Комментировать

Определение НМЦК и составление проекта сметы контракта на этапе закупки: что необходимо знать руководителю

Митяева Н. Б.
эксперт по ценообразованию и сметному нормированию в области производственного строительства, объектов энергетики и ЖКХ

«Азбука сметного дела для руководителей»

Лекция №4 «Определение НМЦК и составление проекта сметы контракта на этапе закупки: что необходимо знать руководителю».

Рассмотрим следующие вопросы:

  1. Этап закупки: почему сметную стоимость необходимо «дефлировать», т.е. применить индекс-дефлятор?
  2. Определение НМЦК на этапе закупки по новой методологии Минстроя Российской Федерации.
  3. Формирование проекта сметы контракта без использования сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов во исполнение ч.1 ст.8.3 Градостроительного кодекса РФ.

На этапе архитектурно-строительного проектирования была сформирована расчетная сметная стоимость строительства (п.30 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ) в текущем уровне цен на момент утверждения сметной стоимости заказчиком. Однако зачастую между периодом утверждения сметной стоимости строительства и закупочными процедурами проходит некоторое время. Такая задержка обычно бывает в бюджетной сфере и связана с особенностями финансирования. Поэтому к моменту закупки сметная стоимость строительства уже «устарела» и не соответствует текущим ценам на рынке.

Если заказчик при закупке указывает сметную стоимость строительства без учета индексов-дефляторов, то, тем самым, он усложняет дальнейший ход реализации инвестиционно-строительного процесса. При такой закупке ссужается круг потенциальных подрядчиков, поскольку подрядчик, который, все-таки, решится выйти на конкурс будет надеется изменить стоимость контракта непосредственно в ходе его реализации или не сможет выполнить свои обязательства, а заказчик будет иметь претензионную и исковую работу в большом объеме.

Минстрой Российской Федерации в феврале 2020 года ввел в действие методические документы по определению НМЦК и составлению сметы контракта без использования сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов (приказ Минстроя Российской Федерации от 23.12.2019 № 841/пр).

На этапе определения НМЦК предлагается преобразовать сметную стоимость строительства
в прогнозный уровень цен с учетом фактической инфляции на момент расчета НМЦК и прогнозной инфляции на период строительства.

Предлагается двухэтапная индексация: на первом этапе сметная стоимость строительства, утвержденная заказчиком, дефлируется индексами фактической инфляции или статистической информации об индексах цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения по видам экономической деятельности (строительство), публикуемой Росстатом, то есть утвержденная сметная стоимость строительства умножается на индекс- дефлятор полученный путем умножения индексов с последнего месяца квартала, в котором утверждена сметная стоимость до месяца составления НМЦК. Кроме применения индексов фактической инфляции Росстата у заказчика в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2019 № 1948 и положениями приказа Минстроя Российской Федерации № 841/пр) имеется возможность пересчитать сметную стоимость строительства в текущий уровень цен на момент формирования НМЦК, используя ежеквартальные индексы, выпускаемые Минстроем Российской Федерации. Оба этих способа позволяют на первом
этапе учесть фактическую инфляцию.

Второй этап дефляции предполагает расчет индекса прогнозной инфляции на основании индексов-дефляторов Минэкономразвития Российской Федерации по строке «Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)» или прогнозных индексов инфляции (при наличии), установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, в случае осуществления закупок за счет средств бюджета субъекта РФ. По предложенной методологии Минстроя Российской Федерации рассчитывается индекс-дефлятор на один месяц, путем извлечения корня из 12 степени из годового индекса, а далее по формулам определяется индекс-дефлятор на период строительства.

В итоге сметная стоимость строительства, утвержденная заказчиком в текущем уровне цен на момент утверждения, увеличивается на индексы фактической и прогнозной инфляции. Отметим, что применение индексов-дефляторов не дает гарантии, что сметная цена будет соответствовать рыночным ценам на строительные ресурсы, но минимизировать строительные риски, безусловно, такая система позволяет.

На этапе подготовки закупочной документации, кроме определения НМЦК в прогнозном уровне, заказчикам, строящим за счет для бюджетных средств, «бюджетниками» и «заказчиками 50%+» во исполнение ч. 1 ст. 8.3 Градостроительного кодекса РФ необходимо сформировать смету контракта или смету договора без применения сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, которые использовались при определении стоимости строительства на этапе архитектурно-строительного проектирования.

Для бюджетных строек такой порядок действует с февраля 2020 года, с момента ввода в действие Методики составления сметы контракта, утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 23.12.2019 № 841/пр, а для «бюджетников» и «заказчиков 50%+», которые осуществляют закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ и услуг»  от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред.14.07.2022)  порядок заработал
с 1 мая 2022 года с момента внесения изменений в Градостроительный кодекс РФ.

