Комментировать

Почти треть подрядчиков РФ отметили снижение объема строительных госзакупок в 2023 году

Примерно 30% строительных подрядчиков отметили снижение объема госзакупок (закупок госзаказчиков и госкомпаний) в сфере строительства, говорится в исследовании «Индексы настроения в сфере закупок по строительству и проектированию», подготовленном аналитическим центром «Интерфакс-ProЗакупки», СРО «Уральское объединение строителей» и «Лига проектных организаций» с использованием системы анализа закупок «Интерфакс-Маркер».

В ходе опроса (в нем приняли участие представители 1 тыс. подрядных организаций из различных регионов РФ), проведенного в рамках исследования, 15% подрядчиков указали на снижение объема строительных закупок в текущем году. Еще 15% подрядных организаций — на сильное падение объема таких контрактов.

Около 45% строительных подрядчиков считают ситуацию в сегменте закупок в сфере строительства стабильной, а еще 25% участников опроса отметили, что в текущем году вырос объем закупок, связанных со строительством и проектированием.

«При этом снижение выручки и прибыли участники рынка связывают с тем, что цена контракта не соответствует текущей стоимости, а также с демпингом конкурентов и не соблюдением законодательства заказчиками в части срока оплаты работ», — отметил заместитель гендиректора «Уральского объединения строителей» и «Лиги проектных организаций» Денис Снетков, слова которого приводятся в исследовании.

В топ-5 проблем строительной отрасли опрошенные подрядчики включили дефицит квалифицированных кадров (18%), сокращение численности сотрудников (11%), уменьшение прибыли (10%), снижение рентабельности (10%), высокий уровень административных барьеров (9%).

Также в исследовании приведены четыре индекса: активности заказчиков, финансовых возможностей заказчиков, конкуренции и активности поставщиков.

Первый включает в себя число объявленных в отчетном периоде (I-III кварталы текущего года) строительных закупок. Так, по данным исследователей, за этот период было объявлено около 303 тыс. строительных закупок. При этом наименьшее их число зафиксировано в I квартале — 84 тыс. Во II квартале количество таких контрактов выросло до 118 тыс., а в III снизилось до 101 тыс. Такое распределение строительных закупок отмечалось на протяжении двух предыдущих лет — в 2021 и 2022 годах.

В то же время индекс финансовых возможностей заказчиков заметно изменился. Так, общий объем строительных закупок за первые три квартала 2021 года составил 11 трлн рублей. При этом большая часть этих закупок пришлась на первые два квартала (4,7 и 3,9 трлн рублей соответственно). В 2022 году данный показатель снизился почти в два раза — до 7,1 трлн рублей (2 трлн рублей в I квартале, 2,3 трлн — во II квартале и 2,8 трлн рублей в III квартале).

В текущем году общий объем строительных закупок снизился еще сильнее — до приблизительно 5,9 трлн рублей. При этом в I квартале объем таких закупок составил 1,8 трлн рублей, во II квартале — 2,4 трлн рублей, в III — 1,6 трлн рублей.

«Если рассматривать отдельные сегменты, то ситуация будет совсем иная», — говорится в исследовании.

Так, например, в сегменте строительства школ объем закупок в I квартале составил 71,7 млрд рублей, что почти в два раза превышает соответствующие значения для II и III кварталов — 45,9 млрд рублей и 35,9 млрд рублей. В сегменте строительства коммунальных объектов для электроснабжения и связи наибольший объем закупок пришелся на III квартал — 133,1 млрд рублей, против 70,5 млрд рублей и 115,8 млрд рублей в I и II кварталах соответственно.

В сегментах строительства автомобильных и железных дорог, инженерных сетей водо- и газоснабжения, строительства жилых и нежилых зданий, а также в сегменте выполнения проектных работ поквартальное распределение объема закупок совпадает с индексом финансовых возможностей заказчиков, где наибольший объем закупок приходится на II квартал.

Что касается уровня конкуренции, то в III квартале текущего года он снизился до почти минимального значения за 2021-2023 годы — до 2,4 заявок на одну закупку. Так, в I квартале 2021 года этот показатель достигал 4,5 заявок на одну закупку, во II квартале — 2,8 заявки, в III — 2,2 заявки. В 2022 году речь шла соответственно о 2,7, 2,5 и 2,4 заявках на одну закупках. В текущем году — о 3,9, 2,7 и 2,4 заявках.

Индекс активности поставщиков отображает общее количество поданных за период заявок от всех поставщиков. В 2023 году он вырос по сравнению с аналогичными показателями 2022 года, но все же оказался меньше уровня 2021 года. Так в I квартале 2021 года поставщики подали более 230 тыс. заявок на участие в строительных закупках, в I квартале 2022 года — около 140 тыс., а в I квартале 2023 года — около 23 тыс. Во II квартале соответствующих годов было подано 230 тыс., 200 тыс. и 230 тыс. заявок, а в III квартале — 180 тыс., 170 тыс. и 130 тыс. заявок.

«В части прогнозов относительно динамики сферы закупок в строительстве и проектировании, «общее настроение» разделилось: 50% участников опроса высказались за отрицательную динамику, 50% характеризовали будущее как стабильность», — отмечается в исследовании.

Источник: Интерфакс-Недвижимость

#госзакупки #подрядчики
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

37
#госзакупки

Автоматизация как средство решения «болевых точек» контрактной системы. Обобщение

Реализация положений оптимизационного законопроекта в сфере госзакупок потребует информатизации и автоматизации значительной части закупочных процессов, что позволит решить ряд основных проблем в работе контрактной системы, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров журналистам в Москве
37
#госзакупки

В госзакупке с проектной документацией не указали эквивалент товара — суды нашли нарушение

Заказчик приобретал работы с проектной документацией. В ней указали товары конкретного производителя, но возможность поставить их эквивалент в закупке не установили