Перспективы реформирования ценообразования в парадигме жизненного цикла
Вронец А.П.,
Вице-президент НОПРИЗ, Председатель комитета по техническому регулированию и ценообразованию и экспертизе НОПРИЗ, Генеральный директор межрегионального отраслевого объединения работодателей «Союз проектировщиков инфокоммуникационных объектов «ПроектСвязьТелеком», к.э.н,, академик Международной академии связи
«Не экономь на спичках!»
(народная мудрость)
В предлагаемой статье рассматриваются практически важные вопросы о необходимости разработки предпроектной документации с ее технико-экономическим обоснованием, а также каким образом и кто определяет цену проектно-изыскательских работ в нынешних условиях?
В действующем законодательстве (п.5, ст.2 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ) жизненный цикл здания или сооружения определяется, как период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.
Основываясь на своем опыте проектировщика, позволю напомнить, что в настоящее время практически забыты и не ведутся (за редким исключением) работы, которые ранее обязательно предшествовали этапу инженерных изысканий и проектирования – разработка предпроектной документации или ТЭО – технико-экономическое обоснование.
А между тем, именно на этой стадии закладывался «фундамент» будущего объекта:
его функциональные характеристики, инженерно-технологические решения, финансово-экономические показатели. Силами заказчика или привлеченных специалистов в течение 1-3 месяцев обеспечивалось не только понимание проблем и путей их решения, но и оценивались затраты на стадиях проектирования и строительства для рационального распоряжения временем на проектирование, экспертизу и строительство.
Каким образом и кто определяет цену проектно-изыскательских работ (ПИР) в нынешних условиях?
Цена определяется на конкурсных торгах по установленным процедурам (в соответствии с Федеральными законами «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ), суть которых по существу сводится к выбору наименьшей стоимости, предложенной тем или иным подрядчиком. В процессе выбора подрядчика очень часто происходит снижение реальной цены ПИР (иногда до 50% от НМЦК).
В связи с тем, что конкурс выигрывают подрядчики (исполнители) за минимальную цену, они в процессе проектирования всячески экономят на специалистах, на ресурсах и сокращают состав работ, в результате чего возникает проблема с качеством проекта.
Комментарии