Покорение неба. Как строили башню «Бурдж Халифа»
Самое высокое в мире сооружение – 828-метровая башня «Бурдж Халифа» в Дубае. Она была построена десять лет назад, и с тех пор ее рекорд так и остается непревзойденным: сегодня это единственный на планете 163-этажный небоскреб с самым длинным в мире 180-метровым шпилем. Но как же его строили? Пресс-служба Главгосэкспертизы России решила разобраться в этом вопросе.
Проектировал башню американский архитектор Адриан Смит, известный во всем мире специалист по небоскребам, а строительство вела компания Emaar Properties. Интереснейшую предысторию строительства «Бурдж Халифы» мы уже рассказывали несколько месяцев назад. Не будем ее повторять, лучше сразу перейдем к техническим подробностям.
Для начала были проведены многочисленные лабораторные испытания для выявления геотехнических характеристик грунтов, а затем испытания стали полевыми. На месте будущего строительства пробурили 33 скважины, причем использовались разные методы бурения. Кроме того, были проведены сейсмические исследования, измерения силы ветра, а также проведены другие испытания на динамические нагрузки свай.
Грунт на участке строительства имел сложный горизонтально-слоистый профиль, и по мере увеличения глубины его геотехнические свойства варьировались все сильнее. Это стало основным фактором в определении размеров фундамента — монолитной плиты толщиной 3,7 метров, поставленной на 192 буронабивных сваи с диаметром около 1,5 метров. Они были заглублены примерно на 47,75 м. Несущая способность свай достигалась в основном из-за сил трения поверхности бетонной сваи о песчаные и скальные породы. Фундаментная плита установлена на глубине 7,55м от уровня верхнего слоя грунта. Очертания котлована напоминали цветок, но сделано это было не для красоты, а потому что только такая форма фундамента способна удержать здание высотой 828 метров.
Форму здания архитектор задумал ассиметричной, напоминающей сталагмит. И это тоже не только оригинальное дизайнерское решение, но и результат инженерных расчетов: благодаря своей форме, где нижние этажи выполняют роль опоры, здание меньше раскачивается от ветра. Работая над прроектом «Бурдж Халифа», Адриан Смит применял наработки, придуманные им еще при строительстве «Тауэр-Палас III» в Сеуле: взять хотя бы то, что обе башни имеют три опоры.
На создание небоскреба ушло около 60000 тонн стальной арматуры и 320000 кубометров бетона особой марки, разработанной специально для «Бурдж-Халифа»: этот стройматериал мог выдерживать температуру свыше +50 градусов C. Благодаря своему железобетонному каркасу Бурдж Халифа совершенно не пострадает при землетрясении силой в шесть баллов.
Чем выше становилась башня – тем труднее было доставлять бетон на высоту. Поэтому надо было точно рассчитывать его консистенцию: жидкий раствор долго застывал, а густой мог застыть еще в трубе. Особенностью строительства «Бурдж Халифы» стало то, что бетонные работы приходилось вести по ночам, при минимальной температуре воздуха. Причем в раствор добавляли лед – иначе жара не позволила бы бетону набрать необходимую прочность при застывании. Также следовало максимально точно определить оптимальное давление в трубе, чтобы ее не разорвало.
Как доставляли блоки на высоту? Использовали специальный кран-кенгуру. Когда были построены первые три этажа, такой кран мог перемещаться по внутреннему колодцу вверх и продолжать строительство следующих трех этажей – и так далее.
Поскольку «Башня Халифа» должна была быть устойчива не только к ветру и пыли, но и к солнечным лучам, для ее строительства использовали 26000 специальных двусторонних панелей, внешняя сторона которых – металлическая, отражающая ультрафиолетовые лучи, а изнутри покрыта тонким слоем серебра, защищающим от инфракрасных лучей. Внешняя отделка шла одновременно со строительством этажей.
Бетонные работы были завершены после возведения 160 этажа, далее шла сборка 180-метрового шпиля из металлических конструкций. Когда бетонные работы были закончены, пришла пора устанавливать 180-метровый шпиль. С ним поступили просто: шпиль был изготовлен не монолитным, а состоящим из 25 фрагментов. Их поочередно доставляли наверх, где рабочие соединяли части вручную. Наверное, главное при этом для них было не смотреть вниз…
Строительство башни длилось шесть лет и велось со скоростью 1-2 этажа в неделю. Ежедневно на строительстве было задействовано до 12000 рабочих. «Бурдж Халифа» стала символом Дубая и одной из главных достопримечательностей ОАЭ. Приемы, впервые использованные при его строительстве, применяют сегодня при возведении самых крупных «высоток» мира.
Фото: realt.onliner.by, burj-halifa.ru, architectureguru.ru, tvosibgtv.ru, vizitdubai.ru
Источник: Главгосэкспертиза России
Комментарии