Комментировать

Кадры для российской стройки: студенты, «зеки» и узбеки

14 декабря в Торгово-промышленной палате России прошло совместное заседание Комитета по предпринимательству в сфере строительства ТПП РФ и двух комиссий Общественного совета Минстроя России – по кадрам для строительной отрасли и по индустрии стройматериалов. Тема обсуждалась крайне острая: что делать и где взять дефицитные строительные кадры.

На самом деле, ажиотажный поиск строителей идет уже второй год – с тех пор, как коронавирус закрыл границы, и столь выгодные российским работодателям мигранты в большинстве своем остались в своих странах. Дефицит кадров на стройках, по разным оценкам, достигает от 1 до 2 млн человек. За эти годы рецепты предлагались самые разные: от чартерных поездов и пароходов из Узбекистана и Таджикистана до массового привлечения заключенных на стройки народного хозяйства. Ну, и с выпускниками вузов и колледжей нужно что-то делать – они, неблагодарные, образование получили, а на стройки не идут! Да и россияне более зрелого возраста не торопятся менять работу охранника на бензозаправке на почетную каску строителя.

Вот и заседание Комитета и двух комиссий, по сути, было посвящено ответу на один вопрос: как загнать народ на стройки? Однако обсуждение в итоге выявило такие проблемы, о которых вслух до сих пор не говорили.

Заседание открыл председатель Комитета ТПП РФ и Комиссии по кадрам ОС Минстроя России Ефим Басин. По его словам, в стране нужно строить жилье и дороги, осваивать Дальний Восток и Арктику, развивать промышленность – а кадровых строителей – и рабочих, и инженеров —  для этого не хватает. Причем кадры нужны не абы какие, а подготовленные, наученные, умеющие строить современно и качественно, в том числе с использованием технологий информационного моделирования.

Кстати, цифровые технологии на основе отечественного софта показали себя на этом заседании во всей красе – «благодаря» использованию для конференц-связи российской платформы вместо вражеского зума к заседанию не смогли подключиться два ключевых докладчика. Поэтому вопрос о массовом  использовании заключенных на российских стройках на сей раз оказался вне повестки дня. Но то, что 180-200 тысяч сидельцев можно отправить в Арктику, на Дальний Восток и БАМ  — говорилось ранее неоднократно, и мечта об этом жива.

Узбекистан вам на стройки!

Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) решило прийти на помощь своим членам – строительным компаниям, и попытаться организовать обучение необходимых зарубежных кадров, что называется «на дому», еще в Узбекистане. Об этом рассказала замдиректора департамента национального реестра специалистов и развития профессиональных квалификаций НОСТРОЙ Елена Халилова.

Где-то по осени НОСТРОЙ и Минтруда Узбекистана подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого договорились готовить узбекские строительные кадры для российских строек дома, но по профессиональным  стандартам России. Те выпускники колледжей и моноцентров, которые намерены ехать работать в Россию, по окончании обучения должны будут пройти оценку квалификации с использованием оценочных средств, разработанных НОСТРОем на русском и узбекском языках. Экзамены можно будет провести по 31 самой востребованной на российском рынке квалификации. По итогам успешного прохождения оценки квалификации выпускники смогут получить сертификат с идентификационным номером и QR-кодом, чтобы работодатель мог проверить его подлинность в специальном реестре иностранной рабочей силы, который будет вести НОСТРОЙ.

Вполне возможно, что в результате такого подхода на российские стройки приедут не разнорабочие,  а более-менее квалифицированные монтажники, бетонщики и каменщики. Правда, за кадром осталось два вопроса: «за чей счет этот банкет» (т.е. разработка ОС, обучение, экзамены и т.д.)? Если за счет НОСТРОЙ – на каком основании деньги российских строителей тратятся на иностранную рабочую силу? И как быть с квотами Минтруда и требованиями Федеральной миграционной службы, которые пока не впускают в Россию не то что поезда – автобусы с иностранными строителями.

