Москва почти вернулась «доковидным» показателям строительства — Андрей Бочкарёв
С момента объявления пандемии коронавируса прошло уже больше года. О том, как пережила этот период строительная отрасль Москвы, как на нее повлияла пандемия и каковы перспективы развития, рассказал в интервью «Интерфаксу» заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
— Андрей Юрьевич, насколько серьезно сказались прошлогодние «пандемийные» ограничения на строительной отрасли? Как пережили это непростое время?
— Действительно, пандемия стала серьезным вызовом для всех нас, и внесла серьезные коррективы, в том числе и в сферу строительной отрасли. Например, для того чтобы уберечь людей от массового заражения весной прошлого года, нам пришлось в то время приостановить работу части строек. Вследствие этого произошел отток рабочей силы, а инвесторы и город пересмотрели свои финансовые планы по срокам реализации ряда проектов.
В то же время решение во время общего локдауна не останавливать значимые, ключевые стройки Москвы позволило справиться с задачами по вводу медицинских объектов и объектов транспортной инфраструктуры.
— Федеральные власти предоставили строителям определенные меры поддержки. А что же столичные?
— На уровне правительства Москвы тоже были приняты специальные меры поддержки девелоперов: продлены сроки действия различных разрешительных документов, снижены ставки по кредитам, открыта возможность получать займы от СРО. Свою положительную роль сыграла цифровизация, благодаря которой застройщики в режиме онлайн получали необходимую документацию, что позволило сохранить высокие темпы ввода объектов.
В итоге мы даже нарастили объемы: по итогам прошлого года было введено почти 11 млн кв. м недвижимости, включая почти 5 млн «квадратов» жилья. Кстати, отмечу, что по жилью мы фактически вплотную приблизились к историческому рекорду 1965 года – года начала ударной «хрущевской» стройки, когда также было введено 5 млн кв. м.
Кстати, федеральные меры поддержки также прекрасно сработали в Москве. Например, льготная ипотека. За прошлый год в столице было выдано более 49 тыс. ипотечных жилищных кредитов в новостройках, что составляет 10% от общего объема по России.
— Самые жесткие ограничения вроде бы кончились? Что происходит в стройкомплексе сегодня?
— Сегодня мы практически вернулись к «доковидным» показателям. Например, за первый квартал этого года сдано 2,5 млн кв.м недвижимости, из них более миллиона «квадратов» — жилье, то есть четверть от намеченного плана. Параллельно в городе введены девять социальных объектов различного назначения.
Что касается перспектив на будущее, Москва по итогам января-февраля стала лидером среди российских городов по выдаче разрешений на строительство жилья. За это время была оформлена документация на 722,4 тыс. кв.м. Словом, ситуация в отрасли рабочая, и нет сомнений в том, что годовых плановых показателей — 8,5 млн кв. м недвижимости, включая 4 млн кв. м жилья, мы достигнем.
— Не придется ли корректировать АИП?
— Как любая программа, она подвержена корректировкам. По итогам «коронавирусного» 2020 года мы отложили в реализации по времени ряд проектов, но при этом были ускорены работы по строительству Большой кольцевой линии метро, двух хордовых магистралей, а также объектов медицины. Ни от одного инфраструктурного проекта, серьезно влияющего на жизнь города и горожан, мы не отказались.
— Тем не менее, по отдельным объектам все-таки пришлось переносить сроки строительства. Что послужило причиной?
— Да, по разным обстоятельствам пришлось перенести сроки ввода порядка десяти объектов. Например, весной прошлого года потребовалось время на мобилизацию рабочих ресурсов после почти месячного простоя, и работы, запланированные на октябрь-ноябрь, были выполнены лишь в декабре.
— Кстати, о дефиците строителей: не секрет, что Москве из-за пандемии коронавируса теперь их не хватает. Сколько именно, и каких специальностей?
— Действительно, Москва столкнулась с дефицитом кадров из-за оттока в прошлом году рабочих из стран СНГ и ближнего зарубежья. Сегодня на строительстве объектов по госзаказу занято порядка 55 тыс. человек; но по нашим расчетам, для реализации проектов, включенных в АИП, необходимо еще не менее 20 тыс. рабочих и инженерно-технического персонала. Более того, я скажу, что потребности программы реновации еще шире. А так как мы планируем выйти на показатель ввода в 1 млн кв.м жилья, то, чтобы выполнить эту задачу, нам нужно мобилизовать еще несколько тысяч специалистов.
Могу сказать, что на столичных стройках наметилась тенденция по заполнению вакансий и, соответственно, увеличению количества специалистов. Места занимают жители Москвы и Подмосковья.
