Вклад строительной отрасли в ВВП — 13,4%, в ней занято 16% трудоспособного населения России, и большая его часть работает в подрядных организациях. В этом секторе растёт конкуренция за заказчиков и происходит консолидация.
Разбираемся с отраслевыми экспертами, как меняется рынок строительного подряда.
Строительство идёт вверх
В 2023 году поставлен рекорд по вводу жилой недвижимости в эксплуатацию — 110,44 млн м², или на 7,5% больше показателя предыдущего года, сообщает Единый ресурс застройщиков. В сегменте коммерческой недвижимости лидер по приросту — складская недвижимость, где ввод новых площадей вырос на 64%, говорится в отчёте консалтинговой компании и NF Group. Такие темпы связаны с ростом спроса и на склады, и на индустриальную недвижимость в целом.
Павел Гусятников, директор управления, руководитель подразделения по работе с предприятиями инфраструктуры Сбербанка:
Из других ярких примеров причин роста строительного рынка можно выделить крупные государственные, муниципальные проекты. Например, реновация жилого фонда Москвы или строительство трассы М-12 «Москва — Казань — Екатеринбург». Такие проекты дают многолетнюю контрактную базу как для крупных, так и для средних и маленьких игроков подрядного рынка.
Второй фактор — уход иностранных EPC-подрядчиков (Engineering, Procurement, и Construction, то есть инжиниринг, снабжение и строительство), что позволило российским игрокам занять новую, ранее закрытую для них, нишу на рынке и нарастить компетенции.
Кроме того, хорошая тенденция для роста наметилась благодаря программам развития внутреннего туризма. В этом направлении государство также делает очень много для создания новых туристических кластеров и развития уже существующих. Инфраструктура, в том числе транспортная, — неотъемлемая часть развития туристического рынка.
Общий объём строительных работ в 2023 году достиг 15,1 трлн рублей, увеличившись на 7,5% к предыдущему году, по оценкам аналитиков Sherpa Group. Выросли инвестиции со стороны государства и коммерческих заказчиков (пишет «Деловой квартал»). А оборот строительных организаций вырос на 13,9%, до 13,45 трлн рублей (приводит данные РБК).
Распределение и динамика объёмов строительства по федеральным кругам в 2023 году
Источник: данные Росстата, расчёты и анализ Sherpa Group
Михаил Викторов, президент Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ):
Помимо поддержания объëмов строительства Минстрой России уделяет внимание инфраструктурному развитию. В рамках федеральной программы в стране благоустраивают 309 территорий. За счёт средств Фонда национального благосостояния реализуется 237 проектов.
По данным исполнительного директора Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии (НОПСМ) Антона Солона, финансирование строительства и реконструкции объектов инфраструктуры в 2023 году составило 760 млрд рублей, рост на 14,6%. В 2024 году стоит задача сохранить объёмы финансирования с минимальным снижением, до 756 млрд, уточняет он. «Сейчас лидируют северные регионы, Дальний Восток и Сибирь за счёт работ над крупными объектами по добыче, переработке и перевалке», — добавляет он.
Тренды рынка строительного подряда
Рост объёма строительства в стране способствует развитию, укрупнению и созданию новых подрядных компаний, отмечает Гусятников. Около 3000 генеральных подрядчиков строят 102 млн м² жилья (пишет «Интерфакс»). На 10 крупнейших игроков приходится 12% рынка, а на топ-20 — 17%. И 93% из этих генподрядчиков имеют заказы от одного застройщика.
По словам Антона Солона из НОПСМ, умеренный рост строительства позволяет бизнесу в плановом режиме обновлять парк техники, уделять большее внимание подготовке персонала и внедрению систем управления.
Павел Гусятников, директор управления, руководитель подразделения по работе с предприятиями инфраструктуры Сбербанка:
Видим две тенденции, выраженные особенно ярко. Первая — укрупнение основных игроков рынка как за счёт поглощения более мелких компаний, так и за счёт интенсивного роста самих компаний и их контрактной базы. Вторая — увеличение конкуренции со стороны крупных игроков за заказчика и со стороны средних и маленьких на участие в проектах в качестве субподрядчика.
