Комментировать

АО «Мосстройсертификация» смотрит в будущее с оптимизмом!

Засилие на российском строительной рынке контрафактной и низкокачественной продукции неоднократно становилось предметом обсуждения на самом высоком уровне. Вместе с этой продукцией по стройкам «гуляют» и поддельные сертификаты. Можно ли побороть эти тенденции? И что нужно делать на этом пути? Об этом мы беседуем с генеральным директором АО «Мосстройсертификация» Петром Целищевым:

— Петр Валерьевич, за последний год «Мосстройсертификация» стала активным участником многих общественных организаций и объединений. Чем вызвана эта активная общественная и профессиональная деятельность?

— На самом деле, вся эта деятельность «МСС» очень четко ложится в канву обеспечения безопасности и качества строительства. Вся наша работа направлена именно на это. Кроме того, на рынке функционируют всего несколько нормальных обширных добровольных систем сертификации, которым можно доверять. Есть много систем сертификации, которые вызывают сомнения, но по сути очень мало систем, куда могли бы обратиться и правительство, и региональные органы власти, и любые заявители с уверенностью, что органы по сертификации, которые входят в эту систему, все процедуры выполняют должным образом, и сертификат этих систем реально подтверждает безопасность и качество продукции. Мы хотим это положение изменить.

— В апреле этого года «Мосстройсертификация» стала базовой организацией для Межотраслевой комиссии по развитию систем оценки качества продукции, работ и услуг при МКПП (р). Какие дополнительные обязательства это на вас накладывает?

— Прежде всего, это ответственность перед правительством Москвы за формирование надежных систем сертификации, что должно отразиться на качестве товаров, поступающих на московский рынок, в том числе, и на строительные площадки. Как я уже говорил, на рынке сейчас присутствуют сотни систем добровольной сертификации, и правительство Москвы также зачастую не понимает, чьим сертификатам можно доверять, а чьим – нет. «МСС» декларирует себя как лучшую систему сертификации в строительстве в стране,  и мы в состоянии провести анализ действующих систем и задать соответствующую планку и критерии качественно проведенных работ и испытаний. Выбор «МСС» в качестве базовой организации для работы Комиссии  – это признание нашего опыта за 25 лет и наших возможностей, а также ответственности за все, что мы делаем.

— В интервью нашему журналу ответственный секретарь Комиссии Александр Акимов говорил, что «МСС» намерена в рамках Комиссии создать прозрачный реестр выданных сертификатов – и своих, и других участников этого рынка. Как он будет выглядеть?

— Мы сейчас разрабатываем структуру этого реестра. Он, действительно, будет прозрачный и общедоступный, и если в нем захотят разместить свои сертификаты  другие системы добровольной сертификации, мы будем только рады. Реестр будет иметь открытую и закрытую части. Открытая будет содержать общедоступную информацию о сертификате, с нормативной базой и  указанием предмета сертификации. К закрытой части будет доступ только у органов власти, потому что там будут размещены персональные данные и иные специфические документы, например, протокол испытаний материалов. Поскольку «МСС» будет нести ответственность за содержание этого реестра, вносить в него информацию будет возможно только о сертификатах соответствия, выданных в системах сертификации, представители которых являются членами Комиссии.

— А не получится ли, что все зарегистрированные системы сертификации, вне зависимости от их качества,  захотят вступить в Комиссию, чтобы попасть в этот реестр? И не наполнится ли он  со временем теми же самыми сомнительными сертификатами?

— Мы не можем системам добровольной сертификации запретить подать заявление в Комиссию, однако в ближайшее время будут выработаны критерии по приему – и недобросовестные системы мы не допустим. Мы точно знаем, кто работает на рынке плохо, мы знаем, что есть люди, которые в день выдают десятки сертификатов. Причем все сертификаты выдает один человек – он же эксперт по сертификации, он  же сертифицирующий орган, он же руководитель испытательной лаборатории и он же исполнитель испытаний – и, как правило, реестров у таких «систем» нет. Мы знаем этих людей и никогда не допустим их в Комиссию и в наш открытый реестр. Фактически, этот реестр станет дополнительной опцией, которая позволит еще раз посмотреть, кто работает на рынке и чьим сертификатам можно доверять.

