Основные направления совершенствования и развития отраслевой сметно-нормативной базы
Матюшенко Т. Ф., начальник Управления технико-экономических
исследований ФАУ «РОСДОРНИИ»
Действующая система сметного ценообразования в строительстве постоянно совершенствуется. Поэтапная актуализация и развитие ФСНБ выполняются в соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным 10 декабря 2020 г. № 11789п-П16 (далее- План), который относится и к дорожной отрасли.
В соответствии с Планом к основным направлениям развития ОСНБ относятся следующие:
- Обеспечение единства принципов формирования ФСНБ и ОСНБ.
- Переработка, актуализация и расширение номенклатуры Сборников ОСН, включающих современные технологии и материалы. Легитимизация Сборников Отраслевых сметных нормативов.
- Разработка нормативно-методических документов в области нормирования ценообразования дорожного хозяйства.
- Дополнение КСР материалами, применяемыми в дорожных нормативах и отсутствующих в Классификаторе строительных ресурсов. Ведение и сопровождение документации в части предложений по актуализации КСР и определения цен на ресурсы.
- Разработка рекомендаций в части использования нормативов по дорогам федерального значения для дорог регионального и местного значения.
В результате развития отраслевой сметно-нормативной базы достигнуто ежегодное увеличение количества разработанных норм. Если на первом этапе ОСНБ развивалась в основном в части содержания, то с предоставлением полномочий по самостоятельному принятию нормативно-правовых актов в сфере разработки отраслевых сметных нормативов, начался период ускоренного развития нормативного блока по ремонту.
Вопросами ценообразования в дорожной отрасли занимаются два федеральных органа исполнительной власти. Минстрой Российской Федерации отвечает за ценообразование строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, в том числе дорожного хозяйства. Минтранс Российской Федерации имеет полномочия по решению вопросов ценообразования по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения.
В отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществление дорожной деятельности, в том числе ценообразования по ремонту и содержанию, обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 08.11.2007
№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…».
В целях создания на законодательном уровне отраслевой сметно-нормативной базы Минтрансом Российской Федерации подготовлен проект изменений в Федеральный Закон
№ 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…», который по аналогии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации в части строительства направлен на расширение полномочий Минтранса Российской Федерации, формирование и включение в законодательное поле необходимых терминов и понятий, которые состоят в следующем:
1) статью 3 предлагается дополнить пунктами 28 и 29 следующего содержания:
«28) отраслевые сметные нормативы, применяемые при определении сметной стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования – совокупность сметных норм и методик, необходимых для определения сметной стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, учитывающих специфику проведения таких работ;
29) отраслевая заработная плата, применяемая при определении сметной стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования – среднемесячный размер заработной платы рабочего первого разряда эксплуатирующей организации в дорожной отрасли в Российской Федерации (части территории Российской Федерации) для целей определения сметной стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.»;
2) статью 11 предлагается дополнить пунктом 22 следующего содержания:
«22) утверждение отраслевых сметных нормативов и отраслевой заработной платы, применяемых при определении сметной стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.»;
3) дополнить статьей 15.1 следующего содержания:
«Статья 15.1. Ценообразование при проведении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Отраслевые сметные нормативы и отраслевая заработная плата, применяемые при определении сметной стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с установленными порядками.
Порядок утверждения отраслевых сметных нормативов и порядок утверждения отраслевой заработной платы, применяемые при определении сметной стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства».
Внесенные изменения в 257-ФЗ предусматривают распространение отраслевых сметных нормативов на дороги регионального, межмуниципального, местного значения.
Подготовлена новая редакция Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации».
Основные технические и экономические решения при разработке проектно-сметной документации принимаются с учетом следующих условий:
- нормативно-техническая база для дорог федерального, регионального и межмуниципального значения является единой;
- номенклатура работ, выполняемых в процессе ремонта и содержания, для всех дорог общего пользования определяется в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса Российской Федерации № 402.
Таким образом, принцип единства обеспечен. Кроме того, аналогичным образом формируется федеральная сметно-нормативная база по строительству (ФСНБ). Соответственно имеется возможность использования данного опыта и для ОСНБ. Новая редакция 257-ФЗ позволяет закрепить статус Отраслевой сметно- нормативной базы (ОСНБ) в части деятельности по эксплуатации автомобильных дорог. Проект находится на рассмотрении в Минтрансе Российской Федерации.