По словам Викторова, сохраняется традиционная проблема — с механизмом ценообразования госзакупок. «Компании подрядного и генподрядного профиля отмечают несовершенство тендеров, которые строятся по принципу «цены решают всё». Вопросы качества, эксплуатационные характеристики возводимого объекта, как правило, учитываются слабо», — поясняет глава НОТИМ. По его словам, с этой проблемой должен помочь запуск ресурсно-индексного метода в 2024 году. «Для подрядной или генподрядной организации вопрос цены и её изменения играет огромную роль. Важно, чтобы госзаказ был привлекателен и выгоден подрядному сектору строительного комплекса России, а многие серьёзные компании избегают контрактов такого рода», — говорит Викторов.
Ещё одна особенность рынка — ставки привлечения финансирования не имеют на подрядчиков-контрактников такого прямого влияния, как на заказчиков. Но вместе с ростом ставок заëмного финансирования снижается общая доходность от реализации инвестиционных проектов, что всё же косвенно влияет на подрядчиков, поясняет Гусятников.
В последние несколько лет на рынке ведётся жëсткая работа с себестоимостью, как со стороны заказчиков через ужесточение финансовой составляющей тендерных процедур, так и со стороны подрядчиков в части удешевления строительства, добавляет эксперт. Одновременно возрастает роль государства и госструктур в качестве платёжеспособного заказчика. «И даже в коммерческих проектах мы видим тренд на отказ от требования гарантий со стороны заказчиков от тех подрядных компаний, которые уже много лет строят их проекты», — отмечает Гусятников.
Основные изменения в отраслевом регулировании
Ожидаемое расширение программы промышленной ипотеки будет стимулировать развитие рынка (приводит данные ТАСС).
Изменения в техрегламент о безопасности зданий и сооружений облегчат бизнесу работу с ведомствами, большая часть которых вступает в силу с 1 сентября 2023 года, упростят внедрение инновационных решений.
Переход на параметрическое нормирование, который начался в 2023 году, поможет строителям достичь баланса между выгодой и безопасностью (пишет «Правда о СРО»).
Ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости должен полностью охватить все регионы и отраслевые стройкомплексы в первом квартале 2024 года (пишет «Интерфакс»).
Запуск с 2024 года новой системы мониторинга строительства объектов в рамках госпрограмм и нацпроектов обеспечит прозрачность работ.
Завершение программы льготной ипотеки 1 июня 2024 года может повлечь снижение спроса, так как на субсидируемые программы приходится, по данным Минфина, 60% ипотечного рынка и 90% рынка первичного жилья (проанализировал «Домклик»).
С 1 июля 2024 года применение технологий информационного моделирования (ТИМ) станет обязательным для всех застройщиков городского жилья, что позволит ускорить процессы (пишет журнал «Строительство»). Применение ТИМ распространилось с государственной стройки на долевое строительство.
С 2023 года внедряется Информационная система управления проектами государственного заказчика в сфере строительства (ИСУП) — для передачи, хранения и аналитики данных от всех участников этого процесса. Она направлена на повышение прозрачности работ и расходов, на оптимизацию ресурсов.
ИЖС — новый фактор роста для подряда
В сегменте ИЖС (индивидуального жилищного строительства) в 2024 году введены рекордные 59 млн м², это на 3,5% больше показателей 2022 года (приводит данные РБК). Строительные и ремонтные работы вошли (передаëт «Интерфакс») в топ-3 трат россиян сразу за питанием — 14 и 28% соответственно.
В 2023 году 10 крупнейших банков выдали на ИЖС 537 млрд рублей, это в четыре раза больше, чем годом ранее. По результату опроса, проведённого ЦИАН, почти 80% тех, кто выбрал такой тип строительства, готовы привлекать подрядчиков на разных этапах (пишет «Стройэкспертиза»). Введение эскроу-счетов для ИЖС может увеличить долю желающих полностью строить частный дом с привлечением подрядчиков с 13 до 39% (сообщает «Интерфакс»).
Михаил Викторов, президент НОТИМ:
Если мы хотим, чтобы в малоэтажное строительство пришли серьёзные деньги, большая конвейерная ипотека, то необходимо применять решения, которые снижают риски для банков и организаций, выдающих кредиты в рамках проектного финансирования. Сама малоэтажная продукция должна быть типовой и высококачественной, поэтому огромное значение имеют префабрицированные дома. Там качество обеспечивают заводы, есть сертификация. А монтаж дома производят квалифицированные специалисты в сжатые сроки. Ведь формула «время = деньги» работает как для многоквартирного строительства, так и для малоэтажки.
