Анализ системных проблем строительного комплекса и государственная модель ценообразования
Коллективное письмо представителей крупнейших подрядных организаций к Президенту РФ Владимиру Путину и обозначенная в нем в качестве причины системного кризиса отрасли государственная система ценообразования вызвали глубокий резонанс и неоднозначные оценки не только в профессиональной среде, но и среди представителей органов власти.
Так, во исполнение поручения главы государства органам исполнительной власти рассмотреть обращение бизнеса Минэкономразвития и Минстрой совместно с подведомственным ему ФАУ «Главгосэкспертиза России» представили свои позиции по существу поставленных вопросов.
И если Минэкономразвития в целом выступило в поддержку строителей, то мнение регулятора в области ценообразования оказалось предсказуемо иным: Минстрой России не видит необходимости в корректировке реализуемых подходов к выстраиванию государственной системы определения стоимости строительства и формированию цены договоров с подрядными организациями.
Редакция интернет-издания «СметаНа» обратилась к известному эксперту в области экономики строительства и инвестиционной деятельности профессору Александру Сергеевичу Павлову, автору учебника «Экономика строительства», с просьбой высказать профессиональное суждение по комплексу проблем, затронутых в обращении.
Три проблемы из четырех названных в письме относятся к ценообразованию в строительстве. На самом деле их не три, а тридцать три, но остановимся на этих.
1. Система ценообразования в отношении ресурсов в бюджетном строительстве не базируется на рыночных реалиях.
Добавим: не только в отношении ресурсов, и не только в бюджетном строительстве инфраструктурных объектов.
Действующие принципы системы ценообразования заложены без малого век назад (к примеру: Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 11.02.1936 «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства»). В их основе – единые методы расчета стоимости для всех участников строительства. И сейчас считается, что оценка стоимости должна проводиться одинаковыми методами для инвесторов, застройщиков, подрядчиков и субподрядчиков, на любом этапе и в любых условиях.
Если обратиться к опыту зарубежных стран с развитыми рыночными традициями, то увидим, что инвесторы изначально оценивают общую стоимость строительства с точки зрения своих финансовых возможностей и экономической эффективности капитальных вложений.
Стоимость объекта определяется экспертными, аналоговыми и параметрическими методами путем последовательных приближений в ходе предпроектных и проектных работ иногда 4-5 раз. Напротив, предложения подрядчиков и субподрядчиков в ходе торгов основываются на собственных технологиях, собственном опыте, оценке своих поставщиков – можете назвать это ресурсным методом. Понимание этого различия – первый шаг к построению справедливых рыночных отношений, и пока он не сделан, обсуждение деталей бессмысленно.
Считаю, что для государственных и муниципальных заказчиков, многие из которых не владеют азами строительного дела, необходимо скорейшее развитие системы укрупненных нормативов (по типу НЦС, НЦКР, прейскурантов), созданных на базе средних (не минимальных!) сметных цен и включающих достаточный резерв средств.
Источник: СметаНа
Комментарии