Комментировать

Кто и как должен разрабатывать оконные ГОСТы в России?

ОКНА МЕДИА проанализировал ситуацию, которая сложилась с нормативами в оконной индустрии, на основе собственного экспертного опыта с более, чем 20-летним стажем на оконных производствах и в отрасли, также по докладам конференции «Оконная Ассамблея». Интернет-портал представляет читателям аналитический обзор проблем ГОСТов в оконной отрасли.

Первую статью, где представлен развернутый отчет о самой конференции, можно прочитать здесь.

Ниже представлены основные проблемы нормирования светопрозрачных конструкций.

Технические проблемы

1. Устаревшая нормативная база

До появления ГОСТов на рынке современных окон, первые оконные компании производили продукцию по техническим условиям, разработанным самими компаниями. Нормативы писались со слабым представлением о новой продукции – «евроокнах».

Хорошо, когда эти ТУ на оконные блоки соответствовали требованиям технических каталогов зарубежных разработчиков профильных систем, а когда нет. Это приводило к проблемам у конечного потребителя.

Первые российские ГОСТы оконной отрасли появились в 1999 году. С той поры прошло более 20 лет. Многие требования этих ГОСТов сегодня неактуальны. Они не учитывают новые технологии, современные требования к безопасности и надежности, особенности современных светопрозрачных конструкций – большие размеры порталов, панорамное остекление и прочее. Все это тормозит развитие отрасли.

2. Отсутствие интеграции нормативной базы на окна в нормативную базу строительства зданий

Окно не рассматривается как элемент здания, из-за чего не выполняются требования по безопасности и надежности – 384-ФЗ и ГОСТ 277512-2014. Данные документы должны стать неотъемлемой частью нормативов для оконной отрасли. Данный вопрос был поднят и детально разобран в докладе директора научно-технических проектов НИУ МГСУ Кабанцева О.В. на «Оконной Ассамблее».

Многие не понимают в чем разница между понятиями «окно» и «оконный блок». ГОСТы пишутся для «оконного блока», как для изделия с соответствующими характеристиками, получаемыми на испытаниях в тепличных условиях. В реальности, после монтажа качественного оконного блока, «окно» на объекте не отвечает заданным параметрам.

3. Нет четкого понимания основных терминов

Схожие термины в разных нормативных документах не соответствуют друг другу или подразумевают совсем другое.

4. Отсутствие необходимой научной и исследовательской базы

Речь идет о недостатке испытаний по необходимым направлениям. В результате часто, как ориентир, используются европейские требования и программные продукты. Это не всегда подходит для более суровых российских условий. Однако стоит упомянуть, что существующие в Европе требования к окнам по теплотехническим характеристикам выше, чем в России. Именно в Европе первыми стали использовать оконные и дверные профили с монтажной глубиной профиля 70 мм, потом 80+ мм с постепенным выводом из «эксплуатации» более узких 58-62 мм систем. Впоследствии широкие профильные системы стали применяться в РФ. В России до сих пор узкие системы применяются в жилых помещениях. По факту не Европа, а Россия отстает по требованиям по теплосбережению к окнам. Если бы в России устанавливались окна хотя бы по требованиям европейских стандартов, не говоря уже о более высоком уровне, то у потребителей было бы гораздо меньше проблем с окнами. В Европе ужесточение требований связано с экономией затрат на энергоносители и стимулированием развития оконной отрасли. В России это продиктовано более суровыми природными условиями и возникновением проблем у потребителей.

5. Урезанная система расчетов на прочность

Для пластиковых окон расчет на прочность делается только на статику импоста, а возможные деформации сопряжения створка-рама, створка-импост не рассчитываются. Это стало более актуальным, при росте спроса на окна больших размеров, панорамное и ленточное остекление. Без необходимых расчетов на прочность, такие конструкции будут деформироваться с потерей надежности, безопасности и долговечности. 

Отсутствуют необходимые расчеты на монтаж, включая расчеты на крепежные элементы. Современные большеразмерные конструкции крепятся на стандартные анкера, анкерные пластины, которые не выдерживают подобных нагрузок. Об этом было рассказано в докладе «Фасадные системы» НИУ МГСУ Константинова А.П. на конференции «Оконная Ассамблея».

