Комментировать

Изменение существенных условий госконтракта в случае значительного роста цен на строительные ресурсы

К вопросу о существенных условиях госконтракта

Согласно п. 2 ст. 767 ГК РФ изменения условий государственного муниципального. контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 данной статьи (изменение сроков и других условий подрядных работ в связи с уменьшением средств соответствующего бюджета), в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных соответствующим законом.

В соответствии со ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44) изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, которые перечислены в данной статье. При этом, существенные условия контракта перечислены в ряде статей Закона № 44 и зависят, в том числе, от предмета контракта. Также относительно существенных условий госконтрактов можно обратиться к общим положениям ГК РФ (с. 432 ГК РФ). То есть существенными будут условия о предмете контракта и условия, которые определены в законе как обязательные для того или иного вида договора.

Существенными для госконтрактов на подрядные работы являются:

условия об объеме (единице его измерения) и  стоимости подлежащей выполнению работы (п. 1 ст. 766 ГК РФ; п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона № 44);

начальные и конечные сроки работ (п. 1 ст. 766 ГК РФ);

условия о размере и порядке финансирования и оплаты работ (п. 1 ст. 766 ГК РФ);

способы обеспечения исполнения обязательств сторон (п. 1 ст. 766 ГК РФ);

требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам работ (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44),

но при госконтрактах на строительный подряд в описание объекта закупки и так включается проектная документация (п. 8 ст. 33 Закона № 44);

место выполнения работы (п. 7 ст. 42 Закона № 44).

Отдельно следует отметить условия для контрактов жизненного цикла (ч. 16 ст. 34 Закона № 44). В контракте должна быть указана стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта, включающая:

стоимость товара или работы (в том числе, при необходимости стоимость работ по подготовке проектной документации, стоимость работ по созданию товара);

стоимость последующих обслуживания, при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.

Порядок изменения условия о цене госконтракта

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44, по общему правилу, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

В случае, если объем подлежащих выполнению работ невозможно определить, заказчик определяет начальную цену единицы работы, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает цену единицы работы.

В настоящее время, в соответствии со ст. 95 Закона № 44, изменение цены контракта, как и иных его условий, возможно в строго определенных случаях. Из прямо относящихся к строительным контрактам в их числе:

При изменении объема/вида работ контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу ОКС; проведению работ по сохранению объектов культурного наследия народов РФ; контракта жизненного цикла (ч. 16 ст. 34 Закона № 44); контракта, предусмотренного. ч. 16.1 ст. 34 Закона № 441.

Здесь допускается изменение цены контракта не более чем на 10% (п. 1.3. ст. 95 Закона № 44).

Если возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе, необходимость внесения изменений в проектную документацию (п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44).

Для изменения условий при таких обстоятельствах необходимо соблюдения ряда критериев к самому контракту: обстоятельства возникли при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта жизненного цикла2 (при условии, что такой контракт предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт ОКС) и контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию ОКС3; контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу ОКС, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и цена которых составляет или превышает предельный размер  цены, установленный Правительством РФ.

Такое изменение осуществляется при наличии письменного обоснования  на основании решения Правительства/высшего ОИВ субъекта/местной администрации при осуществлении закупки и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.

В указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

Кроме того, согласно ч. 70 ст. 112 Закона № 44 в случаях и порядке, которые установлены Правительством, в 2021 и 2022 годах положения данного пункта также применяются к контрактам, которые заключены на срок менее 1 года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.

Изменение существенных условий возможно и в иных случаях, которые напрямую не связаны с изменением стоимости на строительные ресурсы, например:

при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работы, качества выполняемой работы и иных условий контракта (вероятно, скидки поставщиков);

при изменении объема работ в пределах 10%, стоимость изменится пропорционально стоимости работ.

Однако, положения этой нормы не применяются в отношении контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капитального строительства или работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (п. 1.2 ст. 95 Закона № 44):

в связи с изменением в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги (п. 5 ч. 1 ст. 95);

на основании решения Правительства РФ/  органа исполнительной власти субъекта/ ОМСУ, если заключен долгосрочный контракт (более 3-х лет), цена контракта составляет/ превышает размер цены, установленного Правительством РФ, но исполнение контракта невозможно по независящим от сторон контракта обстоятельствам (п. 2,3,4 ч. 1 ст. 95);

в случае заключения контракта с единственным поставщиком.

Возможный алгоритм действий подрядчика для изменения цены госконтракта

Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее -Постановление № 1315) в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы установлены положения, допускающие изменение цены госконтракта при соблюдении  следующих условий:

заключен на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу ОКС; проведению работ по сохранению объектов культурного наследия;

заключен до 1 июля 2021 г. и обязательства, по которым на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены;

заключен с заказчиком из перечня, приведенного в приложении к данному постановлению.

В п. 1  Постановления № 1315 установлено, что допускается изменение существенных условий, в том числе цены контракта в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95 (см. выше – если возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства для контрактов на строительство более 1 года) и ч. 70 ст. 112 (контракты на строительство менее 1 года) Закона № 44 при совокупности следующих условий:

изменение осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%;

если не изменяются предусмотренные проектной документацией физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения;

контракт заключен до 1 января 2022 г. и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.