На этапе архитектурно-строительного проектирования при составлении сметной документации заказчик имеет возможность детализировать объект капитального строительства на конструктивные решения (элементы) и (или) комплексы (виды) работ. Детализация определяется заказчиком исходя из архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, содержащихся в проектной и (или) иной технической документации, в зависимости от специфических особенностей объекта капитального строительства (п.37 Методики, утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации № 421/пр). Если такая возможность была заказчиком не использована, и он не проработал с проектировщиками, детализацию ему придется выполнять на этапе подготовки проекта сметы контракта (договора) непосредственно перед закупкой.

Проект сметы контракта (договора) без использования сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов составляется в следующей последовательности:

— проводится анализ утвержденной проектной и сметной документации;
— составляется ведомость объемов технологически законченных элементов;
— составляется проект сметы контракта (договора).

В соответствии с Методическими указаниями Минстроя Российской Федерации детализация (группировка) работ и затрат выполняется с учетом объемно-планировочных и конструктивных особенностей объекта таким образом, чтобы в отдельные позиции были сформированы технологически законченные элементы объекта, включающие комплекс работ и затрат (в т. ч., вспомогательных, сопутствующих основному виду работ и затрат), необходимых для их возведения или устройства.

Детализация (группировка) конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ осуществляется таким образом, чтобы было возможно однозначно идентифицировать начало, окончание и содержание работ для удобства их приемки и оплаты в ходе реализации контракта в соответствии с графиком выполнения подрядных работ. То есть заказчик формирует ведомость, объединяя сметные расценки в конструктивные решения, элементы или комплексы работ.

Насколько крупный элемент или комплекс работ будет включен в смету контракта (договора) решает заказчик, при этом необходимо помнить, что приемка работ у подрядчика будет осуществляться только после окончания работ по законченному комплексу, элементу или конструктивному решению.

Если заказчик очень укрупнит работы и затраты, то это может привести к срыву закупки. Подрядчики, выходя на конкурс, анализируют проект сметы контракта (договора) с укрупненными элементами и могут отказаться участвовать, понимая, что оплату за выполненные работы они будут получать не ежемесячно, а периодически после выполнения комплексов работ. Заказчик должен учитывать эти обстоятельства и не увлекаться укрупнением, чтобы не отпугнуть потенциальных подрядчиков.

На следующем этапе формирования проекта сметы контракта (договора) каждому элементу начисляется стоимость работ, включая стоимость подрядных работ (прямые затраты, накладные расходы, сметная прибыль, стоимость оборудования поставки подрядчика, прочие затраты), а также индексы фактической и прогнозной инфляции, примененные при расчете НМЦК. Сложность на этом этапе у заказчика может возникнуть при решении включать в стоимость конструктивных элементов стоимость прочих затрат или выделять прочие затраты
в отдельные комплексы (этапы) работ. Определиться с детализацией прочих затрат необходимо для целей бухгалтерского учета.

После проведения закупки и выбора подрядчика, проект сметы контракта (договора) пересчитывается с учетом тендерного коэффициента пропорционально по каждой позиции.

Смета контракта (договора), определенная без применения сметных нормативов и сметных
цен строительных ресурсов является основанием для формирования первичных учетных документов, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, о бухгалтерском учете, которые используются, в том числе для расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы и при проверке выполненных работ контролирующими органами (п. 7 Методики составления сметы контракта, утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 23.12.2019 № 841/пр).

Каким образом осуществляются взаиморасчеты за выполненные работы и как можно изменить цену контракта (договора), а также, почему Минстрой Российской Федерации предложил именно такую методологию рассмотрим в следующей лекции.

#закупки #НМЦК #смета контракта
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

19
#закупки

38 предложений по корректировке федеральных законов отправлено в Правительство РФ

В Екатеринбурге озвучены инициативы по совершенствованию норм строительства и проектирования бюджетных (школ, детских садов, стадионов, дворцов культуры, спорта и т.п.)и государственных объектов. Все предложения о том, какие нормы строительства, законодательства о закупках (возведение муниципальных, гос.объектов) важно изменить, чтобы заказчики и подрядчики смогли работать еще выгоднее и эффективнее, направлены в адрес Минфина России и Минстроя России
43
#НОСТРОЙ

Айхал Габышев: Для дальнейшего развития стройотрасли необходим переход на тарифную систему оплаты труда

Координатор НОСТРОЙ по ДФО Айхал Габышев уверен, что в стране необходимо кардинально менять градостроительную политику. Бесконечные корректировки устаревшей системы не способны избавить отрасль от негативных тенденций, где корень зла – формирование начальной максимальной цены госконтракта на основе бюджетных лимитов и экономия бюджетных средств, вовлечённых в стройку, за счёт фонда оплаты труда строительных компаний