Комментировать

Что определяет будущее высшего образования?

7 июня в Москве состоялся XI ежегодный форум ведущих вузов «Будущее высшей школы», организованный рейтинговым агентством RAEX и приуроченный к публикации очередного ежегодного Рейтинга лучших вузов России RAEX-100.

Новые вызовы, новые решения. Форум собрался на фоне очередного витка трансформации российских вузов: подписан указ Президента России, «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», закрепляющий выход России из Болонского процесса, при этом на фоне геополитических вызовов затруднилось международное сотрудничество российских вузов. Исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» рейтингового агентства RAEX Алексей Ходырев отметил, что по данным RAEX, совокупное количество публикаций ученых российских вузов в мировой научной прессе за последний год снизилось. Число обучающихся в России иностранных студентов выросло – но за счет региональных вузов, в то время как в ведущих столичных университетах оно упало. Ректор МГТУ им. Баумана Михаил Гордин отметил, что затруднение процесса публикации в иностранных научных изданиях является очень важным вызовом, поскольку нет другого способа оценить качество научных исследований иначе, как с помощью количества и цитируемости статей в ведущих мировых журналах.

Мы заменили фундаментальное высшее образование «компетенциями»

Оживленные дискуссии вызвал переход России к национальной системе уровней высшего образования. Ректор НИТУ МИСИС Алевтина Черникова призвала сохранить все лучшее из старой системы. Михаил Гордин отметил, что само по себе изменение названий учебных программ большой роли не играет, для работодателя важнее название университета, который закончил соискатель, а то, что четырех лет для получения сложных специальностей мало, было известно и раньше. Немного иное мнение высказал ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. Он считает, что фундаментальность не определяется сроком обучения. Ну а президент МФТИ Николай Кудрявцев предложил компромиссное решение: к 4 курсу студенты уже должны участвовать в научных исследованиях и проводить значительную часть учебного времени на рабочем месте в научных организациях – партнёрах вуза. Вице-президент РАН Степан Калмыков особо подчеркнул, что дипломы бакалавров и магистров должны быть сохранены для иностранных студентов.

Инженерное образование и гуманитарные науки. Ещё одним поводом для дискуссии стало изменение перечня специальностей, а также признаваемая многими руководителями вузов назревшая необходимость давать студентам компетенции, относящиеся к разным специальностям. Осознание этой необходимости уже воплотилось в практике выдачи некоторыми вузами парных дипломов – например, экономиста и юриста (как в Финансовом университете) или специалиста по государственному и муниципальному управлению и бизнес-информатике (как в РАНХиГС). Много говорилось о том, что современный инженер должен получать гуманитарные навыки из области экономики и дизайна, и что многие специальности сегодня требуют изучения информационных технологий.

О критике системы высшего образования

Выступая по этой проблеме, ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко отметил, что, хотя междисциплинарность – это очевидный современный тренд, недопустима ситуация, когда факт междисциплинарности исследования недобросовестно используется как якобы гарантия его уровня.

Также Владимир Шевченко согласился с другими выступающими, что необходима имплементация гуманитарных знаний в инженерное образование.

«Не секрет, что у нас подготовка инженеров наследует великой советской инженерной традиции, когда инженер считает, что вопросы ресурсных и временных ограничений менее значимы, чем вопросы, скажем, массогабаритных ограничений. В том числе и поэтому у нас есть, положа руку на сердце, некоторые сложности с воспитанием Генри Фордов или Илонов Масков. Инженер дня сегодняшнего и, тем более, завтрашнего должен рассматривать внешние экономические, потребительские, гуманитарные ограничения как свою, а не чью-то еще проблему. Это имеет прямое отношение к востребованности того, что он делает, к промышленным эстетике и дизайну, к тому, в чем мы традиционно были не слишком сильны. Здесь очевидно есть над чем поработать», – сказал ректор НИЯУ МИФИ. По его мнению, новое поколение технологических предпринимателей должно понимать, что эти вопросы – не просто еще одна гуманитарная дисциплина, а существенный внутренний параметр их инженерной деятельности, который сделает ее по-настоящему востребованной.

Национальные научные школы и мировая наука. Обсудили на форуме и такие непростые и глубокие темы как процесс интеграции вузов с субъектами региональной экономики, взаимодействие российских университетов с работодателями, пути к достижению технологического лидерства России.

Директор Центра мониторинга и рейтинговых исследований НИЯУ МИФИ, профессор Сергей Киреев рассказал об итогах Всероссийского инженерного конкурса, оператором которого выступает университет, и предложил при составлении рейтингов оценивать и такой критерий как дипломные работы выпускников вузов – важный показатель качества образования.

«Во Всероссийском инженерном конкурсе в этом году участвовало более 7 000 выпускников из 223 технических вузов. Сто лучших вышли в финал. Это золотой фонд отечественной инженерии. Эксперты государственных экзаменационных комиссий, оценивавшие работы, признали, что среди них есть выдающиеся. Многих участников ВИК уже пригласили на работу крупные компании, являющиеся лидерами в своих областях. Возможно, RAEX при составлении рейтингов вузов стоит учитывать и этот показатель», – внес предложение Сергей Киреев.

И добавил, что рейтинги – очень полезная история, которая помогает вузам развиваться и двигаться вперед, перенимать друг у друга лучшие практики и более эффективно сотрудничать.

Сергея Киреева поддержал ректор Российского нового университета Владимир Зернов.

«Соглашусь с Сергеем Киреевым: нам надо решать проблемы глобальные, мирового уровня. Мы не умеем догонять, мы умеем только перегонять, поэтому нашей целью должно быть мировое лидерство. Задача вузов – обеспечить генерацию новых знаний и высокий уровень образования», – считает Зернов.

Представители российских вузов также рассказали о развитии своих университетов и поделились лучшими практиками. Так, по словам и.о. ректора Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова Юрия Альтудова, при КБГУ создана современная медицинская клиника, где акцент сделан на развитие инновационной горной и реабилитационной медицины. Начальник Управления стратегического планирования и программ развития СПбГУ Петра Великого Марина Врублевская отметила, что в Политехе апробируются новые технологические решения для городской инфраструктуры, например, разработанные студентами инновационные ливневые стоки, а победители школьных олимпиад привлекаются в университет для работы над реальными проектами. Проректор по научной работе Финансового университета при Правительстве РФ Светлана Солянникова обратила внимание на необходимость выстраивания устойчивой коллаборации «государство – университет – корпорация» и назвала современные университеты «центрами, где формируется будущее экономики страны».

Константин Григорьевич Фрумкин, начальник отдела по работе со СМИ Национального исследовательского ядерного университета МИФИ.

Источник: Русская народная линия

#образование #Форум
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

18
#образование

1 сентября откроется образовательно-производственный кластер строительной отрасли Смоленской области

В День знаний в Смоленском строительном колледже состоится торжественная церемония открытия образовательно-производственного кластера строительной отрасли Смоленской области
12
#выставка

100+ TechnoBuild 2023: от новых видов бетона до электромобилей и ванны с осьминогом

С 3 по 6 октября в Екатеринбург-Экспо состоится Международный строительный форум и выставка 100+ TechnoBuild. В этом году экспозиция сделала качественный скачок: с 322 компаний до 505