Важную роль в развитии и повышении эффективности ИЖС играет инфраструктурное обеспечение стройки: дороги, проведение сетей, электро- и газообеспечение, подчёркивает Викторов. Это резко стимулирует районы на развитие малоэтажного строительства и позволяет задействовать земельные ресурсы вокруг крупных и средних городов, обеспечивая благодаря дорожной доступности и социальным объектам гармоничное распределение людей, поясняет он.
Борьба за кадры
В 2024 году рост строительства в столицах продолжится, сообщает Единый ресурс застройщиков. Но в целом по отрасли серьёзным сдерживающим фактором станет дефицит рабочих кадров. В 2023 году он составил 50 000 человек, это максимум с августа 2022 года — на одно место приходится 1,2 человека (пишут «Ведомости»). В 2024 году, показывает исследование Национальной ассоциации инфраструктурных компаний, нехватка кадров составит 15% от фактической численности работающих в ней, а по некоторым специальностям достигнет 20—25% (приводит данные экспертов «Сибирское информационное агентство»). И это несмотря на то, что в 2023 году работодатели уже массово повысили оклады персоналу (сообщает «Проф-Ресурс»).
Кроме того, добавляет Солон, у инженерно-технических работников недостаточная квалификация для применения ТИМ. Проблема с обучением сохраняется во многом из-за отсутствия государственных программ по повышению квалификации и подготовке кадров, добавляет исполнительный директор НОПСМ.
Михаил Викторов, президент НОТИМ:
Хороший пример — площадка «Алабуга Девелопмент» в Татарстане. Открытая экономическая зона, объединив компетенции крупных заводов, готовит нужные кадры на уровне техникума для различных направлений работодателей — от химика или сварщика до специалистов ТИМ. Девятиклассники подписывают полноценный контракт, получая зарплату, знания и гарантированное трудоустройство, и мотивировано изучают то, что востребовано непосредственно работодателем.
Этот опыт будут тиражировать, уточняют в НОТИМ.
В перспективе недостаток специалистов высокой квалификации власти планируют восполнить путём увеличения количества выпускников строительных учебных заведений в два раза, в том числе с помощью ранней профориентации (пишет «Парламентская газета»).
Перспективы строительного подряда: развитие регионов
В 2024 году реализация крупных долгосрочных проектов позволит продолжить развитие рынка строительства в регионах. Например, Дальний Восток в 2023 году показал высокий прирост по вводу жилья — 29% (приводит данные «Рамблер»). Существенный рост показал Татарстан, который по объёмам строительства уступил в 2023-м только Москве (708 млрд рублей против 1,87 трлн рублей), хотя ещё в 2022 году регион не входил в топ-3.
Павел Гусятников, директор управления, руководитель подразделения по работе с предприятиями инфраструктуры Сбербанка:
Продолжится укрупнение основных игроков рынка и рост доли государственного заказа, в том числе за счёт реализации инфраструктурных мегапроектов. Особенно сильно такие проекты влияют на транспортную отрасль. В качестве примера можно привести строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Санкт-Петербург» или платной автострады «Джубга — Сочи». Инфраструктурные проекты всегда дают дополнительный импульс развития регионам и становятся основной для развития как строительного, так и многих других рынков. Ожидаем усиления новых точек притяжения, связанных с опережающим развитием Дальневосточного региона, а также переориентации логистических потоков.
Уточнение от разработчиков ГОСТ Р «ЕСИМ. Строительная информационная модель. Правила построения» — в декабре 2021 года окончательная редакция передана Заказчиком в Росстандарт с условием её дальнейшей синхронизации с параллельно разрабатываемыми ГОСТ Р ЕСИМ с номерами 1 — 4 (позиции в таблице)
Всё это правильно, соответствует методике, но представьте себе, что сметчик должен провести такой анализ хотя бы для сотни ресурсов по каждому объекту… Сколько времени ему для этого понадобится? Не быстрее ли сначала здание построить?
Особенно умиляет требование представить расшифровку общехозяйственных и общепроизводственных расходов по каждому производителю строительных материалов. Интересно, от зарубежных производителей тоже нужны расшифровки в соответствии с правилами бухучета РФ, с подписями и печатями?
Может быть, попросить работников Минстроя хоть раз самим попробовать провести такой анализ и засечь время?
