Комментировать

Бюджет-2020: нерасторопность на фоне кризиса

В прошедшем году российская экономика развивалась в условиях уникального экономического кризиса, причиной которого стали пандемия и связанные с ней карантинные меры, а также рекордное падение цен на нефть. Курс национальной валюты ослаб с 64,73 руб. за доллар США в 2019 г. до 71,94 руб. в 2020 г. При этом в 2020 г. курс валюты показал большую устойчивость к колебаниям нефтяных цен, чем во время кризиса 2014 – 2016 гг.

По итогам года ВВП сократился на 3,1%, при этом снижение показателей потребительского спроса оказалось более существенным, чем показателей реального сектора. Сокращение промышленного производства составило 2,9%. Масштабная приостановка производств закономерно привела к ухудшению ситуации на рынке труда и снижению уровня доходов. Пиковый уровень безработицы отмечался в августе – 6,4%, а по итогам года – 5,8%. Инфляция на конец года составила 4,91%.

Общий объем доходов федерального бюджета составил 18,7 трлн руб., что ниже прогнозируемого общего объема доходов на 9,1%. По сравнению с 2019 г. он уменьшился на 7,3%.

Кассовое исполнение расходов составило 22,8 трлн руб., что на 25,3% выше, чем в 2019 г. Уровень исполнения расходов федерального бюджета составил 95,7% показателя сводной росписи с изменениями, что выше уровня исполнения 2019 г. на 1,5%. Объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 1,1 трлн руб., что сопоставимо с объемом неисполненных средств за 2019 г.

Исполнение контрактуемых расходов составило 25,7 трлн руб. или 94,8% утвержденных лимитов бюджетных обязательств, что на 3,7% выше, чем в 2019 г. Отмечается самый высокий, начиная с 2017 г., уровень закупок у единственного поставщика – 33,1% объема заключенных контрактов.

Минстрой сдает позиции?

Наибольший объем неисполненных бюджетных назначений установлен, в том числе и по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» — 68,7 млрд руб. или 15,6%.

На низком уровне – менее 90% исполнены расходы по 9 главным распорядителям, в том числе по Минстрою России, который даже ухудшил результат предыдущего года: в 2020 г. – 80,4%, в 2019 г. – 80,9%.

Наибольший объем неисполненных бюджетных ассигнований, а это более 30 000 млн руб. сложился по 4 главным распорядителям, в том числе по Минстрою России 75 009,7 млн руб. или 19,6%.

Наиболее низкий уровень исполнения контрактуемых расходов – менее 70% отмечается по 6 ведомствам, в том числе и по Минстрою России – 62,9%.

Расходы федерального бюджета на реализацию госпрограмм исполнены на 95,6%, что выше уровня исполнения за 2019 г. на 1,2%. Не в полном объеме исполнены расходы по 42 из 43 госпрограммам, объем их ассигнований составил 667 992,8 млн руб., что сопоставимо с 2019 г.

Наибольший объем неисполненных бюджетных ассигнований установлен, в том числе по программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» — 15,9 млрд руб. или 4,8%.

Следует отметить, что по состоянию на 1 января 2021 г. отдельными ответственными исполнителями, соисполнителями и участниками не осуществлялись либо осуществлялись на низком уровне расходы на реализацию госпрограмм. Так, по госпрограмме «Развитие образования» Минстроем России расходы исполнены на низком уровне – 56,9%. По госпрограмме «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» Минстроем России расходы исполнены на  0,6%.

В течение 2020 г. отмечался низкий уровень исполнения расходов на реализацию национальных проектов (программ) и комплексного плана. Так, за январь – сентябрь уровень исполнения расходов составлял 55%. За год – 97,4%, что на 5,9% выше уровня 2019 г. В результате по итогам года общий объем неисполненных бюджетных ассигнований по национальным проектам (программам) и комплексному плану составил 57 653,1 млн руб. или 2,6%. «Жилье» исполнено за 2020 г. на 99,7%.

По итогам года наибольшие объемы неисполненных бюджетных ассигнований в рамках реализации национальных проектов (программ) и комплексного плана отмечаются, в том числе и у Минстроя России – 2407,1 млн руб., который участвует в реализации 6 нацпроектов.

При реализации национальных и федеральных проектов отмечаются недостатки, связанные и с нарушением сроков и (или) недостижением результатов и показателей, формированием значительного количества запросов на изменение паспортов национальных и федеральных проектов, предусматривающих корректировку показателей и результатов, перераспределение их финансового обеспечения.

