Независимая оценка квалификации: профанации не случится
1 января 2023 года наступает новый этап введения обязательной независимой оценки квалификации специалистов, включенных в национальные реестры в области инженерных изысканий, архитектурного проектирования и строительства. Готовность системы саморегулирования к реализации новых требований Градостроительного кодекса, неожиданно возникшие «сюрпризы», связанные с процедурой НОК, и перспективы повышения персональной ответственности ГИПов и ГАПов оценили в редакции «Правды о СРО».
Система создана и готова к работе
Несмотря на то, что Градкодекс ввёл обязательную оценку квалификации специалистов, сведения о которых подлежат обязательному внесению в национальные реестры (ГИП и ГАП) с 1 сентября 2022 года, большого спроса на прохождения экзаменов в 2022 году не случилось. Во-первых, Минстрой воспользовался правом на введение временных особенностей регулирования градостроительной деятельности в связи с санкциями и перенёс на 12 месяцев срок обязательного прохождения НОК для специалистов, которые должны были подтверждать свою квалификацию в 2022 году. Во-вторых, с подачи того же Минстроя, специалисты, предоставившие держателям реестров УПК, получили отсрочку экзамена НОК на пять лет (к этому моменту мы еще вернёмся). То есть, фактически проходить НОК в 2022 году были обязаны только те специалисты НРС, у которых срок действия УПК заканчивается в первые месяцы 2023 года.
Памятуя о том, какие перекосы возникали при массовом и одномоментном внесении сведений о специалистах в НРС при создании реестров в 2017 году, такая отсрочка позволила рынку, системе саморегулирования и системе развития профессиональных квалификаций в сфере строительства подготовиться к исполнению нового требования. Сейчас можно уверено констатировать, что система готова:
- профессиональные стандарты и оценочные средства к ним членами СПК выверены и утверждены;
- эксперты ЦОК аттестованы, а сами центры оценки квалификаций и экзаменационные площадки готовы к приему потока специалистов;
- программное обеспечение к проведению экзаменов не без сложностей, но работает;
- нормативная база для применения новых требований при формировании НРС готова, а что не доработано, будет сделано в самое ближайшее время.
То есть несколько затянувшийся подготовительный этап закончен. В этой связи необходимо отметить несколько «сюрпризов», которые ждут участников рынка, настроенных в отношении НОК скептически или рассчитывавших на то, что введение новых требований к специалистам 7-го уровня квалификации ничего не изменит.
Профанировать не получится
Первый «сюрприз» проявил себя 1 сентября 2022 года и стал неожиданностью как для сдающих экзамен НОК специалистов, так и для отдельных руководителей ЦОК. Разработанные членами СПК оценочные средства (вопросы тестовой части, практические задания для строителей и портфолио для проектировщиков) оказались на порядок сложней тех, что были подгружены в тестовой версии ПАК НОК. То есть экзамен по оценке квалификации носит не профанный характер (как многие ожидали), а вполне отвечает требованиям профессиональных стандартов и уровню квалификации, которым должны обладать реально практикующие ГИП и ГАП.
При этом, по имеющимся многочисленным отзывам, вопросы и задания не усложнены каким-либо формальным или специальным образом. То есть пройти экзамен можно, каких-либо специальных «ловушек» в вопросах тестов нет и реально работающие специалисты подтвердить свою квалификацию смогут без особого труда. Однако, как и к любому другому серьезному экзамену, подготовиться и освежить свои знания перед НОК нужно. Тем более, что СПК намерены регулярно актуализировать вопросы тестов с учетом стремительно меняющейся нормативной базы.
Второй «сюрприз» больше касается организаторов ЦОК. С учетом пристального внимания к введению обязательной НОК со стороны государственных органов (в связи со скандальным выступлением Михаила Богданова на съезде РСПП и поручением Президента РФ по проверке соблюдения законов в системе СРО) СПК требуют от ЦОК тщательного соблюдения процедур организации и проведения экзаменов. То есть на момент публикации отыскать в сети объявления типа «купить НОК для НРС» автору этого текста не удалось. Опросы также показали, что риски получить «контрольную закупку от Богданова» останавливают даже самых отчаянных предпринимателей. И это понятно: два-три факта серьёзных нарушений создадут проблемы для всей системы и их виновники будут гарантированно удалены с рынка. Это обстоятельство привело к тому, что отдельные столичные ЦОК вообще взяли паузу и не спешат приступать к работе по оценке квалификации.
Третий «сюрприз» связан с прозрачной и единообразной стоимостью прохождения экзамена, которая составляет от 13 до 15 тысяч рублей. Три тысячи уходят операторам ПАК НОК, которые обслуживают электронную систему проведения экзамена, остальное – на оплату работы экспертов и затраты ЦОК по аренде помещения и т.п. И здесь нужно отдать должное руководителям СПК, которые проявили известную политическую волю, и сознательности руководителей ЦОК, которые согласились на единообразное ценообразование при отсутствии прямого регулирования этого вопроса в нормативных правовых документах.