6. Отсутствие в новых ГОСТах справочных данных об основных характеристиках 

В новых ГОСТах нет справочных данных по основным характеристикам как оконного блока в целом (в зависимости от комплектации), так и его составляющих – профильных систем с разной монтажной глубиной – 50+ мм, 70+ ми и 80+ мм и с разным количеством камер. Для различных брендов эти значения являются физически схожими. Это относится и к стеклопакетам.

Сопротивление теплопередаче  

Для оконного блока

Для определения характеристик оконного блока можно проводить теплотехнический расчет при наличии данных по профилю и стеклопакетам. Но необходимых и объективных данных для этого часто не хватает.

Для оконного профиля

Производители оконных профилей предоставляют данные по своей продукции в протоколах испытаний. Но здесь есть нюанс. Европейские производители предоставляют данные как по испытаниям и в Европе, и в России. Эти данные схожи, и им можно доверять. Российские производители профиля порой предоставляют странные данные, когда, например, профиль 58-й серии почему-то по сопротивлению теплопередаче сравним или выше профиля 70-й серии с таким же количеством камер. Разница в том, что заявленная толщина стенок такого профиля 58-й серии 3 мм, а 70-й – 2,7 мм. Возникает логичный вопрос, каким же образом большая толщина стенок профиля 58 мм (на 0,3 мм) сделала его «теплее» настолько, что характеристики превысили характеристики профиля 70-й серии? Эти сомнительные данные берутся за основу и получаются не менее сомнительные данные по оконному блоку. Потом происходит ситуация, когда заказчик размещает заказ на оконные блоки на тендере с соответствующими характеристиками, добросовестный производитель окон предлагает окна соответствующей комплектации, а другой производитель предлагает оконный блоки с худшей комплектацией (по стеклопакету или профильной системе), но по более выгодной цене и с теми же характеристиками, и выигрывает тендер. Окна, несмотря на заявленные параметры, им не соответствуют.

Если бы в ГОСТе на оконные профили были указаны справочные данные на профили с разной монтажной глубиной и количеством камер, таких злоупотреблений не было бы.

Для стеклопакетов

В «старом» ГОСТе 24866-99 в приложении А (справочное) были представлены справочные данных на различные конструкции стеклопакетов. Можно было рассчитывать оконные блоки. Многие годы этих данных хватало. Но за последнее время появилось много новых конструкций стеклопакетов. Это связано с появлением новых видов стекла (мультифункциональное, просветленное), «теплых» дистанционных рамок, заполнения смесью инертных газов аргон-криптон, производством 3-камерных стеклопакетов, стеклопакетов с разными по толщине стеклами. Таких справочных данных в ГОСТе 1999 года не было. Оконные компании с нетерпением ждали появления нового ГОСТа с обновленными справочными данными. Но в новом ГОСТ 24866-2014 новые данные не появились, а старые исчезли. Возникает закономерный вопрос, где теперь их брать? Производителям стеклопакетов отдавать на испытания все возможные конструкции, которые они могут производить? Это огромный перечень, не сравнимый с профильными системами. Это огромные финансовые затраты.

Немного о самих расчетах.

Формула расчета оконного блока на сопротивление теплопередаче

Как описано выше, сопротивление теплопередаче оконного блока можно рассчитать, исходя из данных оконного профиля и стеклопакета. Однако есть еще 1 нюанс. Многие годы для расчета сопротивления теплопередаче использовалась формула:

Фото: упрощенная формула расчета сопротивления теплопередаче оконного блока

Она не учитывает разницу потерь в краевых зонах стеклопакета в зависимости от материала дистанционной рамки и степени заглубления стеклопакета в оконный профиль. В прежние годы оконные блоки производились в основном со стеклопакетами с алюминиевыми дистанционными рамками. Размер наплава оконных профилей был одинаковый. При расчете оконных блоков разных производителей получались корректные сравнительные данные.

