Актуальные проблемы ценообразования проектно-изыскательских работ в дорожной отрасли
Чубулаева В.В.,
ведущий специалист АО «Институт «Стройпроект»
Горовая С.С.,
главный специалист Московского филиала АО «Институт «Стройпроект»
Беляков С. А.,
заместитель директора СРО «РОДОС»
В настоящее время стоимость проектных работ для строительства дорожных объектов определяется по Справочнику базовых цен на проектные работы «Автомобильные дороги общего пользования» (СБЦ-2007), разработанному и введенному в действие в 2007 году.
На момент разработки СБЦ-2007 базовыми ценами не были учтены и требовали дополнительной оплаты 40 проектных работ и услуг (см. п. 3.7 Основных положений СБЦ-2007).
В последующие годы и до настоящего времени развитие сметно-нормативной базы проектных работ отстает от технического и технологического развития дорожного хозяйства и соответствующих требований к проектно-изыскательским работам (ПИР).
Так, после 2007 года внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ (далее — ГрК РФ), увеличивающие трудоёмкость проектных работ, а также значительно изменились требования
к составу разделов проектной документации и их содержанию: соответствующими законодательными и правовыми актами введены дополнительные подразделы, ввиду чего произошло увеличение количества дополнительных работ, которые не учтены СБЦ-2007.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе проектной документации и требованиях к их содержанию» (далее — Постановление № 87)
в проектной документации на автомобильные дороги появились новые разделы,
не предусмотренные базовыми ценами СБЦ-2007:
- Раздел 2. Проект полосы отвода;
- Раздел 4. Здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта (шумозащитные экраны, площадки отдыха и пр.);
- Раздел 7. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
- Раздел 8. Требования к обеспечению безопасной эксплуатации линейного объекта;
- Раздел 10. Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (лесоустроительная документация, мероприятия по рекультивации, обследование линейных объектов, организация работ по содержанию и эксплуатации, документация по планировке территорий и пр.).
С момента утверждения Постановления № 87 до настоящего времени в него внесено достаточно большое количество изменений (36), в том числе, порядка 10 изменений касаются проектной документации на автомобильные дороги. При этом расценки СБЦ-2007 пересмотрены не были (не после выхода Постановления № 87 и внесения изменений в него).
Кроме того, Заказчики проектной документации включают в Задание на проектирование целый ряд дополнительных сопутствующих работ, неучтенных СБЦ-2007, в том числе работы, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к функциям заказчика-застройщика: проведение слушаний, выявление владельцев объектов недвижимости, инвентаризация и оценка земельных участков, кадастровые работы, оформление перевода земельных участков в другую категорию, разграничение балансовой принадлежности, разработка ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ, оборудования и проекта сметы контракта с расчетами единичных цен конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ обоснование объемов по элементами и этапам работ, сметный расчет по балансодержателям, подбор поставщиков материалов.
Целый ряд дополнительных проектных и сопутствующих работ не имеют нормативов трудозатрат, расценок и порядка определения их стоимости.
На сегодняшний день при прохождении экспертизы в случае отсутствия прямых расценок в действующих сметных нормативах на дополнительные проектные и сопутствующие работы и услуги, неучтенные СБЦ-2007 и рассчитанные по калькуляции затрат (форма 3п), исключаются из стоимости ПИР. В связи с отсутствием утверждённых нормативов продолжительности проектирования, расчет стоимости таких работ по калькуляции затрат (форма 3п) подтвердить крайне затруднительно. Таким образом, СБЦ-2007 не отвечает актуальным требованиям к составу проектной документации согласно Постановления № 87 и не учитывает изменений ГрК РФ.
После 2007 года изменения в ГрК РФ также коснулись стадии «Обоснование инвестиций» (ОИ) и типовых проектных решений:
- Ранее разработка проектной документации осуществлялась на основании утвержденных ОИ, по результатам которой определялись и обосновывались основные технико-экономические показатели и решения Объекта, и стоимость которой определялась отдельно в соответствии с п. 3.20 СБЦ-2007.