В настоящее время при определении сметной стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения и искусственных сооружений, являющихся их технологической частью, применяются отраслевые сметные нормы, утвержденные Минтрансом Российской Федерации и зарегистрированные в Минюсте. Это — ОСН по ремонту, ОСН по содержанию. В состав ОСНБ входят Методические рекомендации по определению стоимости работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения, утвержденные Распоряжением Минтранса России Федерации от 28.03.2014 № МС-25-р. В настоящее время Сборники по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения и искусственных сооружений (далее-Сборники), являющихся их технологической частью, существенно переработаны:
- Все таблицы Сборников переработаны с учетом приведения кодификации строительных ресурсов в соответствии с новыми кодами классификатора строительных ресурсов (КСР).
- Отраслевые сметные нормы актуализированы с учетом требований нормативно-технической документации, в части ресурсов, норм их расхода, а также технологии выполнения работ.
- Устаревшие нормы исключены из состава Сборников.
Основные направления развития отраслевой сметно-нормативной базы по ремонту и содержанию автомобильных дорог состоят в соблюдении принципа формирования ОСНБ как единой комплексной базы для определения стоимости работ по ремонту и содержанию всей сети автомобильных дорог общего пользования. Это означает, что для расчета стоимости выполнения работ по ремонту и содержанию будут использованы в основном отраслевые документы (рис.1). При этом стоимость строительных ресурсов будет формироваться на основе Федеральной государственной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).
Рис.1 Определение сметной стоимости ремонта, содержания автомобильных дорог
На основании замечаний и предложений производственных и научных дорожных организаций переработка норм выполнялась расчетно-аналитическим методом, а при необходимости, методом хронометражных наблюдений на объектах ремонта и содержания автомобильных дорог. Бригады специалистов выезжали на объекты Московской, Ленинградской, Смоленской, Саратовской, Оренбургской, Тверской, Нижегородской областей, Пермского и Алтайского краев как в летний, так и зимний период. Переработанные нормы прошли первичное рассмотрение и согласование Рабочей группы ФАУ «Росдорнии» и Росавтодора.
Самые значительные изменения учтены в Сборнике по содержанию («Отраслевые сметные нормы, применяемые при содержании автомобильных дорог федерального значения и искусственных дорожных сооружений, являющихся их технологической частью»).
В процессе выполнения работ по актуализации отраслевых сметных норм по содержанию автомобильных дорог было переработано 563 сметные нормы на разметку автодорог.
Итоговая номенклатура норм на разметку в актуализированном Сборнике составляет 63 позиции. Нормы переработаны в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, относящихся к данному виду работ. В течение последних лет Минтрансом России совместно с Росавтодором осуществляется подготовка нормативно-методических документов к возможному их использованию в случае внесения поправок в 257-ФЗ. Вектор развития ОСНБ учитывает этот фактор.
Новая ОСНБ состоит из Сборников отраслевых сметных норм по ремонту, Сборников отраслевых сметных норм по содержанию и методических документов.
В настоящее время осуществляется поэтапный переход строительной отрасли на ресурсно-индексный метод (РИМ) определения сметной стоимости. Определение сметной стоимости ремонта и содержания автомобильных дорог на основе РИМ происходит согласно Отраслевой концепции по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Стоимостная часть в актуализированных нормах отсутствует. Сборники перерабатываются в части ресурсной составляющей и норм расхода. Ресурсы будут приведены в соответствии с кодами КСР.
Новая отраслевая сметно-нормативная база по ремонту включает 148 сметных норм. Сборник по содержанию включает 1066 сметных норм. Актуализированные сборники сформированы по основным видам работ: «Автомобильные дороги», «Искусственные дорожные сооружения», «Обустройство».
В рамках реализации Технического задания ФАУ РОСДОРНИИ (далее- ТЗ) разрабатывает новый блок нормативов по содержанию, который предназначен для определения стоимости работ по диагностике и может быть использован для формирования дополнительного сборника.
В настоящее время сметные нормы, предназначенные для определения стоимости работ по диагностике, в отраслевой сметно-нормативной базе отсутствуют.
