой солидный авторский состав определил многогранный и всесторонний подход к обсуждению изменений в своде правил, максимальную вовлеченность профессионального сообщества в работу».
В проекте документа систематизированы требования к внутренним инженерным системам создания и обеспечения микроклимата помещений, предусмотрены требования к адаптивным системам вентиляции, принцип работы которой позволяет экономить тепловую и электрическую энергию на подогрев и подачу вентиляционного воздуха соответственно.
Также в документе уточнены схемы организации воздухообмена, которые помогут выполнять вариантное проектирование воздухораспределения в помещениях. Предусмотрены системы персональной, локализующей и вытесняющей вентиляции, что во многих случаях не только обеспечит более экономный расход энергетических ресурсов, но также снизит риск заражения инфекционными заболеваниями различной этиологии, в особенности, воздушно-капельным путем.
Предусмотрены новые аэродинамические схемы с подачей неподогретого внутреннего или наружного воздуха, а также комбинированные схемы с подачей частично подогретого воздуха. Применение таких схем позволит экономить до 50% тепловой энергии, затрачиваемой на работу воздушно-тепловых завес при открывании ворот.
В конечный документ будут включены передовые технологии сокращения затрат тепловой и электрической энергии, в т.ч. рекуперативные и регенеративные теплообменники для подогрева приточного воздуха (ВЭР), гибридные теплонасосные установки, солнечные коллекторы и ветрогенераторы (ВИЭ).
Ведущий научный сотрудник лаборатории «Строительная теплофизика» НИИСФ РААСН Дмитрий Желдаков:
«В ходе работы над документом были проанализированы положения 60 СТУ, в результате чего, в частности, принято решение допустить организацию вентиляции автостоянок, встроенных в общественные здания, вытяжным воздухом систем общеобменной вентиляции».
Дмитрий Желдаков рассказал также и о важном противопожарном решении. По его словам, авторский коллектив, после долгих обсуждений пересматриваемого СП 60, принял решение не допускать в многоквартирных жилых домах прокладку сборных вытяжных коробов с подключением поквартирных ответвлений в межквартирных коридорах без устройства спутников — участков воздуховода, которые выполняют роль воздушного затвора и препятствуют проникновению дыма при пожаре, запахов и воздушного шума из помещений смежных квартир.
В перечне новых технологий для снижения аварийности систем отопления предусмотрены способы повышения их тепловой и гидравлической устойчивости. Предусмотрено применение систем отопления с газовыми и электрическими инфракрасными излучателями, главное достоинство которых заключается в том, что они позволяют быстро обогревать все поверхности помещения за считанные минуты.
Свод правил расширяет область применения новых типов хладагентов. В проекте документа регламентируется энергоэффективность холодильного оборудования для систем холодоснабжения, которые обладают низким потенциалом глобального потепления (ПГП). В частности, уточняется и расширяется экономически обоснованная область применения абсорбционных холодильных машин (АБХМ) и теплонасосных установок с использованием поверхностных слоев земли ГТСТ (грунта и водоемов).В составе пересмотренного СП 60 также предусмотрена оптимизация алгоритмов управления оборудованием (выбор параметров регулирования, переменный расход хладоносителя и прочее).Благодаря корректному учету сезонной динамики изменения наружного климата и аккумулирующей способности конструкций здания предусмотрено снижение установленной мощности системы холодоснабжения.
Уточнены расчётные климатические условия для систем кондиционирования воздуха в части значений удельной энтальпии и влагосодержания наружного воздуха.
Президент НП «АВОК» Юрий Табунщиков, соавтор проекта документа:
«При пересмотре СП 60 тема новых технологий и экономии ресурсов красной нитью проходила через весь документ. С введением в действие пересмотренного свода правил однозначно повысится уровень безопасности при проведении работ по монтажу, пуску, наладке, вводу в эксплуатацию и техническому обслуживанию систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Мы ожидаем внедрение возможностей для повышения эффективности использования энергоресурсов на 5-15% совокупным итогом путем снижения уровня потерь теплоты и холода на 10-18%, а также снижение первоначальных инвестиционных и эксплуатационных затрат на системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха зданий на 10-12%».
С принятием обновленного свода правил будет запрещено использовать устаревшие технологии сброса хладагента в атмосферу, а также исключен сброс отработанного антифриза в бытовую или дождевую канализацию. Исключится применение токсичных и пожароопасных тепло-холодоносителей, а также токсичных озоноразрушающих хладагентов 1-3 классов опасности.
Свод правил также ограничит возможность необоснованного отказа от применения энергосберегающих мероприятий; применение перегретой воды в системах внутреннего теплоснабжения зданий; скорости движения теплоносителя в трубопроводах из условия образования шума.
Будут сняты устаревшие ограничения на климатические районы применения воздушно-тепловых завес, а также на использование высокоскоростных энергоэкономичных воздушных завес.
Источник: Университет Минстроя
Комментарии