Иные детали:

размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном Приказом Минстроя России от 21 июля 2021 г. № 500/пр «О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 года № 841/пр»;

изменение цены контракта, размер которой равен или превышает 100 млн. руб. осуществляется по результатам повторной государственной экспертизы проектной документации.

Изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и подрядчиком (исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения подрядчика об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта.

Соответственно, подрядчик должен представить предложение об изменении условий контракта с обоснованием.

В соответствии с Приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 года № 841/пр «Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» обоснованием существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, оказывающего влияние на изменение цены контракта, является расчет, который подрядчик направляет заказчику.

Порядок расчета изменения цены контракта в связи с существенным ростом стоимости строительных ресурсов установлен пунктами 14, 14.1 -14.3 Приказа № 841/пр.

(Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства).

Кроме того, отдельные особенности расчетов разъяснены в Письме Минстроя России от 08.10.2021 N 43528-СМ/09 «По вопросу определения размера изменения (увеличения) цены контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы».

Также по данному вопросу выпущено несколько писем Минстроя России от 04.10.2021 № 42594-СМ/09; 01.09.2021 № 37259-ИФ/09; 18.10.2021 № 45120-СМ/09.

СПС Консультант Плюс, руководствуясь методикой Приказа № 841/пр подготовил некоторые разъяснения относительно алгоритмов расчета в зависимости от цены контракта.

Первый алгоритм (для контрактов со стоимостью до 30 млн руб.) предусматривает выполнение расчетов на основании величины возрастания стоимости ценообразующих стройматериалов и (или) оборудования (далее — стройматериалы), закупка которых еще не была произведена подрядчиком до даты проведения расчета, но осуществление которой необходимо для выполнения предусмотренных контрактом работ. Этот алгоритм позволяет определить разницу между стоимостью стройматериалов, учтенных при формировании НМЦК, и их стоимостью на дату выполнения расчетов. Алгоритм применяется для контрактов, где используется небольшое количество строительных ресурсов.

Второй алгоритм (для контрактов от 30 до 100 млн руб.) предусматривает выполнение расчетов с использованием коэффициента корректировки цены контракта, рассчитанного на основании стоимости строительства, определенной с использованием ежеквартальных укрупненных индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минстроем. Такой алгоритм позволяет определить величину изменения цены контракта без пересчета всех строительных ресурсов, используемых при выполнении работ, значительно сокращает сроки выполнения расчета.

Третий алгоритм (для контрактов от 100 млн руб. и выше) аналогичен второму алгоритму, но предусматривает дополнительную проверку правильности определения достоверности сметной стоимости органами государственной экспертизы.

Интернет-ресурсы

На сайте Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) создан отдельный портал, на котором размещается информация о порядке изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов.

О судебных перспективах

При изменении стоимости строительных ресурсов подрядчики вынуждены защищать свои права в судебном порядке.

Зачастую, подрядчики обращались в суд с требованиями:

о взыскании задолженности за уже выполненные дополнительные работы;

о взыскании неосновательного обогащения в виде дополнительных затрат, понесенных для исполнения контракта,

о внесении изменений в условия контракта/ о расторжении контракта (450-451 ГК РФ, 744 ГК РФ, положения Закона № 44).

В таких спорах суды чаще отказывали в удовлетворении требований, ссылаясь на отсутствие достаточных доказательств невозможности выполнения работ без увеличения их стоимости и отсутствие доказательств наличия оснований для внесения изменения в контракт согласно ст. 95 Закона № 44 (напр. Определение СКЭС ВС РФ от 11.03.2020 № 303-ЭС19-21127 по делу № А73-16916/2018; Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.11.2018 № Ф06-39749/2018 по делу № А12-10836/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 18.02.2019 № 306-ЭС19-1295 отказано в передаче дела № А12-10836/2018 в СКЭС ВС РФ для пересмотра); Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.04.2017 № Ф03-1413/2017 по делу № А51-19845/2015).

Кроме того, в настоящее время формируется судебная практика, которая содержит прямые ссылки судов при рассмотрении подобного рода споров на необходимость соблюдения установленной процедуры обоснования изменения стоимости строительных ресурсов. Суды отказывают в удовлетворении требований подрядчика, если процедура обоснования повышения цены не была соблюдена (напр. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.01.2022 № Ф09-8576/21 по делу № А60-5717/2021; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 № 17АП-571/2022-ГК по делу № А50-18165/2021).

Примечания:

1. Ч. 16.1.ст. 34 Закона № 44 Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации

2. Подробнее о контракте жизненного цикла см. ,ч. 16 ст. 34 Закона № 44.

3. Подробнее см. ч. 16.1 Закона № 44.

#госконтракт #стройресурсы
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

74
#индексы

В Москве утвердили новые сметные нормы и единичные расценки, сметные цены строительных ресурсов и индексы пересчета сметной стоимости

Комитет города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов (Москомэкспертиза) приказом №МКЭ-ОД/23-117 от 07.11.2023 утвердил сметные нормы и единичные расценки, сметные цены строительных ресурсов и коэффициенты (индексов) пересчета сметной стоимости
18
#цифровая платформа

Владимир Кошелев: Строителям нужна единая платформа спроса и предложения

Чтобы обеспечить российские стройки необходимыми строительными ресурсами, Минстрою следует создать для стройотрасли единую цифровую платформу спроса и предложения, где будет собрана информация о стройматериалах, технике и строительных кадрах