И последнее соображение: как гарантировать, что выученные за российский счет узбекские строители на этих стройках и останутся? Печальный опыт компании «ПИК» показал, что через несколько месяцев от сотен ввезенных ими иностранных строителей на стройках осталось не больше половины. Должен ли это быть целевой вахтовый завоз? И как задержать мигрантов на стройках? Не выпускать за забор? Отбирать паспорта? В отличие от других стран, в России нет ограничений ни на место пребывания, ни на место работы. Но об этом на заседании Комиссии разговора не шло.

ТИМам научат на площадках Консорциума

Проректор МГСУ Вера Галишникова развернула тему от мигрантов к современным специалистам и представила программы дополнительного образования в области ТИМ – сегодня это особенно актуально в преддверии перехода отрасли на технологии информационного моделирования.  Отметим, что в рамках созданного отраслевого Консорциума «Строительство и архитектура», куда вошли 7 архитектурно-строительных университетов, важнейшие объединения работодателей, научные институты РАН, РААСН и т.д., организуется единый курс дополнительного образования по технологиям информационного  моделирования в строительстве. Здесь же сформирован методический совет, который уже сформировал реестр учебных программ вузов Консорциума и смежных структур в области информационного моделирования – их оказалось 77. В итоге разработаны общие требования к программам по данной тематике, и эксперты будут на основании этих требований оценивать все программы обучения ТИМ, появляющиеся на рынке.

Объем и уровень программ, разработанных самим МГСУ, самый разный – от ознакомительного до углубленного, отличается и цена за получение новых знаний. И только два курса можно прослушать и получить аттестат бесплатно. Один из них – это совместная программа с ДОМ.РФ для руководителей высшего уровня.

Принципы, на которых строятся программы обучения МГСУ и всего Консорциума – это единство федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов, а для этого очень важна связь с НОСТРОем и НОПРИЗом, на базе которых действуют Советы по профквалификациям. Второе – это модульность, когда студент может набирать модули из разных программ.

С 2018 по 2020 год в МГСУ сформировано 8 программ в области ТИМ, в их рамках прошли подготовку 765 человек, эти программы сегодня стали базисом для дальнейшего развития обучения.  МГСУ старается разработать учебные программы для всего жизненного цикла объекта – от проектирования до эксплуатации, и в 2022 году количество слушателей существенно увеличится. В качестве новинок можно упомянуть программы по управлению инженерными данными и по цифровой трансформации компаний. В общем, возможности получить дополнительные новые знания у проектировщиков и строителей есть, и очень неплохие.

Основа отрасли закладывается в колледже

Ключевое звено строительной отрасли – это все-таки высокопрофессиональные рабочие, а их готовят, по большей части, колледжи в регионах. Есть очень хорошо оснащенные, такие как №26 в Москве или №72 в Королеве, где и учебные классы, и лаборатории, и мастерские наполнены современным оборудованием. Но гораздо больше таких, где не хватает денег даже на покупку раствора и кирпичей, чтобы научить студентов делать правильную кладку – об этом автору статьи говорили преподаватели довольно многих колледжей. Дело в том, что все среднее профессиональное образование находится в ведении региональных властей, а бюджеты почти 80% регионов  — дотационные. Так что на содержание и крайне низкие зарплаты в колледжах денег хватает, а вот на кирпичи – уже нет.

Пять лет назад в таком положении был и Новгородский строительный колледж – запущенные корпуса, минимальная учебная база и вечный недобор студентов. Еще три года назад в колледж брали всех, кто придет, — а сейчас в нем конкурс 16 человек на место. Новый губернатор Новгородской области Андрей Никитин и новое руководство колледжа смогли привести сюда существенные бюджетные средства, открыть новые специальности, поменять сам подход к обучению студентов, ввести цифровые профессии – и результат налицо. Большинство выпускников работают либо в Новгородской области, где на них есть постоянный спрос от крупных компаний, либо едут в Санкт-Петербург.