Добрый день! Подробнее ознакомиться с тематикой семинаров и записаться можно на сайте Главгосэкспертизы России в разделе Учебный центр — Программы повышения квалификации и семинары
Очень интересно, зачем обязывать заказчика повышать цену, если подрядчик не проявляет соответствующую инициативу и его устраивает твердая цена? Может, он материалы сразу все закупил по низким ценам? 🙂
Особенно если говорить про 5%, есть же предусмотренные ГК 10% (только там как раз подрядчик должен почесаться и обосновать, чо к чему привело).
И какой-нибудь писатель будет сильнее всех хаять здание, но каждый вечер ужинать в видовом ресторане Лахты потому что «Это единственное место во всем огромном Петербурге, откуда её не видно»
Вопрос актуальный для большого строительства. Мне кажется, не стоит ограничиваться интернет ресурсами (чаще вопросы цены на ремонтные работы в квартире будут интересны в Контактах и Фейсбук), а вот такие материалы надо направлять параллельно во все издания филиалов Главгосэкспертизы. Пусть будет обсуждение, а иначе от скуки обсуждаемых материалов в Вестниках и др. «скулы сводит». «Работаем, братья»!!!
С таким подходом некому работать будет. Итак всех по миру пустили. За счет будущих проектов и авансирования отрасль живет. А по факту проекты для реальных исполнителей убыточные. При этом «жир» снимается верхушками по полной.
Правда требования к обоснованию затрат нереальные. Но для таких подрядчиков вполне реальные. Учитывая, сколько корректировок проекты проходят — реальные затраты как минимум могут включить.
А как же «твердая цена»? Включение в контракт премий и еще каких-то выплат, которые может будут, а может не будут… это на фоне бесконечного роста сроков. Пять процентов от изначальных сроков по контракту? Или измененных в процессе в сторону увеличения? А судебная практика, которая полной ложкой отдает контракт с твердой ценой подрядчику? А штрафы от цены контракта с учетом призрачной премии или без? А инфляционная составляющая пересчитывается или нет?
Что значит » если они соответствуют требованиям» Изначально их начали строить там где не было условий для жилья ( школ. детских садов и др) и техусловия другие.
Такая инициатива уже состоялась — в конце 2019 года. На портале обсуждений НПА висел проект Постановления Правительства. Однако судьбу его нужно расследовать.
С Крайним Севером, конечно, странно. Почему бы не актуализировать его в соответствии с существующими наименованиям и границами регионов. Опять «не предмет методики»? Или вторая любимая причина — методика не может содержать/дублировать такие сведения? Тогда почему бы не инициировать постановление, которое бы ввело нормальный актуализированный перечень?
Мне всегда очень нравилось, что цены формируются по данным не только юридических лиц, но и ИП 🙂
Я считаю, что зря законодатели упускают возможность припрячь самозанятых, это же какой объем данных можно дополнительно получить! 🙂
У меня тут по поводу дистанта еще вопрос возник, помогите разобраться!
Я использую свой личный компьютер и мобильный телефон с момента перехода на дистанционную работу (в офисе все предоставляли), может ли компания возместить мне эти неудобства? 🙂
Руководство принципиально согласно, но не понимает, как это делать, да и разбираться особо некогда, сами понимаете.
Я считаю, что в первую очередь необходимо восполнить пробел нормативной базы в части расценок на полевые работы при разведке территории и разминировании ручным способом!
неужели минстрой наконец-то начал адекватную разъяснительную работу?!
как я рад, что проводятся такие мироприятия, НОСТРОЙ тоже включился в ценообразование по-полной!
и отдельное спасибо редакции портала за стенограмму, видео смотреть не всегда удобно и в тексте всегда можно найти нужные места по поиску! СПАСИБО!!!
Задача организации, в особенности же консультация с широким активом требует определения и уточнения поставленных обществом задач. Идейные соображения высшего порядка, а также граница обучения кадров, а также свежий взгляд на привычные вещи - безусловно открывает новые горизонты для системы массового участия. Современные технологии достигли такого уровня, что базовый вектор развития способствует повышению качества первоочередных требований. Следует отметить, что экономическая повестка сегодняшнего дня обеспечивает широкому кругу (специалистов) участие в формировании направлений прогрессивного развития. Каждый из нас понимает очевидную вещь: консультация с широким активом является качественно новой ступенью первоочередных требований! И нет сомнений, что тщательные исследования конкурентов будут представлены в исключительно положительном свете. Активно развивающиеся страны третьего мира, инициированные исключительно синтетически, описаны максимально подробно! Идейные соображения высшего.
Комментарии