Отдельное внимание уделим ещё одному, пока не очевидному «сюрпризу», который может ожидать участников рынка в ближайшее время.
УПК под вопросом
В ходе подготовки публикации коммерческих предложений по фиктивному прохождению НОК за деньги в сети отыскать не удалось. Зато есть предложения типа «включим в НРС по старым правилам», и они напрямую связаны с письмом Минстроя России о том, что наличие удостоверения о повышении квалификации (УПК) позволяет внесенному в НРС специалисту отсрочить подтверждение своей квалификации на пять лет. Это же письмо заставило специалистов НРС «вспомнить» о том, что они прошли повышение квалификации в 2022 году, но по каким-то причинам «забыли» уведомить об этом держателей реестров. Учитывая, что жесткость исполнения требований по организации экзаменов стала очевидна еще в августе, в III квартале 2022 года мы наблюдали необъяснимый рост количества специалистов, подавших документы на включение в НРС (см. графики), а национальные объединения СРО (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) в августе-сентябре оказались буквально завалены свежими УПК.
Пик внесения сведений о специалистах в НРС пришелся на 2017 год, когда они создавались. В 2018 году количество поступающих заявлений стабилизировалось и до III квартала текущего года показывало тенденцию к снижению. Что касается УПК, то, по предварительным оценкам, за два месяца в НОСТРОЙ поступило более 70 тысяч, а в НОПРИЗ — порядка 40-45 тысяч уведомлений о прохождении повышения квалификации.
Так в чем же заключается потенциальный «сюрприз»? А в том, что национальные объединения в рамках работы по уведомлению специалистов о необходимости своевременного прохождения независимой оценки квалификации планируют дополнить сведения национальных реестров специалистов датой получения специалистом УПК. По сообщениям сотрудников нацобъединений, в рамках этой работы им уже встречались УПК-шки, выданные 1 января 2022 года. С одной стороны, энтузиастов и трудоголиков у нас хватает, с другой – в случае сомнений в предоставленном документе ничто не мешает НОПРИЗ и НОСТРОЙ направить запрос в образовательную организацию, позвонить нотариусу (который заверил копию УПК) или даже работодателю специалиста.
Здесь стоит вспомнить, что повышение квалификации и выдача УПК сопровождается заключением договора, регистрацией номера УПК в журналах образовательной организации и т.д. Не говоря уже о наличии в образовательной организации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, соответствующей компетенциям специалистов НРС.
Другими словами, специалистам, направившим в НОСТРОЙ и НОПРИЗ УПК сомнительного свойства, не стоит уповать на сам факт направления сведений. Разумеется, проверить подлинность более 110 тысяч документов не просто, но и не так сложно, как кажется. Во всяком случае, национальные объединения СРО обладают для этого необходимыми компетенциями и ресурсами, а публичные заявления о расширении состава сведений НРС уже прозвучали.
Старт от НОК
В завершение отметим ещё один, пока еще не осуществившейся, но уже анонсированный Минстроем России и национальными объединениями СРО «сюрприз», который касается глубоких и долгосрочных изменений в системе допуска организаций на строительный рынок. И связан он с существенным расширением полномочий ГИП и ГАП и повышением их персональной ответственности за принятые решения.
Напомню, что Стратегией развития строительной отрасли на период до 2030 года в части деятельности ГИП и ГАП предусмотрены:
- переход к независимой оценке квалификации (НОК) специалистов, сведения о которых включаются в национальные реестры специалистов (НРС);
- создание информационного ресурса саморегулирования в строительной отрасли, содержащего сведения о членах всех саморегулируемых организаций и их обязательствах по договорам подряда, синхронизированного со сведениями национальных реестров специалистов;
- формирование эффективного механизма соразмерной персональной ответственности ГИП и ГАП, предусматривающего случаи исключения сведений о данных специалистах из НРС, связанные с привлечением таких специалистов к ответственности за нарушения градостроительного законодательства.
Разумеется, речи о системном переходе к саморегулированию физических лиц здесь не идет, но совершенно очевидно, что государством взят курс на повышение роли специалистов в деятельности подрядных организаций. То есть в среднесрочной перспективе вход на рынок будет определять не столько возможность внести необходимые средства в компенсационные фонды СРО, сколько наличие у организации специалистов с подтвержденной квалификацией.
Эта тенденция подтверждается и практикой плановых проверок Ростехнадзора, в ходе которых особое внимание уделялось должностным обязанностям специалистов НРС, и заявлениями руководства Минстроя о специалистах проектных организаций, и задекларированная в отраслевой Стратегии интеграция НРС с реестрами членов СРО.
Источник: Новости СРО
Комментарии