С появлением «теплых» дистанционных рамок, увеличением высоты наплава профилей, в основном в «теплых» профильных системах, появилась необходимость учитывать более точные потери в краевой зоне стеклопакета, нежели по упрощенной формуле через приведенное сопротивление теплопередаче стеклопакета. Это необходимо для корректного сравнения оконных блоков с разной комплектацией стеклопакетов и разными профильными системами. К примеру, один производитель окон установил стеклопакет с алюминиевой рамкой и профилем со стандартным размером наплава. Другой применил стеклопакет с «теплой» дистанционной рамкой и профиль с увеличенным размером наплава – большим заглублением стеклопакета в профиль. По факту у последнего приведенное сопротивление теплопередаче оконного блока должно быть выше, а по расчету по «упрощенной» формуле 2 оконных блока имеют равные характеристики.

Необходимо проводить расчеты по расширенной формуле для оконных и дверных балконной блоков:

Фото: необходимая формула расчета сопротивления теплопередаче оконного блока

Для оконных и дверных балконной блоков со стеклопакетами и непрозрачным заполнением:

Фото: необходимая формула расчета сопротивления теплопередаче балконной двери

Однако до сих пор многие продолжают пользоваться упрощенной формулой, что дает некорректные результаты.

В ГОСТе на стеклопакеты необходимы данные по коэффициенту сопротивления теплопередаче в центральной точке.

Недобросовестная работа испытательных лабораторий 

Предоставляемые для испытаний оконные блоки порой не проверяются, а в лучшем случае проводится расчет сопротивления теплопередаче, а, возможно, берутся данные с других испытаний или источников и вписываются в протоколы. На испытания берется 1 оконный блок, а в протоколе испытаний записываются показатели на несколько оконных блоков с разной комплектацией. Количество таких блоков определяется суммой оплаты. Бывает и такое, что производитель сам пишет желаемые результаты, и они вносятся в протоколы испытаний лаборатории. Главное, чтобы все было оплачено. И эти данные становятся официальными. Аналогичная ситуация и с испытаниями стеклопакетов.

В результате на сайтах разных компаний – производителей окон и стеклопакетов можно увидеть данные, которые часто завышены. Добросовестные производители представляют корректные данные, которые при «лучшем» варианте комплектации могут оказаться хуже.

Конечно, не все лаборатории занимаются такой деятельностью. Но такая практика существует, и от этого страдают не только производители стеклопакетов и оконных блоков, но и потребители в конечном итоге.

Чтобы не было разного рода злоупотреблений, как со стороны производителей стеклопакетов и оконных блоков, а также испытательных лабораторий, и чтобы добросовестные производители имели возможность предлагать конкурентную продукцию, а не добросовестные не имели возможности заниматься фальсификациями, требуется вносить в ГОСТы необходимую справочную информацию.

Звукоизоляция

Аналогичные вопросы возникают и по справочным данным по звукоизоляции. В городах, особенно в мегаполисах, вдоль автострад, вблизи и аэропортов и прочее, повышаются требования к звукоизоляции для оконных блоков. Сейчас используются стеклопакеты различной конструкции – 3-камерные стеклопакеты, стеклопакеты с разной толщиной стекол, триплексами и прочее. Справочные данные на такие стеклопакеты практически не найти.

Светопропускание

В погоне за высокими показателями сопротивления теплопередаче современные стеклопакеты сильно отличаются от тех, на которые были указаны справочные данные в ГОСТе 23166-99. Трехкамерные стеклопакеты, стеклопакеты с двумя стеклами с низкоэмиссионным покрытием и другие современные комплектации стеклопакетов существенно снижают светопропускание. Но где найти по ним по светопропусканию? Некоторые производители стекла представляют данные на стеклопакеты со своими стеклами, но в ограниченном перечне и порой вызывающие сомнения.

7. Принятие «сырых» нормативов

Вступление в силу новых ГОСТов с небольшими некритичными недочетами можно еще как-то принять, при условии, что эти недочеты в обязательном порядке устранят в ближайшее время разработчики. Это нормально.

Ненормально, когда никто ничего не доработает, за исключением, возможно, некоторых изменений для проформы. Для примера можно привести Изменение №1 к ГОСТ 23166-99. Когда оно вступило в действие, было обращение к разработчикам с озвучиванием недостатков. В ответ было сказано, что главное принять, а в процессе доработаем. За последующие 5 лет ничего не было доработано.

Стоит отметить и нелогичную структуру новых ГОСТов. Одни и те же требования дублируются, а относящиеся к одной теме требования разнесены в разные разделы, что усложняет системное изучение норматива, размывает целостность изложенного материала, приводит к ненужным поискам по всему документу.