И, кстати, колледж готов расширяться и обучать еще больше студентов, есть даже участок для строительства нового корпуса – но нет денег на эту стройку, а в рамках нацпроектов не предусмотрено бюджетных средств на строительство новых колледжей. Школы, детсады – сколько угодно, а колледжи выпали полностью. К этому вопросу нужно возвращаться и всеми силами включать средние учебные заведения в нацпроекты.

ВУЗы и СУЗы научат – а стройки возьмут?

И все же разговор на заседании Комиссии опять свелся к тому, почему на стройках так мало обученной современной молодежи? Была попытка виноватыми назначить вузы и колледжи, которые выпускают студентов «в никуда», не обеспечивают их реальной производственной практикой, плохо взаимодействуют с работодателями. Однако заместитель исполнительного директора Национального кровельного союза Анна Молчанова резко повернула привычный разговор в другую сторону: студенты строительным компаниям ни на практику, ни на работу не нужны! Более того, был печальный опыт направления группы студентов на производственную практику к одному из крупнейших московских девелоперов. Развращенные хамски-уничижительным отношением к рабочим-мигрантам, представители этой компании и со студентами стали общаться в том же тоне и вместо реальной практики отправили на место разнорабочих. В итоге ни один студент после выпуска в эту компанию работать не пошел. И, скорее всего, такое отношение к будущим строителям вряд ли можно назвать единичным.

Да, чуть ли не с третьего курса  компании разбирают студентов с кафедр информационного моделирования и других современных профессий, потому что их просто очень мало. Но молодые специалисты традиционных строительных профессий, которых нужно в компании не просто принять, а еще и обучить реальной работе, работодателю не нужны – у них план, госзаказ, нацпроекты, и не до возни с молодежью. Компаниям нужны профи, желательно с опытом, членством в НРС и прочими «опциями». Это подтвердил единственный представитель бизнеса – Антон Скирда.

Поэтому выпускники строительных вузов и колледжей в каждом втором случае отказываются не на стройке. А если и приходят на стройплощадку, то, как рассказала Анна Молчанова, очень часто сталкиваются с тем, что работать нужно не как научили, а «как надо» — потому что, опять же, план, сроки и т.д. И студенты, получившие знания и навыки по стандартам «Ворлд Скиллс», должны работать на стройке, применяющей знания и инструменты середины прошлого века.

Кому студента крепостного?

И, конечно, посетовав на текучку кадров и повспоминав о своей советской молодости, уважаемые члены Комиссии не могли не заявить о необходимости распределения студентов по строительным компаниям, как это было «раньше». А особенно тех, кто учится на бюджетных местах и обязан, по мнению ветеранов строительной отрасли, эти затраты окупить, отправившись туда, куда пошлет его то ли вуз, то ли министерство.

Оставим тот факт, что в СССР не только вузы, но и компании были государственными – люди просто перекладывались из одного кармана в другой. Ну а сейчас – это что, будут челобитные  от частных строительных компаний с просьбой «приписать людишек сотни две», затыкая ими дальние стройки? Имея возможность получить по разнарядке молодых специалистов, которым некуда деться, будут ли компании заботиться об их зарплате? Куда они поселят выпускников? В бытовки? Это раньше были общежития и служебные квартиры – сейчас такого не найти. Ответственность работодателя перед работниками сегодня, по большей части, минимальна: одежда, инструмент, каска, бытовка. Производительность труда на стройке – самая низкая из всех отраслей. Уровень зарплат – ниже, чем в целом по стране. Новые технологии и оборудование – эксклюзив. Поэтому молодое поколение, получив образование и пересидев армию, ищет себя в других компаниях и отраслях.

Однако, вместо того, чтобы задать вопрос работодателям: почему выпускники учебных заведений идут куда угодно, но не на стройку или в ЖКХ, «строительная общественность» в очередной раз мечтает  распоряжаться судьбами молодых людей по своему усмотрению.  Если и есть способ навсегда отвратить молодежь от стройки – то он именно такой.

Источник: Агентство новостей "Строительный бизнес"

Комментировать

Комментарии

Комментировать