Комментировать

Регуляторы в ближайший год не рассчитывают на учет «торговых» результатов при определении опыта ЭТП для госзакупок

Федеральное казначейство и Минфин РФ не рассчитывают на возможность учета результатов проведения имущественных торгов при определении опыта электронных торговых площадок (ЭТП) для госзакупок в ближнесрочной перспективе, следует из выступлений представителей ведомств в ходе круглого стола по вопросам совершенствования закупочного законодательства, организованного Советом Федерации.

«Сейчас учесть опыт торгов для учета опыта ЭТП невозможно, — сказала заместитель руководителя Казначейства Анна Катамадзе. — Это можно будет сделать, когда торговые процедуры станут более-менее унифицированными — без этого невозможен ни качественный, ни количественный учет».

«Саму идею учета торгового опыта мы поддерживаем, — добавила Катамадзе. — Но с точки зрения регулирования (нормативного) и техники — это перспектива не завтрашнего дня».

Действующая нормативная правовая база предусматривает, что операторы ЭТП для госзакупок должны удовлетворять ряду требований. К их числу относится опыт проведения госзакупок — достижение минимальной доли закупок в размере не менее 5% от совокупного объема таких закупок, размещенных в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок.

По словам Катамадзе, в настоящее время Казначейство разбирается с системой torgi.gov.ru (предназначена для публикации информации о проведении тех или иных имущественных торгов), переданной в прошлом году в его ведение. «Фактически запускаем новую систему, — сказала она. — Текущее состояние torgi.gov.ru не позволят давать точных оценок по соблюдению каких-то требований, поскольку в системе отсутствует нормальная автоматизация процессов, результаты которых можно было бы учитывать».

При этом Катамадзе подчеркнула, что для того чтобы в будущей системе обеспечить учет торговых процедур и их результатов, необходимо не только существенно доработать саму систему, но и существенно доработать законодательство. К настоящему времени Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России подготовила законопроект об электронизации и унификации имущественных торгов, который уже находится на этапе согласования с заинтересованными госорганами.

«Оно (законодательство — ИФ) сейчас разрозненно, есть право выбора о проведении процедуры в электронной или бумажной форме, сами процедуры, нередко носят, с точки зрения регулирования, декларативный характер и не позволяют в полной мере зачесть процедуру, как процедуру», — рассказала заместитель руководителя Казначейства.

Поэтому, по словам Катамадзе, необходимо рассмотреть сам параметр опыта ЭТП на предмет его объективности.

«На мой взгляд, более объективно было бы сделать рандомный вариант, когда распределение закупок заказчиков по ЭТП происходит случайным образом, а не по решению конкретного заказчика, — сказала она. — В части процессов по 44-ФЗ (закон «О контрактной системе») — все у всех одинаково. И здесь главная задача площадки привести на процедуру максимально возможное число участников, обеспечить конкуренцию на торгах/закупках. И за выполнение этой роли должно быть поощрение».

В свою очередь руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова отметила, что Минфин прорабатывает вопрос корректировки показателя опыта ЭТП. В частности, за счет учета результатов проведения имущественных торгов. Однако это станет возможно только по завершении реформы в сфере торгов.

«Проводится работа по упрощению и автоматизации имущественных торгов, по формированию объективной и достоверной базы, после создания которой будет рассмотрен вопрос о возможности учета процедур имущественных торгов при определении опыта ЭТП», — сказала Демидова.

В настоящее время, по оценке Минфина, по критерию опыта, уверено соответствуют три ЭТП («РТС-тендер», ЕЭТП и «Сбербанк-АСТ», на которых в совокупности проводится около 80% всех госзакупок — ИФ). Остальные площадки находятся «на грани».

Стоит отметить, что Минфин сообщал о планах коррекции параметра опыта ЭТП еще в прошлом году. В частности, министерство предполагало предоставить операторам ЭТП возможность выбрать другой критерий учета опыта — достижение минимальной доли рынка в размере не менее 5% от совокупного объема иных торгов (не только закупок) в электронном виде.

Ранее Советом Федерации был подготовлен законопроект, который предусматривал «выравнивание» значимости требований к операторам ЭТП по направлениям закупок и торгов госимуществом. Минфин этот законопроект не поддержал.

В свою очередь «Деловая Россия» направляла в Минфин предложение о проведении совместного совещания с участием заинтересованных сторон по рассмотрению и доработке названного законопроекта. Также в планы «Деловой России» входило обсуждение вопроса возможности разграничения нормативного регулирования операторов ЭТП по направлениям, имеющим различные цели и подходы — в системе закупок и в системе имущественных торгов.

Президент «Российского аукционного дома» (РАД, одна из ЭТП для госзакупок, изначально ориентировалась на проведение торгов — ИФ) Андрей Степаненко (является руководителем комитета «Деловой России» по торгам) отмечал тогда «Интерфаксу», что сейчас на рынке аукционных торгов идет процесс укрупнения игроков за счет расширения их функционала. «Площадки становятся универсальными не только номинально, но и по сути — проводят и аукционы по продаже имущества, и торги в закупках, — сказал он. — Поэтому вопрос о соответствии ЭТП критерию универсальности правильно решать, исходя из анализа всех направлений их работы — и продающих, и закупочных».

Как сообщалось, летом 2018 года правительство РФ утвердило перечень ЭТП для проведения госзакупок. В него включены девять ЭТП — восемь универсальных и одна специализированная. К числу универсальных ЭТП были отнесены ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и «Российский аукционный дом», а также «ТЭК-Торг» и ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»). Специализированной ЭТП была определена «Автоматизированная система торгов гособоронзаказа» (АСТ-ГОЗ), которая была создана Сбербанком и госкорпорацией «Ростех» специально для проведения в электронной форме закупок в рамках гособоронзаказа.

По действующей нормативной базе в сфере госзакупок регуляторы должны проводить проверки ЭТП для госзакупок на соответствие требованиям не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в три года.

Предполагалось, что первая большая проверка операторов ЭТП на соответствие требованиям будет проведена в 2021 году. В дальнейшем срок начала проведение проверок ЭТП для госзакупок на соответствие единым и дополнительным требованиям к таким площадкам был перенесен на январь 2022 года.

Источник: Интерфакс-ProЗакупки

#госзакупки
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

37
#госзакупки

Автоматизация как средство решения «болевых точек» контрактной системы. Обобщение

Реализация положений оптимизационного законопроекта в сфере госзакупок потребует информатизации и автоматизации значительной части закупочных процессов, что позволит решить ряд основных проблем в работе контрактной системы, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров журналистам в Москве
37
#госзакупки

В госзакупке с проектной документацией не указали эквивалент товара — суды нашли нарушение

Заказчик приобретал работы с проектной документацией. В ней указали товары конкретного производителя, но возможность поставить их эквивалент в закупке не установили