Существует и другая проблема. В «сырых» ГОСТах есть и нужные требования, которые безотлагательно необходимо вводить. Но ГОСТ отменяется или откладывается его вступление в силу, на продолжительное время, и эти требования не реализуются в этот период.

Организационные проблемы

1. Отсутствие доступной информации о действующих нормативных документах и подготовке новых 

ГОСТы пишутся разными организациями, порой непонятно, что сейчас актуально, а что готовится к вводу. Часто о появлении нового нормативного документа оконная отрасль узнает незадолго до его принятия. А потом все читают и удивляются. Как такое можно было написать?

Многие представители оконной отрасли сами по себе не стремятся быть в курсе «событий». Но и те, кто хотели бы разобраться в водовороте нормативной оконной документации, не всегда могут получить оперативную информацию. Нужна единая информационная площадка, где будет находиться вся актуальная информация по нормативной документации.

2. Кулуарность

ГОСТы перестали быть государственными. Их финансированием занимаются коммерческие организации. В таких документах продвигаются технические решения инвесторов, которые вызывает негативную реакцию оконного рынка. Такая практика порой приводит к неконструктивной критике нового ГОСТа, что еще больше затягивает сам процесс принятия необходимого для отрасли норматива. Фактически отсутствует единая система создания новых нормативов оконной отрасли.

Вспомним «Изменение №1 к ГОСТу 23166-99…» от 2016 года – требования по детской безопасности, когда, помимо необоснованного требования установки элементов детской безопасности практически на все окна, обязательными к установке оказались технические решения по детской безопасности, предлагаемые производителем фурнитуры, который принимал участие в разработке этого Изменения. Другие средства детской безопасности, включая наиболее эффективные, оказались «вне закона». Выдержка из текста Изменения №1 представлена ниже:

5.1.8 Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.

3. Большое количество технических комитетов и отсутствие координации между ними Отсутствует координация между множеством различных технических комитетов, которые занимаются написанием нормативов. Узкопрофильные ГОСТы на отдельные составляющие оконного блока разрабатываются хорошо. Но когда дело доходит до более масштабных документов, то взаимодействия между комитетами не хватает, что приводит в итоге к некачественному написанию общеотраслевых ГОСТов.

4. Очень мало производителей окон в группе разработки ГОСТов 

Производители окон, как никто другой из профессионального оконного сообщества, «на себе» ощущают все «прелести» несовершенных стандартов. Оконные компании часто «страдают» от действий псевдоэкспертов, которые хорошо ориентируются в слабых местах ГОСТов и наносят вред оконным компаниям.

В штате производителей светопрозрачных конструкций много грамотных и опытных специалистов, которые могли бы внести свой профессиональный вклад в написание новых нормативов для оконной отрасли. Но в рабочей группе по созданию новых ГОСТов категория таких специалистов единицы. Причина в том, что разработчики ГОСТов приглашают в рабочую группу только тех, кого знают. А большинство оконных компаний не знают о том, что можно принять участие в разработке ГОСТов.

Для разработки ГОСТов необходимо сделать официальное извещение крупных производителей окон через СМИ – принять участие в подготовке проектов ГОСТов. Участие в рабочей группе не обязательно должно быть очным. Онлайн-трансляции, электронная почта и многие другие современные инструменты позволяют привлекать специалистов со всей России. Без специалистов от производств окон сложно будет создать достойный нормативный документ.

5. Длительность написания и введения новых ГОСТов

Новый ГОСТ 23166-2021 разрабатывался 3 года и должен был вступить в силу в 2021 году. Сейчас его полноценное вступление на замену прежнего ГОСТа 23166-99 отложено на 3 года. При самом оптимистичном развитии ситуации время, которое «уйдет» на этот ГОСТ составит в общей сложности 6 лет. Актуальность появления нового ГОСТа назрела еще 7 лет назад. Таким образом, новый ГОСТ запоздает минимум на 9 лет и будет введен в 2024 году. К этому времени пора будет появляться более свежему варианту ГОСТа. Перенос вступления нового ГОСТа в силу на 3 года продиктован необходимостью доработки этого норматива.