Наибольший объем изменений, связанных с увеличением бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение в 2019 г. Отмечается, в том числе по нацпроектам «Жилье и городская среда» — на 6515,7 млн руб. или на 4,4% и «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — на 4085 млн руб. или на 2,8%.

За январь – декабрь 2020 г. наибольший объем положительных изменений отмечается, в том числе по нацпроектам «Безопасные и качественные дороги» — 64 448,4 млн руб. или 13,2% и «Жилье и городская среда» — 63 651,9 млн руб. или 13 %.

Строить и не построить

Исполнение расходов на реализацию ФАИП за 2020 г. составило 88,3%, что на 11,1% выше показателя за 2019 г. На 1 января 2021 г. введено в эксплуатацию 154 из 301 объекта ФАИП, подлежавших вводу в 2020 г., что на 23,7% меньше, чем за 2019 г.

Счетная палата неоднократно отмечала, что включение в ФАИП объектов, необеспеченных проектной документацией с положительным заключением государственной экспертизы, пообъектной детализацией или необходимыми нормативными актами, приводит к невозможности строительства, резервированию значительных объемов средств федерального бюджета и невыполнению основных показателей реализации ФАИП.

Так, в 2020 г. исключены бюджетные ассигнования в сумме 5,2 млрд рублей по 16 объектам ФАИП при отсутствии проектной документации, срок утверждения которой продлевался актами Правительства РФ до 1 сентября 2020 г.

По ряду объектов ФАИП в полном объеме были исключены бюджетные ассигнования в связи с ненадлежащим исполнением условий контрактов подрядчиками, необходимостью корректировки проектной документации и иными причинами. В результате кассовое исполнение расходов на реализацию ФАИП за 2020 г. составило 88,3%, что на 11,1% выше, чем по итогам 2019 г.

Более 50% годового объема кассовых расходов в одном только декабре 2020 г. осуществили 8 главных распорядителей средств федерального бюджета, в том числе Минстрой России – 57,8%.

В 2020 г. бюджетные ассигнования на реализацию ФАИП были выделены в рамках 33 государственных программ и 4 непрограммных направлений деятельности. Наибольший объем был предусмотрен на объекты и мероприятия в составе госпрограммы «Развитие транспортной системы» — 185,2 млрд руб. или 23,1%.

По итогам года по 5 из 52 главных распорядителей средств федерального бюджета кассовое исполнение расходов составило менее 50%. В частности, Росархивом на 21,3% — на строительство архивного комплекса Государственного архива РФ и лабораторного корпуса Российского государственного архива кинофотодокументов, МИДом России на 43,2% —  на строительство общежития Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел РФ.

В целом в 2020 г. уровень ввода в эксплуатацию объектов ФАИП продолжает оставаться низким.

Так, не введены в эксплуатацию 15 из 18 объектов Минстроя России, в том числе переданные ему объекты Минкультуры и Минспорта России. Речь идет о реконструкции корпуса «В» с надстройкой (вторая очередь 2-го этапа) РНЦ хирургии им. академика Б.В. Петровского, строительстве внутриплощадочных инженерных сетей на территории особо ценного объекта культурного наследия народов РФ «Ансамбль Новодевичьего монастыря»; строительстве и реконструкции объектов музейно-выставочного комплекса «Абрамцево»; строительстве музейного комплекса Государственной Третьяковской галереи; строительстве зала для спортивной гимнастики «Тренировочный центр сборных команд России «Озеро Круглое»; строительстве водозабора и магистрального водовода к населенным пунктам Майкопского района и г. Майкопа; расширении и реконструкции системы водоснабжения и очистных сооружений канализации, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика.

Также не осуществлен ввод в эксплуатацию 11 из 13 объектов Минспорта России. Росархивом не введен в эксплуатацию лабораторный корпус Российского государственного архива кинофотодокументов в Московской области. Росавтодором в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г. не реализовано 4 мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог, устройству искусственного электроосвещения.

Следует отметить, что по ряду объектов ФАИП, подлежавших вводу в эксплуатацию в 2020 г., срок ввода перенесен на более поздний. Так, до 2024 г. продлены сроки строительства Багаевского и Нижегородского гидроузлов (Росморречфлот). Не получены положительные заключения государственных экспертиз по подлежащим завершению в 2020 г. проектно-изыскательским работам по 13 объектам Минстроя России, 11 – Росавтодора, 6 – Росморречфлота, 3 – Минэкономразвития России, Минобрнауки России и ФМБА России, 2 – Минтранса России, 1 – Минспорта России.

Источник: Агенство новостей "Строительный бизнес"

Комментировать

Комментарии

Комментировать