В процессе реализации ТЗ сформирована номенклатура работ, которая проходит обсуждение с заказчиками и подрядчиками. В обсуждении активное участие принимают организации, подведомственные Росавтодору. Всего планируется к разработке 75 норм по диагностике,
в том числе для 43 норм проведен хронометраж, 32 находятся на завершающем этапе разработки.
Всего гармонизировано 85 норм. Из них 58 норм уже вошли в состав новых опубликованных сборников по строительству. Остальные находятся на завершающей стадии согласования.
Для методической части ОСНБ разрабатываются следующие документы:
- «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ОТРАСЛЕВЫХ СМЕТНЫХ НОРМ НА РАБОТЫ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ».
- «МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ИСКУССТВЕННЫХ ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ».
- «МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ РЕМОНТА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ИСКУССТВЕННЫХ ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ».
- «ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И ИСКУССТВЕННЫХ ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ».
- «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОТРАСЛЕВОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ».
Новые отраслевые нормы накладных расходов и сметной прибыли планируется утвердить в методических документах или в качестве самостоятельного норматива. Определение накладных расходов и сметной прибыли имеет особенности (рис.2).
Рис 2. Особенности определения величины накладных расходов и сметной прибыли
Рассматриваются различные подходы в части применения этих нормативов по расчету соответствующих статей затрат. Был проведен сравнительный анализ нормативов накладных расходов и сметной прибыли при определении сметной стоимости работ по содержанию автомобильных дорог, применяемых при расчете смет отраслевыми сметными нормативами (ЭСНиЕРс), утвержденными Минтрансом Российской Федерации, и государственными элементными сметными нормами (ГЭСН), утвержденными Минстроем Российской Федерации. В расчетных моделях учтена сложившаяся практика составления сметных расчетов по содержанию.
Предлагаемые варианты обсуждались на рабочем совещании с участием Минтранса Российской Федерации и Росавтодора. Принято решение согласно которому для ремонта и содержания автомобильных дорог федерального значения и искусственных сооружений рекомендован метод определения величины накладных расходов и сметной прибыли в зависимости от размера заработной платы рабочих и машинистов.
Предварительный анализ расчетов на основе моделей показал, что применение принципа расчета от заработной платы и от прямых затрат приводят к сопоставимым результатам. Окончательное решение по этому поводу будет принято после проведения анализа используемых подходов на базе фактических данных. В настоящее время осуществляется сбор необходимой информации. Учитывается также номенклатура статей затрат в составе накладных расходов и сметной прибыли. Изменение номенклатуры статей затрат связано с адаптацией деятельности дорожно-эксплуатационных организаций к условиям рынка.
Впервые разработан нормативный документ, устанавливающий правила планирования разработки, рассмотрения и утверждения отраслевых сметных нормативов, применяемых для определения сметной стоимости ремонта и содержания федеральных автомобильных дорог, а также наделение ФАУ «РОСДОРНИИ» полномочиями на ведение отраслевой сметной нормативной базы.
Результаты выполняемых работ после прохождения необходимых процедур согласования в Росавтодоре и Минтрансе планируются к размещению в открытом доступе в сети «Интернет» Консультационного центра для работников дорожного хозяйства образовательного портала ФАУ «РОСДОРНИИ» с возможностью предоставления обратной связи.
В ближайшее время в разделе «Проекты ОСН» Консультационного центра планируются к размещению Проекты сборников ОСНс и проект Методики по содержанию. Проект методики
по ремонту и сборники ОСНр будут размещены по мере готовности. Замечания и предложения по проектам документов можно будет направить разработчикам в разделе «(ПОС) – Платформа обратной связи».
С июня 2023 в разделе «База знаний» Департамент ценообразования ФАУ «РОСДОРНИИ» начал размещение информационных материалов о результатах анализа изменений и дополнений федеральной сметно-нормативной базы ФСНБ-2022. В настоящее время во вкладке «Статьи и мнения экспертов» раздела «База знаний» Консультационного центра образовательного портала ФАУ «РОСДОРНИИ» размещены материалы по анализу шестых изменений и дополнений в федеральную сметную нормативную базу ФСНБ-2022, утвержденных приказом Минстроя Российской Федерации от 11 мая 2023 г. № 335/пр. В данных материалах акцентировано внимание на изменения и дополнения в части новых норм, механизмах и материалах, используемых в дорожном строительстве. Такие публикации, а также другие аналитические и информационные материалы по различным аспектам ценообразования планируется публиковать на постоянной основе.
Комментарии