Правовые проблемы

1. Ограниченность применения – «закон не имеет обратной силы»

Ограниченность применения – распространение новых ГОСТов на окна, которые появятся после ввода ГОСТа, является существенной проблемой и нивелирует в полной мере сам факт введения нового ГОСТа. К примеру, в новом ГОСТ 23166-2021 появился очень важный раздел 6 «Требования к безопасной эксплуатации и обслуживанию». Сам ГОСТ будет распространяться только на новостройки, а дети будут продолжать выпадать из окон эксплуатируемых зданий. На них новый ГОСТ не распространяется – закон не имеет обратной силы.  

2. Возможность переложить ответственность

С момента появления первых требований к детской безопасности – Изменение №1 к ГОСТу 23166-99 от сентября 2016 года возник вопрос: «Как выполнять эти требования, и кто будет отвечать за их невыполнение?».

В Изменении №1 средствами детской безопасности должны комплектоваться все окна в детских дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах (вновь устанавливаемые). В новых зданиях данных категорий на окнах должны быть предусмотрены средства детской безопасности, а в эксплуатируемых зданиях оконные компании должны устанавливать новые окна со средствами детской безопасности взамен старых окон.

Сначала это вызвало серьезный переполох у производителей окон – теперь придется отвечать если что произойдет, когда установил окна после введение нового требования без детской безопасности. Но оказалось, что юридически достаточно указать в договоре, что за детскую безопасность отвечает заказчик, он проинформирован о требованиях ГОСТа и несет ответственность при отказе от опции «Детская безопасность».

Родители, заказывающие окна, не очень осведомлены о глубине проблемы и считают, что с ними это не произойдет. Поэтому они подписывали договоры, отказываясь от средств детской безопасности. Таким образом производители окон решили проблему своей ответственности, а средства детской безопасности как не устанавливались раньше, так и не стали устанавливаться и после появления требований к их обязательной установке.

Что касается нового ГОСТа 23166-2021, в сегменте ИЖС все четко и понятно записано:

При индивидуальном строительстве вопрос наличия детского замка безопасности решает владелец строения.

В многоквартирных домах, где и существует основная проблема выпадения детей из окон, ситуация патовая:

6.1.1 Требования к безопасной эксплуатации, в т. ч. к наличию детского замка безопасности, должны быть установлены в проектной документации на здание либо в техническом задании на изготовление оконных и балконных блоков…

Средства детской безопасности должны находиться «…в помещениях без присмотра взрослых…». Далее не следует никаких пояснений к этой формулировке. Возникает вопрос: «Что это за помещения?» Взрослые могут оставить ребенка без присмотра в любом помещении. Как при проектировании многоэтажного жилого дома это требование выполнить?

До сих пор непонятно, кто и как должен выполнять и, соответственно нести ответственность за невыполнение, требования раздела 6 «Требования к безопасной эксплуатации и обслуживанию» ГОСТа 23166-2021.

Возможно тема ответственности не должна входить в ГОСТ – это технический документ. Но если туда это внесли, необходимо понимание, как это выполнять.

3. «Двоевластие» – «хождение» 2 ГОСТов на 1 тему

Принятия «сырых» ГОСТов приводит к закономерной их отмене через непродолжительное время. Так получилось с ГОСТом 23166-2021. Это дискредитирует все систему нормирования отрасли.

Стоит сразу уточнить, что как таковой отмены ГОСТа 23166-2021 нет, есть двоевластие. Новый ГОСТ должен был заменить устаревший ГОСТ 23166-99. По факту оба ГОСТа сейчас действуют до 2024 года, а потом ГОСТ 23166-99 утратит силу. К этому времени ГОСТ 23166-2021 должен быт доработан. В связи с этим появляется следующая проблема – «двоевластия».

Двоевластие в нормативной базе, которое порождает проблемы. Это «благодатная среда» для «псевдоэкспертов». Оконные компании, решившие работать в «духе времени» по новому ГОСТу 23166-2021, с текущей редакцией нового ГОСТа не смогут соблюсти все необходимые требования из-за недоработок в документе. «Псевдоэксперты» без труда осложнят им «жизнь». Большинство компаний, чтобы не иметь очевидных проблем, захотят работать по старому нормативному документу – еще действующему ГОСТу 23166-99. Но и у них могут возникнуть проблемы. «Псевдоэксперты» могут предъявлять компаниям претензии по невыполнению требований нового ГОСТа, например, в области безопасности. В старом ГОСТе отсутствуют необходимые требования по детской безопасной окон, а в новом они есть. Такие требования являются обязательными, поэтому продукция оконной компании не будет соответствовать нормативам. Судья может вынести вердикт не в пользу оконной компании.

