Трудовая летопись Спецстроя России
История Федерального агентства специального строительства (Спецстроя России) берет начало с 31 марта 1951 года, когда Постановлением Совета Министров СССР № 1032-518 сс/оп было создано Управление строительства № 565.
Его первой задачей стало сооружение первой в мире зенитно-ракетной системы противовоздушной обороны вокруг Москвы — «Беркут». «Реализация масштабного проекта подразумевала строительство боевых позиций зенитно-ракетных комплексов, кольцевых дорог, военных городков и баз хранения оружия, — рассказывает ветеран Спецстроя России, генерал-лейтенант запаса Николай Куманяев. — В полевых условиях, в обстановке строжайшей секретности происходило становление мощной, мобильной и высокопрофессиональной организации, ставшей основой военно-строительного комплекса страны».
«С середины 1950-х годов в истории Спецстроя открылась новая страница, посвященная развитию авиационно-космической отрасли и обеспечению ядерного паритета в холодной войне, — вспоминает Николай Васильевич. — В кратчайшие сроки спецстроевцы возвели производственные комплексы и конструкторские бюро, позволяющие России и на сегодняшний день удерживать ведущие позиции в исследовании космоса и авиастроении. В их числе объекты, благодаря которым уже в 1970-1980-е годы реализовывались космические программы «Энергия-Буран», «Союз-Аполлон», «Салют-М», «Салют». Спецстрой превратился в уникальную строительную структуру, создающую объекты особой значимости, сложности и качества».
Работа велась в тесном взаимодействии с трестом «Спецмашмонтаж» Министерства монтажных и специальных строительных работ, образованным в 1957 году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР как специализированная организация для выполнения работ по монтажу основного технологического оборудования и конструкций на объектах Министерства обороны и космического комплекса. АО «Спецмашмонтаж» и ныне является ведущей организацией, имеющей высокий рейтинг и устойчивое положение в отрасли специального строительства на космических, оборонных и специальных государственных объектах.
С начала 2000-х годов основными заказчиками Спецстроя являлись Минобороны, Роскосмос, Росатом, Минпромторг, Минтранс, МВД, ФСБ и ряд госструктур. Наибольшая часть объема подрядных работ выполнялась в интересах Министерства обороны РФ.
Объекты оборонно-промышленного комплекса
Спецстроем России возведены объекты различного назначения по заказу Министерства общего и среднего машиностроения, для судостроительной, электронной, авиационной и других отраслей промышленности. В их числе: НЦЛСК «Астрофизика», Красногорский завод имени С.А. Зверева, Головное системное КБ Концерна ПВО «Алмаз-Антей» имени академика А.А. Расплетина, Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца, Машиностроительное КБ «Факел» имени академика П.Д. Грушина, Ленинградское оптико-механическое объединение, Государственное машиностроительное КБ «Радуга» имени А.Я. Березняка, Ижевский машиностроительный завод, Морской НИИ радиоэлектроники «Альтаир», ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, Судостроительный завод «Северная верфь», Северное производственное объединение «Арктика».
![](https://www.stroygaz.ru/upload/photos/volkova/2021/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82,%20%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA.jpg)
Объекты авиационной промышленности
За прошедшие годы специалистами Спецстроя построены сотни зданий и сооружений для ведущих КБ страны: А.Н. Туполева, В.М. Мясищева, С.В. Ильюшина, А.И. Микояна, А.С. Яковлева, П.О. Сухого, С.А. Лавочкина, И.И. Топорова, М.Л. Миля, Н.И. Камова. На счету Спецстроя — строительство градообразующего предприятия города Верхняя Салда — корпорации ВСМПО-АВИСМА, крупнейшего в мире производителя титана для нужд авиакосмической индустрии, являющегося стратегическим поставщиком изделий из титана для более чем 300 компаний в 48 странах мира, включая авиастроительные компании Boeing, Airbus, Snecma, Rolls-Royce и другие.
Развитие промышленного потенциала страны
С середины XX века Спецстрой — активный участник создания объектов атомной отрасли, машиностроения, электронной и пищевой промышленности, предприятий стройматериалов.
Благодаря возведенным объектам, стало возможным проведение фундаментальных научных исследований в области физики, химии, биологии, были созданы сотни промышленных предприятий, производящих продукцию различного назначения.
![](https://www.stroygaz.ru/upload/photos/volkova/2021/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%B4%D0%B0.jpg)
Выстроены объекты атомного комплекса в Северо-Западном и Сибирском федеральных округах, включая Железногорский горно-химический комбинат, НИТИ имени А.П. Александрова и Ленинградскую атомную электростанцию в Сосновом Бору, Петербургский институт ядерной физики имени Б.П. Константинова в Гатчине, сооружения по отгрузке и хранению отработанного ядерного топлива в Архангельской области, Всероссийский институт легких сплавов, комплекс НИИ в Черноголовке Московской области.
Дороги и мосты
История дорожного строительства, осуществляемого Спецстроем, началась с дорожно-строительных дивизий ГУШОСДОРа МВД СССР, производивших прокладку дорог системы ПВО «Беркут», дорожно-строительных бригад, строивших автодороги в приграничье Казахстана, Забайкалья и Дальнего Востока, а также дорожно-строительных формирований, созданных для развития дорожно-строительной сети Нечерноземья.
Дорожно-строительные воинские формирования создали тысячи километров автодорог, проложили 6 тысяч водопропускных труб, соорудили более 300 мостов. В активе — строительство автодорог регионального и федерального назначения: М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-5 «Урал», М-58 «Амур», включая дороги, проложенные в горной местности, тайге и тундре.
Аэродромы
Взлетно-посадочные полосы — гарантия качества на десятилетия. Среди них — тренажерный комплекс НИТКА для летчиков палубной авиации в Ейске, военные аэродромы в Кореновске, Крымске на Кубани, в подмосковном Чкаловске, аэродромы «Североморск-1», «Приволжский», взлетно-посадочные полосы для стратегической авиации в Энгельсе, Воронеже, гражданские аэродромы на Камчатке. Одним из знаковых объектов по модернизации ВВС явился аэродром ГЛИЦ имени Валерия Чкалова в Ахтубинске.
Нефтегазовый комплекс
В рамках «Программы газификации Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев», направленной на обеспечение природным газом юга Дальнего Востока от нефтегазоконденсатных месторождений шельфа Сахалина, в 2006 году Спецстрой ввел в эксплуатацию магистральный газопровод «Сахалин — Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск» протяженностью 445 км. В 2008 году завершено создание опорной газотранспортной сети Хабаровского края: в эксплуатацию ввели 300 км газопровода.
Восстановительные работы
Специалисты участвовали в восстановлении объектов жизнеобеспечения в Чеченской Республике, в Южной Осетии.
При ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций спецстроевцы возводили здания федеральных органов исполнительной власти в разрушенном городе Невельске на Сахалине. Восстанавливали жилые дома, пострадавшие в 2011 году от взрывов боеприпасов на 102-м арсенале в Пугачево под Ижевском.
В 2013 году сотрудники Спецстроя России приняли участие в восстановительных работах по защите Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре от наводнений. Укрепили береговую полосу и отсыпали дамбы протяженностью более 9 км, было завезено и уложено более 98500 куб. м.
В рамках Федеральной целевой программы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009-2014 годы» в Петропавловске-Камчатском были проведены работы по реконструкции и сейсмоусилению 35 жилых домов и 9 объектов социальной сферы, введен в эксплуатацию микрорайон из 17 жилых домов.
Источник: Строительная газета
Комментарии