Счетная палата проверила исполнение бюджета в сфере строительства
Счетная палата проверила, как в 2022 году исполняло бюджет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В отчетном году Минстрой обеспечил самое высокое исполнение расходов за последние 5 лет – 766 млрд рублей, или 99,5% сводной бюджетной росписи. Вместе с тем сохранилась тенденция предоставления субсидий и межбюджетных трансфертов в конце года. Так, наибольший объем межбюджетных трансфертов предоставлен в IV квартале – свыше 70%, в декабре – около 40% годового объема.
«В 2022 году структура расходов Минстроя претерпела ряд изменения, в том числе в связи с началом реализации новой госпрограммы «Развитие туризма», а также получением ГП «Крым» от Минэкономразвития. Увеличились расходы на межбюджетные трансферты и субсидии Фонду развития территорий, что связано с предоставлением поддержки новым территориям», – рассказала на Коллегии аудитор Счетной палаты Наталья Трунова.
Всего в отчетном году Минстрой отвечал за реализацию трех госпрограмм – «Жилище» (ГП-05), «Крым» (ГП-45) и «Развитие туризма» (ГП-55). Уровень кассового исполнения по ним составил соответственно 99,8%, 96,8% и 98,9%. По госпрограмме «Развитие туризма» в целом все показатели достигнуты (с 2023 году она перешла в ведение Минэкономразвития).
В части госпрограмм «Жилище» и «Крым» Счетная палата обратила внимание на корректировку некоторых значений показателей, что привело к их завышению по итогам года. По ГП «Крым» также зафиксирован рост дебиторской задолженности более чем в 2 раза в связи с перечислением авансов подрядным организациям по объектам госпрограммы.
Анализ деятельности Минстроя как координатора ФАИП показал, что, несмотря на достаточно высокий уровень кассового исполнения расходов по ФАИП – 96,2%, темпы строительства и ввода в эксплуатацию объектов государственными заказчиками продолжают оставаться низкими.
Что касается реализации Минстроем ФАИП как главным распорядителем бюджетных средств, то с 2018 по 2022 год объем указанных расходов Министерства вырос более чем в 25 раз и составил почти 200 млрд рублей. Основная доля расходов – консолидированные субсидии бюджетам регионов.
Дебиторская задолженность по объектам ФАИП выросла за год на 122,2 % и составила 35,2 млрд рублей. При этом проверка выявила несоответствие данных об объемах дебиторской задолженности, отраженных в годовой отчетности по ФАИП Минстроя, данным бюджетной отчетности. «Полагаем целесообразным предложить Минстрою совместно с Минэкономразвития и регионами провести инвентаризацию задолженности по объектам и мероприятиям, финансируемым в рамках ФАИП», – отметила Наталья Трунова.
Отдельное внимание Счетная палата уделила реализации федерального проекта «Инфраструктурное меню», в частности, отметила ряд недостатков в организации системы контроля за использованием инфраструктурных бюджетных кредитов, предоставляемых регионам в рамках соглашений. Так, выборочный анализ соглашений показал, что в них не установлены плановые значения показателей выполнения проектов, что создает риски отсутствия должного контроля за ходом их реализации. Кроме того, отчеты за IV квартал 20 регионов (26% от общего количества субъектов РФ, до которых в 2022 году были доведены ИБК) были представлены в Минстрой с нарушением установленного срока, а выборочный анализ таких отчетов свидетельствует о неполноте представленных регионами сведений.
Общий объем финансовых нарушений, выявленных в ходе проверки, составил 280,4 млрд рублей. Большая часть этой суммы (279,7 млрд рублей) связана с неотражением в составе дебиторской задолженности субсидий, перечисленных публично-правовой компании «Фонд развития территорий». В ходе проверки нарушение исправлено.
Заключение Счетной палаты Российской Федерации о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы)» в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Источник: Счетная палата РФ
Комментарии