Минэкономразвития подготовило ответ на коллективное обращение крупных подрядчиков дорожно-строительного сектора строительной индустрии
Представители крупных подрядчиков дорожно-строительного сектора обратились с Письмом к президенту РФ В.В. Путину. Их озабоченность связана с системными проблемами строительной отрасли и дефицитом инфраструктуры, прежде всего транспортной, которая является основным сдерживающим фактором опережающего развития экономики. По их оценке строительная индустрия формирует более 5% процентов ВВП страны, при этом, ситуация в инфраструктурном строительстве не соответствует поставленным задачам. При этом основные причины сложившейся ситуации скрыты в подходах к ценообразованию государственных контрактов.
Во исполнение поручения Президента Минэкономразвития подготовило развернутый ответ по поставленным в обращении проблемам.
В коллективном письме строители четко назвали ключевые причины сложившейся в отрасли кризисной ситуации:
1. система управления рисками и ответственностью в рамках государственных контрактов не содержит четкого порядка оценки и приемки работ, формируя «презумпцию невиновности» подрядчика;
2. система ценообразования в отношении ресурсов в бюджетном строительстве не базируются на рыночных реалиях;
3. не учитываются издержки на банковские гарантии, проценты на привлечение промежуточного финансирования при казначейском сопровождении;
4. понятие «предпринимательского дохода» в принципе отсутствует в структуре цены.
В своем письме Минэкономразвития по результатам анализа поставленных вопросов подготовило развернутую позицию, в целом согласившись с представителями строительных предприятий.
Критерии существенности отклонений рабочей документации от проектной документации, на основании которых органы технического надзора могут выдать заключение о соответствии построенного объекта проектной документации, а заказчик строительства принять работы, четко не определены. Кроме того, заказчик строительства существенно ограничен в возможности принятия самостоятельных решений об увеличении стоимости или продлении срока строительства, в связи с чем подрядные организации зачастую вынуждены обращаться в суд для доказательства обоснованности объективности принимаемых в ходе строительства технических решений, которые приводят к необходимости увеличения стоимости и продления сроков строительства.
Поскольку система ценообразования в строительстве на текущий момент основывается на базисно-индексном методе определения стоимости строительства, а стоимость работ, материалов определяется на основании сборников базовых цен, составленных в ценах 2000 г., с пересчетом к периоду разработки проектной документации на основании расчетных коэффициентов, учитывающих усредненную фактическую инфляцию, вместе с тем, стоимость строительства в текущих ценах (по будущим периодам) определяется с учетом прогноза индекса-дефлятора инвестиций в основной капитал, поэтому итоговая фактическая стоимость работ, материалов и оборудования может существенно отличаться от рассчитанной в процессе разработки проектной документации.
При определении сметной стоимости строительства в процессе разработки проектной документации, затраты на привлечение банковских гарантий, а также заемного финансирования не рассчитываются и не отражаются в сметной стоимости строительства. Наличие казначейского сопровождения государственных контрактов не исключает право заказчика требовать предоставление банковской гарантии на перечисляемые авансовые платежи, подлежащие казначейскому сопровождению. (Прим. ред.: новой методикой определения сметной стоимости строительства предусматриваются затраты, связанные с предоставлением обязательной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств).
Общий уровень нормативной рентабельности СМР составляет от 1 до 5%. Учитывая, что большинство конкурсов на выполнение работ по строительству объектов транспортной инфраструктуры проходят в форме аукционов, основным критерием которых является минимизация цены, указанный уровень нормативной рентабельности может быть недостаточным для устойчивого функционирования строительных организаций. Действующий порядок расчета сметной прибыли от фонда оплаты труда, требуемого на выполнение СМР, не стимулирует подрядные организации применять инновационные методы производства работ.
По мнению Минэкономразвития ухудшение положения строительных предприятий может привести к невыполнению задач, поставленных Президентом страны. В связи с чем ведомство отмечает необходимость формирования профильными министерствами рабочих групп с участием Минэкономразвития и Минфина, а также основных заказчиков и подрядчиков для детальной проработки предложений по изменению сложившейся ситуации в отрасли.
Следует отметить, что разработка ключевых методических документов, принятых за последние три года и направленных на регулирование определения сметной стоимости строительства, включая разработку новой методики взамен МДС 81-35.2004, а также основных нормативных показателей, включая сметные накладные расходы и сметную прибыль, осуществлялась с учетом согласования рабочих групп при Минстрое России и непосредственном участии входивших в их состав подрядных организаций, включая предприятия, обратившиеся с письмом в адрес Президента.
С полным текстом письма Минэкономразвития можно ознакомиться ниже.
Источник: СметаНа
Какое единение Минэка и подрядчиков. Почему они не написали свои генподрядные, которые навязывают субчикам?
А их не спрашивали. Все ж придется как есть выложить.
Субчиков не под дулом пистолета работать заставляют. Сами идут, как миленькие!
С таким подходом некому работать будет. Итак всех по миру пустили. За счет будущих проектов и авансирования отрасль живет. А по факту проекты для реальных исполнителей убыточные. При этом «жир» снимается верхушками по полной.
Минэконом тоже методику 421 не читал…
?