— Андрей Юрьевич, а как девелоперский рынок переживает этот период? Изменились ли предпочтения частного бизнеса, например, по функциональному назначению планируемых к строительству объектов?
— Дефицита интереса к каким-либо объектам в зависимости от их функционального назначения не наблюдается, но наибольший интерес жилье. В прошлом году было одобрено строительство 13,61 млн кв. м жилья. Да, этот показатель существенно ниже, чем в 2019 году (55 млн кв. м), но пандемия здесь ни при чем — в позапрошлом году, так же как и в 2018, рост объемов одобренного жилья был напрямую связан с реализацией программы реновации.
Что касается нежилых объектов, то их число в портфеле девелоперов растет. В 2019 году на ГЗК были одобрены разрешения на строительство 3,09 млн кв.м промышленных объектов, а в 2020 году уже 6,4 млн кв.м. Это объясняется тем, что принятое в 2019 году постановление правительства Москвы дает инвесторам возможность снизить плату за вид разрешенного использования земельного участка, планируемого к застройке жилыми объектами.
— Многие застройщики высказывают пожелания о переносе сроков строительства социальных и объектов инфраструктуры при возведении жилых комплексов. Это возможно?
— При наличии объективных причин, конечно, прислушиваемся к просьбам застройщиков, но если девелопер построил жилые дома, ему необходимо обеспечить жильцов школами, садами, объектами здравоохранения. Этот вопрос также рассматривается в рамках деятельности межведомственной комиссии в Москомстройинвесте.
— Как сложившаяся ситуация сказывается на работе с обманутыми дольщиками?
— Интересно, что 2020-й год для участников долевого строительства оказался даже более результативным, чем 2019-й. Достигнут рекорд по вводу жилых корпусов в долгостроях: введено 386 тыс. кв.м, что в 2,5 раза выше показателей 2019 года (153 тыс. кв.м). Разрешения на ввод получили 34 корпуса в восьми объектах «Дорожной карты». Всего квартирами в них обеспечены 2 892 пострадавших дольщика.
В этом году на проблемные объекты, которые достраивает Московский фонд защиты прав обманутых дольщиков и АО «Мосотделстрой №1», из бюджета выделено более 24,8 млрд рублей. Кроме того, Адресной инвестиционной программой Москвы предусмотрено финансирование на 2021 год КП «Управление гражданского строительства» в размере 3 млрд рублей на строительство компенсационных жилых домов для обманутых дольщиков.
Например, мы надеемся, что к концу весны права всех дольщиков ЖК «Марьино Град» в новой Москве будут восстановлены, и объект будет исключен из «Дорожной карты». Кроме этого, введен в эксплуатацию последний на территории города Москвы долгострой АО «СУ-155».
Согласно «дорожной карте», включающей в себя 32 объекта, в планах на этот год завершение строительства еще 54 жилых корпусов в проблемных объектах.
— Сохраняется ли, на ваш взгляд, угроза появления новых обманутых дольщиков?
— В Москве на сегодня 56% проектов реализуются с использованием эскроу-счетов, что исключает угрозу появления новых обманутых дольщиков. При этом из 37% проектов, реализуемых по «старой» схеме, проблемных нет. Остальные 7% — проекты, достраиваемые в основном в рамках «Дорожной карты».
— Москва всегда была привлекательна для иностранных инвесторов. Сохраняется ли их интерес к московским проектам?
— Интерес сохраняется, несмотря на кризис, вызванный пандемией. Кстати, по итогам прошлого «пандемийного» года мы впервые с 2014 года снова вошли в топ самых привлекательных для инвесторов городов. Причем, если в 2014-м Москва занимала 25-ю строчку рейтинга, то по итогам 2020-го поднялась на три позиции, выйдя на 22-е место и опередив Сан-Франциско, Монреаль и Вильнюс.
На сегодняшний день в Москве продолжают свою работу такие крупные компании, как Энка и Ант Япи. Есть ряд проектов с европейскими инвесторами. Помимо этого, московский рынок недвижимости по-прежнему представляет интерес для компаний из Китая.
— Медики говорят о возможности еще одного всплеска заболеваемости. Готовы ли московские строители к такому развитию событий?
— Нет никаких оснований считать, что ситуация весны прошлого года может повториться, обстановка кардинально отличается от прошлогодней. В то же время мы не снижаем контроль за эпидемиологической ситуацией на строительных площадках. Думаю, это исключает введение каких-то либо дополнительных ограничений, способных повлиять на работу нашей отрасли.
Комментарии