Кто должен финансировать ГОСТы?

Финансирование разработок ГОСТов государство переложило на «плечи» бизнеса. С одной стороны – это снижение госрасходов и передача инициативы бизнесу, а с другой — никто не контролирует процесс и не спрашивает с разработчика за качество документа. Появление недоработанных документов – прямое следствие этой практики.

Государство должно быть заказчиком новых нормативных документов и финансировать их написание. Нормативы должны проходить серьезный контроль, в котором должны участвовать представители профессионального оконного сообщества. Именно им важно, каким в итоге будет новый ГОСТ.

Кто должен создавать оконные ГОСТы?

Создание новых нормативов оконной отрасли – это совместная работа представителей различных направлений деятельности профессионального оконного сообщества. Круг специалистов может быть более узким – при разработке нормативов на комплектующие для окон. Это ГОСТы на стекло, стеклопакеты, профиль и прочее. Консолидации всего профессионального оконного сообщества требует создание основополагающих ГОСТов, таких как ГОСТ 23166, потому что вокруг таких нормативов формируется весь комплекс нормативных документов всей отрасли.

Не должно быть противоречивых требований. Также требований, не относящихся к данному типу нормативного документа. Требования должны быть понятны, изложены технически и юридически грамотным языком и главное – выполнимы.

Помимо правильности технических требований ГОСТа, очень важен сам документ – его структура и систематизация информации.

Вывод

ГОСТ – это государственный стандарт, который формулирует требования государства к качеству продукции, работ и услуг.

Фото: продукция «сделано по ГОСТ» – государственная гарантия качества, © Фотобанк Лори

Система ГОСТов, разработанная и функционировавшая в СССР, имела серьезную репутацию среди потребителей и производителей. До сих пор, покупая товар, покупатели отдают предпочтение продукции с надписью – «Произведено по ГОСТ».

Это вера в то, что сделано по ГОСТ (от слова – Государственный) производят с большей ответственностью и хорошим качеством.

«Старые» ГОСТы на оконные блоки (1999 г.) в отношении требований к производству оконного блока и сейчас актуальны и позволяют производить продукцию необходимого качества.

Сейчас эти ГОСТы морально устарели в связи с эволюционными процессами в оконной отрасли. Появились виды новой, более совершенной продукции. Новые виды оборудования привнесли современные технологии в производственные процессы. Изменились требования к комфорту жилья. Все это требует изменения ряда требований в нормативах. Падение качества новых нормативных документов не позволяет оконной отрасли двигаться вперед. Этому мешают текущие проблемы нормирования, которые необходимо устранить. Для этого необходима консолидация отрасли в вопросе нормотворчества и прозрачность этого процесса.

ГОСТам на практике должен вернуться статус – государственного нормативного документа. Светопрозрачные ограждающие конструкции в последние годы занимают преобладающую площадь фасадов зданий и отвечают не только за комфорт, но и за безопасность.

Источник: ОКНА МЕДИА

#ГОСТ
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

5
#"зеленое" строительство

Завершена пилотная оценка первых проектов жилья по «зеленому» стандарту

Банк ДОМ.РФ сообщил о результатах оценки четырех «пилотов» на соответствие «зеленому» стандарту: «Институт развития ДОМ.РФ завершил оценку четырех пилотных проектов многоквартирного жилья на соответствие «зеленому» стандарту (ГОСТ Р 70346-2022). Они реализуются в Московской области, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Владивостоке застройщиками ГК «Самолет», ГК «Эталон», девелоперским холдингом LEGENDA и «ДОМ.РФ Девелопмент»»
11
#информационное моделирование

На публичное обсуждение вынесены три ГОСТ Р системы «ЕСИМ»

9 января 2023 года ТК 505 «Информационное моделирование» вынес на публичное обсуждение проекты основополагающих стандартов Единой системы информационного моделирования (ЕСИМ)