Комментировать

Порядок определения НМЦК и составление проекта сметы контракта

Митяева Н.Б.,
эксперт по ценообразованию и сметному нормированию в области производственного строительства, объектов энергетики и ЖКХ

«Методики определения стоимости на этапах ЖЦ инвестиционного проекта»

Лекция № 5 «Порядок определения НМЦК и составление проекта сметы контракта»

Рассмотрим следующие вопросы:

  1. Определение НМЦК в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минстроя Российской Федерации № 841/пр.
  2. Составление проекта сметы контракта по конструктивным элементам.

На этапе архитектурно-строительного проектирования формируется расчетная стоимость, которая в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) используется при определении начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации,  формировании цены иных договоров, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров.

Для определения начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК) и составления проекта сметы контракта приказом Минстроя Российской Федерации от 23.12.2023 № 841/пр  утвержден «Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования)» (далее – Порядок). Основной метод определения НМЦК при осуществлении закупки подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, согласно Порядка – проектно-сметный.

Основанием для определения НМЦК является сметная документация, составления в соответствии с частью 1 статьи 8.3 ГрК РФ. Перечень, объемы и стоимость работ и услуг, учитываемых при определении НМЦК проектно-сметным методом, определяются заказчиком на основании утвержденной проектной документацией по объекту закупки.

НМЦК определяется с применением:

  • индексов фактической инфляции: официальной статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Федеральной службой государственной статистики (далее – Росстат) для соответствующего периода в целом по Российской Федерации или индексов фактической инфляции (при наличии), установленных уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае осуществления закупок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; либо используются индексы изменения сметной стоимости строительства, размещаемые Минстроем Российской Федерации в федеральном реестре сметных нормативов и действующие на дату определения НМЦК;
  • индексов прогнозной инфляции: индексов-дефляторов Минэкономразвития Российской Федерации по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)» или прогнозных индексов инфляции (при наличии), установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На рисунке 1 представлен алгоритм применения индексов фактической и прогнозной инфляции при определении НМЦК.

Рис. 1 Порядок определения НМЦК

Индекс фактической инфляции определяется от даты утверждения проектной документации
(за дату отсчета принимается дата последнего месяца квартала) на дату расчета НМЦК путем перемножения индексов Росстата.  В случае отсутствия информации о величине индекса фактической инфляции на месяц, предшествующий дате определения НМЦК, для расчета принимается индекс фактической инфляции в размере, установленном для последнего опубликованного месяца.

Если для определения НМЦК используется сметная документация, разработанная на основании применяемой на дату определения НМЦК сметно-нормативной базы, то расчет фактической инфляции ведется путем пересчета сметной документации  с использованием индексов  изменения сметной стоимости строительства, размещаемых  Минстроем Российской Федерации в федеральном реестре сметных нормативов и действующие на дату определения НМЦК. В этом случае для материальных ресурсов и оборудования, сметная стоимость которых определялась по конъюнктурному анализу цен, применяются либо индексы фактической инфляции Росстата, либо проводится новый конъюнктурный анализ текущих цен таких ресурсов. Порядок предусматривает выбрать в этом случае более экономичный вариант.

Индекс прогнозной инфляции определяется исходя из среднеарифметического расчета между индексами на даты начала и окончания работ. Для этого делается расчет месячного индекса прогнозной инфляции путем выделения корня из 12 (двенадцатой) степени из годового индекса, публикуемого Минэкономразвития Российской Федерации и далее по формулам, предлагаемым Порядком осуществляется расчет по годам строительства.

Для первого года строительства или для строительства, не превышающего один календарный год, расчет осуществляется по формуле:

где, Кинфл.пер — индекс прогнозной инфляции для периода выполнения работ, полученное значение округляется до 4 знаков после запятой;
n — период от даты определения НМЦК до даты окончания работ, мес.

В случае, если строительство превышает календарный год, то для второго и последующего годов расчет осуществляется по формуле:

Кинфл = Д1 x К1 + Д2 x К2 + … + Дi x Кi,

где,Д1, Д2, Дi — доля сметной стоимости работ, подлежащих выполнению подрядчиком соответственно в 1-й, 2-й, 3-й, i-ый годы строительства объекта;
i — год завершения строительства объекта;
К1 — индекс прогнозной инфляции за первый год строительства объекта, определяемый как среднее арифметическое между индексом прогнозной инфляции на дату начала строительства объекта и индексом прогнозной инфляции на декабрь первого года строительства объекта;
К2 — индекс прогнозной инфляции, учитывающий инфляцию за первый и второй годы строительства объекта. Рассчитывается как произведение индекса прогнозной инфляции, устанавливаемого нарастающим итогом на декабрь первого года строительства объекта, и индекса прогнозной инфляции на второй год строительства объекта, определенного как среднее арифметическое между индексом прогнозной инфляции на январь второго года строительства объекта и индекса прогнозной инфляции на декабрь второго года строительства объекта;
Кi — индекс прогнозной инфляции, учитывающий инфляцию за весь период строительства объекта. Указанный индекс рассчитывается как произведение индекса прогнозной инфляции, устанавливаемого нарастающим итогом на декабрь предшествующего года строительства объекта, и индекса прогнозной инфляции на последний год строительства объекта, определенного как среднее арифметическое между индексом прогнозной инфляции на январь последнего года строительства объекта и индексом прогнозной инфляции на дату окончания строительства объекта в последнем году.

Отметим, что некоторые программные комплексы автоматизировали процесс расчета индексов фактической и прогнозной инфляции и определение НМЦК занимает намного меньше времени, чем ручной подсчет.