Стоит учитывать, что на фоне ухода западных производителей стройматериалов наши компании начнут сами производить стройматериалы – это хорошо, но вопрос в их качестве и безопасности. Серьезные производители своей репутацией дорожат, а вот маленькие предприятия, которые легко организовать чуть ли не в гараже, могут начать выпускать низкокачественную продукцию и покупать на нее поддельные сертификаты. Но качество не может быть дешево, и это тоже нужно иметь в виду. В этой ситуации большая ответственность ложится на стройку – на входной контроль и на испытательные лаборатории, на отдел закупки, чтобы они проверяли, чьи материалы и с каким сертификатом они закупают. Однако входной контроль на стройках проводится зачастую формально и далеко не всегда эффективно. Поэтому, конечно, хотелось бы в рамках Комиссии приезжать на стройки, проверять сертификаты, отбирать образцы материалов для независимых испытаний — но это неблизкая перспектива.

Кстати, что касается испытательных лабораторий, которые должны проводить входной контроль строительных материалов (проверять их качество и безопасность), то «Мосстройсертификация» оказывает услуги по оценке компетентности данных лабораторий на соответствие требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019. Оценку компетентности уже прошли более 200 лабораторий.

—  В последнее время «Мосстройсертификация» все громче заявляет о себе как об участнике процессов техрегулирования в строительной отрасли. Почему возник этот интерес?

— Потому что техническое регулирование – основа системы сертификации, мы же проверяем материалы на соответствие определенным стандартам. Поэтому мы заинтересованы, чтобы современная база техрегулирования активно развивалась. Для этого «МСС» вступила в несколько технических комитетов по стандартизации, например, в ТК 79 «Оценка соответствия», где мы будем там активно работать и рассматривать все стандарты, связанные с оценкой соответствия.

Кроме того, «Мосстройсертификация» выступит как один из разработчиков национального стандарта, связанного с общими требованиями к лабораторному контролю. Этот стандарт разрабатывается в соответствии с планами работ ТК 400 «Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы», Могу сообщить как ответственный секретарь ТК 400, что мы начали собирать заявки по разработке (актуализации) стандартов в программу национальной стандартизации на 2023 год, и приглашаем коллег давать свои предложения (контакты ТК 400: Телефон: 8 (495) 103-12-94, E-mail: tk400@omorrss.ru.).

Хочу отметить, что «Мосстройсертификация» и ТК 400 готовы организовать разработку необходимых стандартов для новых строительных материалов, выходящих на рынок, а также стандарты по их применению и правилам производства работ на стройке. У нас есть богатый опыт разработки национальных стандартов и СТО – ведь далеко не каждая организация может разработать качественный нормативно-технический документ.

И еще один момент: «МСС» вступила в Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии (Ассоциация НОПСМ) и возглавила там Комитет по техническому регулированию. Мы будем организовывать и участвовать в обсуждении нормативных актов в области технического регулирования, в том числе, и Технического регламента о безопасности строительных материалов и изделий, а также документов по оценке соответствия, и нормативов по оценке компетентности (аккредитации) строительных (заводских) испытательных лабораторий.

Кроме того, мы намерены активно взаимодействовать со всеми членами НОПСМ, потому что они также нуждаются в качественных системах сертификации. Потому что периодически бывает так, что производитель приносит заказчику сертификат, а тот отвечает: а мы не знаем такой системы и не можем ей доверять. И не принимают этот документ. К сожалению, желающих быстро купить сертификат еще много. Чтобы их стало меньше, наши надзорные органы должны, наконец, начать требовать как сертификат соответствия, так и другие документы, причем должна быть возможность их проверить.

— «МСС» в этом году вступила в Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ). Чем вам интересно такое партнерство?

— Мы уже предложили в план работы НОТИМ разработку требований по цифровизации органов по сертификации и лабораторий. Сейчас органы по сертификации работают по бумажным документам, а мы хотим перевести их на «цифру», чтобы любое действие проводилось через специализированное программное обеспечение. Благодаря этому невозможно будет выдать сертификат на продукцию за несколько минут или часов, как это иногда делается сейчас. Потому что там будут стоять определенные временные ограничения, например, по испытаниям. И если реальные испытания длятся месяц, то сертификат невозможно получить быстрее. В любом случае цифровизация способна отсечь «левые» системы сертификации на рынке.

