Комментировать

Методика составления и корректировки сметы контракта

Митяева Н.Б.,
эксперт по ценообразованию и сметному нормированию в области производственного строительства, объектов энергетики и ЖКХ

«Методики определения стоимости на этапах ЖЦ инвестиционного проекта»

Лекция № 6 «Методика составления и корректировки сметы контракта»

Рассмотрим следующие вопросы:

  1. Составление сметы контракта в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации № 841/пр.
  2. Корректировка сметы контракта по конструктивным элементам.
  3. Юридическая практика по корректировке контракта.

На этапе подготовки закупочной документации и определении начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК) в соответствии с «Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования)», утвержденным приказом Минстроя Российской Федерации от 23.12.2023 № 841/пр во исполнение положений части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации составляется проект сметы контракта или договора по конструктивным решениям (далее – КР), элементам (далее – КЭ), комплексам или видам работ без использования сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов.

После проведения закупочных процедур и заключения государственного контракта или договора строительного подряда заказчик составляет смету контракта или договора проекта сметы контракта посредством указания цены каждого КР и КЭ, комплекса (вида) работ с учетом пропорционального снижения НМЦК участником закупки, с которым заключается контракт. Цена на единицу измерения и общая стоимость определяются (в рублях) путем уменьшения соответственно цены на единицу измерения и общей стоимости, указанных в проекте сметы контракта, пропорционально снижению НМЦК, предложенной подрядчиком.

Смета контракта (рис. 1) должна содержать определенные в соответствии с проектом сметы контракта наименования КР и КЭ, комплексов (видов) работ, оборудования, их цены на принятую единицу измерения, и общую стоимость, определенную с учетом подлежащих выполнению объемов работ в соответствии с «Методикой составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства», утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от  23.12.2023
№ 841/пр (далее – Методика).

Рис.1. Смета контракта или договора

В соответствии с Методикой смета контракта составляется на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту как капитальных, так и некапитальных строений и сооружений, а также на выполнение работ на текущий ремонт зданий и сооружений.

Смета контракта является основанием для формирования первичных учетных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, которые используются, в том числе для расчетов между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы и при проверке выполненных работ контролирующими органами.
Таким образом, вместо привычных для всех локальных сметных расчетов в качестве сметы контракта или договора выступает смета, сформированная по стоимости КР и КЭ или комплексов (видов) работ.

Методикой предусмотрены положения внесения изменений в смету контракта, связанных с изменением объемов КР и КЭ, комплекса работ, количества оборудования, а также включения дополнительных работ, ранее не предусмотренных проектной документацией и сметой контракта.

Если меняется объем КР, КЭ или комплекса (вида) работ, а также количества оборудования, предусмотренных сметой контракта, то общая стоимость КР, КЭ или комплекса (вида) работ определяется исходя из установленной в смете контракта цены единицы данного КР или КЭ, комплекса (вида) работ, единицы оборудования. То есть «расшивается» цена КР или КЭ до сметных расценок, вносятся изменения в объемы работ и далее цена КР или КЭ вновь «зашивается» как и при определении НМЦК.
Если в проектную документацию вносятся изменения в связи с включением в нее ранее не предусмотренных видов работ или затрат, то есть дополнительных работ, то цена таких работ и затрат определяется с использованием соответствующих сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, действующих на дату внесения изменений в проектную документацию.
Методикой предусмотрен расчет дополнительных работ и затрат по формуле:

Цдоп. раб. = Цподр. раб. x Кинф. x Ктенд,

где
Цподр. раб. – цена дополнительных, ранее не предусмотренных проектной документацией объемов или видов работ на дату утверждения проектной документации после внесения изменений и проведения государственной экспертизы, если такая экспертиза предусмотрена законодательством.

Также при расчете цены дополнительных работ и затрат необходимо учесть индекс прогнозной инфляции от уровня цен на дату утверждения проектной документации после проведения государственной экспертизы (Кинф.) и коэффициент снижения НМЦК, определенных по результатам закупочных процедур (Ктенд). В случае внесения изменений в проектную документацию связанных с заменой материалов и (или) оборудования на аналоги без изменения их объема, то общая стоимость определяется по формуле:

Цраб.кор. = Цост.контр. + Цкор,

где
Цост.контр. — цена работ, предусмотренных сметой контракта и не претерпевших изменений при внесении изменений в проектную документацию;
Цкор. — цена работ, производство которых необходимо для возведения (устройства) конструктивных элементов здания (сооружения) и (или) выполнения комплексов (видов) работ, предусмотренных сметой контракта и претерпевших изменения при внесении изменений в проектную документацию, а также стоимость материалов и (или) оборудования, замененных при внесении изменений в проектную документацию на аналоги без изменения их объема.