На этапе определения НМЦК в соответствии с Порядком осуществляется составление проекта сметы контракта по конструктивным элементам, комплексам или видам работ. В проекте сметы контракта приводятся затраты на подрядные работы, входящие в объект закупки и предусмотренные проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, а также рабочей документацией (при наличии). Составление проекта сметы контракта осуществляется в следующей последовательности:

а) проводится анализ, обобщение и систематизация проектной документации;

б) составляется ведомость объемов технологически законченных элементов, включающих определенные в соответствии с проектной документацией, рабочей документацией (при наличии) необходимые для его возведения (устройства) комплексы работ (строительные конструкции);

в) на основании Ведомости составляется проект сметы контракта, предусматривающий определение цены каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ, оборудования, входящего в состав конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ, либо выделенного отдельной строкой, всего и на принятую единицу измерения в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ.

Ведомость составляется заказчиком или проектным институтом, если заказчик поручает в техническом задании на выполнение проектных работ ее составление проектировщику. Составление Ведомости осуществляется в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы, рабочей документацией (при наличии). Детализация (группировка) конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ осуществляется таким образом, чтобы было возможно однозначно идентифицировать начало, окончание и содержание работ для удобства их приемки и оплаты в ходе реализации контракта в соответствии с графиком выполнения подрядных работ, являющимся обязательным приложением к контракту. Выбор единиц измерения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, оборудования осуществляется в зависимости от характерных особенностей и состава группируемых работ и затрат, данных об объемах, которые получены непосредственно из проектной документации. Разнородные работы и затраты, включая оборудование (если оно не выделено отдельной строкой), сгруппированные в конструктивном решении (элементе), комплексе (виде) работ (система теплоснабжения, система водоснабжения, тепловой узел и другие), объединяются в комплекс работ, используемый для идентификации конструктивных и (или) инженерных систем, в случае если такое решение принято заказчиком. Работам, объединенным в комплекс работ, присваивается единица измерения – «штука». При этом работы и затраты, объединенные в комплекс работ с использованием единицы измерения «штука», не подлежат поэтапной приемке. Приемка работ и затрат, объединенных в комплекс, осуществляется после завершения выполнения всего комплекса работ.

Цена конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, оборудования, входящего в состав конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ либо выделенного отдельной строкой, определяется в соответствии с НМЦК на выполнение подрядных работ на основании данных, содержащихся в сводном сметном расчете стоимости строительства, объектных и локальных сметах (сметных расчетах), информация о которых указана в Ведомости. Цена включает  кроме стоимости подрядных работ в уровне цен на дату утверждения проектной документации, также индексы фактической и прогнозной инфляции, рассчитанные при определении НМЦК.

В составе цены конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ учитываются:

  • прямые затраты (заработная плата рабочих и машинистов, стоимость материальных ресурсов и эксплуатации машин и механизмов, транспортные затраты на перевозку грузов);
  • накладные расходы, сметная прибыль;
  • стоимость оборудования поставки подрядчика (если оборудование не будет выделено отдельной строкой в проекте сметы контракта);
  • затраты на временные здания и сооружения ;
  • затраты на пуско-наладочные работы, зимнее удорожание, вахтовые и прочие затраты, учтенные при формировании НМЦК;
  • непредвиденные затраты (если такие непредвиденные учтены в расчете НМЦК).

Заказчик принимает решение о включении в цену конструктивных элементов стоимость прочих и непредвиденных затрат. В  соответствии с Порядком их можно выделить в отдельный комплекс работ. Прочие работы и затраты, не учтенные в составе цены конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, объединяются в комплекс работ и выделяются отдельной строкой с единицей измерения «штука». В целях дополнительной детализации комплекса работ с единицей измерения «штука» из этого комплекса работ могут быть выделены отдельные виды работ и затрат, в случае, если такое решение принято заказчиком.  При заключении государственного контракта или договора подряда формируется на основании проекта смета контракта (договора) с учетом тендерных (договорных) коэффициентов.    

Сформированная таким способом смета контракта соответствует требованиям части 1 статьи 8.3 ГрК РФ для бюджетных строек, бюджетных заказчиков и государственных компаний с долей участия субъекта или Российской Федерации в уставном капитале более 50 процентов.

Новости по выпуску методических документов, ответы на вопросы и разъяснения публикуются в телеграмм-канале «Школа ценообразования» по ссылке: https://t.me/shkolamityaevoy.

#ценообразование #НМЦК #инвестпроект
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

666
#Минстрой

«Ротенберг, ты не прав!» — Минстрой объяснил Путину пустоту претензий дорожников

Минстрой России в лице министра Ирека Файзуллина в ответ на поручение президента Владимира Путина разобраться в жалобе 19 крупнейших дорожно-строительных компаний на перекосы в ценообразовании в строительстве дорог, рассказал президенту, что жаловаться дорожникам не на что
Главгосэкспертиза России
333
#ценообразование

12 плюс: новые методики готовятся к выходу в 2023 году

10 проектов новых методик и два проекта изменений к ранее принятым методическим документам планируются к утверждению Минстроем России в текущем году. Разработка и актуализация методических документов, а также сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 проводятся с участием Главгосэкспертизы для обеспечения поэтапного перехода субъектов Российской Федерации на ресурсно-индексный метод с I квартала 2023 года. База вступает в действие уже 25 февраля. К этой дате ФСНБ-2022 будет включать более 53 000 норм и более 40 000 строительных ресурсов

44
#Минстрой

3478 новых и актуализированных сметных норм планируется включить в ФСНБ-2022

Минстрой России утвердил второй и третий пакеты изменений и дополнений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2023 год. Соответствующие приказы № 369/пр от 24 мая и № 400/пр от 5 июня 2023 года подписал Министр строительства и ЖКХ Российской Федерации Ирек Файзуллин.