— Год назад «Мосстройсертификация» собиралась заняться составлением реестра систем сертификации, которые действуют на рынке. Удалось ли их пересчитать?

— Удалось, пересчитали – сейчас действуют больше 2500 систем, зарегистрированных в Росстандарте, а в целом – более 3500. Реально живых в строительстве из 170 зарегистрированных — менее 10, но из них тех, которые полностью проводят все процедуры, — две-три. И одна из них – Система «Мосстройсертификация». Это добросовестные системы с реальными органами по сертификации и испытательными лабораториями, проводящими реальные испытания. Потому что на этом как раз и экономят многие – они оформляют сертификаты соответствия без протоколов испытаний или с фальшивыми протоколами.

И только тогда, когда надзорные органы начнут требовать подлинные качественные сертификаты и аттестаты аккредитации лабораторий, когда у них будет возможность проверить каждый документ по открытому реестру, тогда и начнется настоящая борьба с поддельными системами сертификации и органами по сертификации, которые в них работают.

— А как можно почистить реестр Росстандарта, где зарегистрированы все эти мертвые или недобросовестные системы?

— Ни у Росстандарта, ни у Росаккредитации нет соответствующих полномочий по ликвидации систем сертификации. А перерегистрация всех систем по определенным критериям уже жизненно необходима. Уверен, что после такой перерегистрации количество добровольных систем сертификации сократиться в 2-3 раза. В настоящее время никто никакой ответственности за то, как эти системы работают на рынке, не несет. У нас, например, есть недобросовестные конкуренты, у которых название и логотип почти идентичны нашим – до степени смешения, за исключением пары букв, и даже бланк сертификата такого же цвета, как у «МСС» – и их тоже зарегистрировали. Как это могло быть?

Самое скверное, что эти конкуренты  пользуются именем «Мосстройсертификации» для привлечения клиентов, а потом убеждают их, что проще и дешевле получить сертификат в их системе. А на стройке кто там будет тщательно проверять – чей это сертификат? Наш-то они хорошо знают в лицо… У «МСС» в самое ближайшее время будут новые бланки сертификатов, с Qr-кодом, и иной защитой и их можно будет быстро проверить и отсечь фальшивые документы. А сейчас еще появились и фальшивые аттестаты аккредитации МСС. Поэтому мы меняем все бланки наших документов – они будут гораздо лучше защищены.

— Пополняются ли ряды «Мосстройсертификации»? Или у вас жесткий отбор, который пройдет не каждый?

— За последнее время к нам вступили 4 органа по сертификации и еще 3 сейчас рассматриваются, сертификационных испытательных лабораторий было 22 — стало 24 и еще 2 на рассмотрении. При этом у себя мы тоже начали чистку. За последние пару месяцев два органа по сертификации мы лишили наших свидетельств – они перестали соответствовать нашему уровню.

Причина, по которой организации хотят вступить в МСС, одна: нет иной нормальной системы, которая объединяла бы качественные, добросовестные органы по сертификации и лаборатории. Очень многие системы, которые активно работали на рынке 5-10 лет назад, сегодня ушли, потому что не хотят больше этим заниматься. Соответственно, органы по сертификации и лаборатории, которые хорошо выполняли  свою работу, искали, куда им идти – и пришли в МСС. То есть, добросовестные органы по сертификации и лаборатории  не хотят идти в сомнительную систему, им нужно что-то надежное и авторитетное, и они идут к нам, хотя понимают, что требования здесь будут выше и жестче.

— Расширяется ли база клиентов «МСС»?

— Да, работа есть, потому что производители понимают, что они в любом случае должны проводить испытания своих материалов и получать сертификаты. Мы работаем по всей России – в Москве у нас только около 65% клиентов, все остальные в регионах. Кроме того, у нас стало достаточно много клиентов за рубежом, например, оценку компетентности лабораторий на соответствие требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 уже прошли четыре лаборатории в Народной Республике Бангладеш, три в Иране, а также лаборатории в Египте. Так что мы смотрим в будущее с оптимизмом!

Источник: Агентство новостей "Строительный бизнес"

Комментировать

Комментарии

Комментировать