Цкор. определяется как произведение стоимости видов работ и затрат, а также стоимости материалов и оборудования, откорректированных в результате внесения изменений в проектную документацию и коэффициентов прогнозной инфляции, учитывающих продолжительность работ, а также тендерного коэффициента, определенного по результатам закупочных процедур:

Цкор. = Скор. x Кинф. x Ктенд.

В случае, если в период исполнения контракта стоимость материальных ресурсов и оборудования существенно возросла, то в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021№ 1315 Методикой предусмотрен порядок расчета корректирующего коэффициента, позволяющего пересчитать смету контракта.
Для контрактов до 30 млн. рублей расчет делается исходя из актуальной стоимости ценообразующих материальных ресурсов и оборудования, закупка которых еще не была произведена подрядчиком.
Для контрактов свыше 30 млн. рублей делается пересчет стоимости всего объекта с применением актуальных индексов пересчета сметной стоимости.
Для контрактов свыше 100 млн. рублей проверка таких расчетов производится органами государственной экспертизы.

Любые изменения цены государственного контракта, если закупка производилась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – 44-ФЗ) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или договора строительного подряда, при закупках в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – 223-ФЗ) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» должны соответствовать соответствующим статьям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), 44-ФЗ, 223-ФЗ и быть согласованы юристами.
Возможности изменения цены государственного контракта установлены в статье 95 44-ФЗ, а возможности изменения цены договора строительного контракта определяются в «Положении о закупках» — основном документе, регламентирующем закупочную деятельность заказчиков в соответствии с частью 2 статьи 2 223-ФЗ.

В соответствии с частью 6 статьи 709 ГК РФ изменение цены договора подряда возможно при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, в случае, если при заключении договора такое возрастание нельзя было предусмотреть. Требовать изменения цены договора строительного подряда подрядчик может только, если стоимость работ (дополнительных работ и дополнительных объемов, а также стоимость материалов и оборудования) превышает смету контракта или договора не менее чем на десять процентов (часть 3 статьи 744 ГК РФ).

Объем дополнительных работ и объемов работ, которые можно выполнить при реализации государственного контракта определены в статье 95 44-ФЗ, а для договоров строительного подряда – «Положением о закупках».

Применение механизма изменения цены государственного контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 юристы предлагают с осторожностью применять для государственных контрактов, которые заключены после 3 квартала 2021 года, так как участники инвестиционно-строительного процесса к этому времени уже были в курсе, что рынок строительных материалов не стабилен и положение статьи 709 ГК РФ не может быть применено.

Более подробные разъяснения по юридической и судебной практике по исполнению государственных контрактов и договоров строительного подряда, в том числе взгляд юристов на реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 № 1315 регулярно публикуются в телеграмм-канале «Школа ценообразования» по ссылке: https://t.me/shkolamityaevoy.

В следующей статье рассмотрим обзор нормативно-правовых документов по типовым условиям контрактов, которые будут действовать с 1 сентября 2023 года.

#НМЦК #смета контракта
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

46
#НОСТРОЙ

Айхал Габышев: Для дальнейшего развития стройотрасли необходим переход на тарифную систему оплаты труда

Координатор НОСТРОЙ по ДФО Айхал Габышев уверен, что в стране необходимо кардинально менять градостроительную политику. Бесконечные корректировки устаревшей системы не способны избавить отрасль от негативных тенденций, где корень зла – формирование начальной максимальной цены госконтракта на основе бюджетных лимитов и экономия бюджетных средств, вовлечённых в стройку, за счёт фонда оплаты труда строительных компаний
39
#НМЦК

Как определить затраты на командировки пусконаладочного персонала и на аренду жилья для вахтовых бригад строителей?

Большая группа вопросов, поступивших в Главгосэкспертизу за последнее время, связана именно с такой тематикой накладных расходов подрядных организаций