В настоящее время ОИ не разрабатывается (за исключением контрактов на полный жизненный цикл по Постановлению Правительства РФ от 12.05.2017 № 563), а требуемые обоснования и выбор основных технических решений (план, продольный профиль, поперечный профиль, дорожная одежда), которые определялись на стадии ОИ, добавляются в состав проектной документации без увеличения стоимости её разработки. Стоимость таких работ составляет не менее 50% от стадии «Проектная документация» и должна быть учтена сверх расценок СБЦ-2007. - Ранее проектная документация разрабатывалась на основании типовых проектных решений на водопропускные трубы, пересечения и примыкания, организацию движения и прочее (ТПР), что значительно снижало трудозатраты и соответственно в СБЦ-2007 это учитывалось.
В настоящее время ТПР не являются действующими документами и применение их в проектной документации не представляется возможным, что привело к увеличению трудозатрат на расчеты, выбор и обоснование технических решений.
Соответственно, вышеуказанные причины (отсутствие расценок, порядка определения цены и нормативов продолжительности проектирования) приводят к недостоверной оценке стоимости проектно-изыскательских работ при расчете НМЦК.
В целом около 25-30% трудозатрат на разработку проектной документации, а на наиболее сложных объектах – до 50%, как правило, остаются не оплаченными, что отражается на качестве и сроках разработки ПИР и приводит к потери квалифицированных кадров.
В целях решения вышеуказанных проблем п.1д-5 Перечня поручений Президента Российской Федерации Пр-1381ГС по итогам заседания Государственного совета, посвященного вопросам дорожного строительства, состоявшегося 26 июня 2019 года, Правительству РФ было поручено обеспечить возможность включения в стоимость строительства, реконструкции автомобильных дорог стоимости сопутствующих работ, выполняемых одновременно с разработкой проектной документации (далее – поручения Президента РФ).
В настоящее время продолжается работа по реформированию системы ценообразования в строительстве, в том числе проводится работа по разработке новых сметных нормативов.
Так, 30.12.2021 г. Минюстом Российской Федерации была зарегистрирована «Методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации» (утверждена приказом Минстроя Российской Федерации от 01.10.2021 № 707/пр, введена в действие с 11.01.2022 и внесена в ФРСН, далее — Методика № 707).
Методика №707 устанавливает порядок определения сметной стоимости работ по подготовке проектной и (или) рабочей документации на основании нормативных затрат по подготовке проектной и (или) рабочей документации (НЗ), а также порядок разработки НЗ.
НЗ на проектные работы разрабатываются взамен Справочников базовых цен на проектные работы в строительстве в соответствии с положениями Методики №707, с учетом современных требований к составу, содержанию проектной документации и порядку выполнения работ по подготовке проектной документации, в том числе материалов в форме информационной модели.
В настоящее время:
- утверждены и внесены в ФРСН 11 новых НЗ (10 на проектные работы и 1 на инженерные изыскания);
- утверждена и внесена в ФРСН «Методика определения стоимости работ по инженерным изысканиям» (утверждена приказом Минстроя Российской Федерации от 09.01.2024 № 1/пр, зарегистрирована Минюстом Российской Федерации 07.03.2024, введена в действие с 22.03.2024);
- в разработке находятся 20 новых НЗ в соответствии с Планом утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2024 год (приказ Минстроя Российской Федерации от 29.12.2023
№ 1034/пр, с внесенными изменениями от 15.03.2024 № 183/пр).
В сфере проектирования автомобильных дорог в настоящее время силами ФАУ «РОСДОРНИИ» осуществляется разработка проекта нормативных затрат на проектные работы для строительства автомобильных дорог, их конструктивных элементов и сооружений на них, сопутствующие работы и услуги (проект НЗ на АД).
В ходе разработки проекта НЗ на АД дополнен перечень дополнительных проектных и сопутствующих работ и составляет 64 наименования, из которых:
- 12 – находятся на стадии разработки;
- 14 – содержатся в новых утвержденных НЗ и (или) определен порядок определения их стоимости;
- 38 – расценки отсутствуют в действующих сметных нормативах и требуют разработки.
При этом в соответствии с требованиями Методики № 707 в состав НЗ на АД не могут быть включены расценки на дополнительные проектные работы ввиду отсутствия исходных данных для их обоснования, а также расценки на сопутствующие работы, которые не являются проектными, относятся к функциям заказчика и включаются ими в техническое задание на разработку проектной документации.
В то же время из наименований Методики №707 и разрабатываемых НЗ следует, что они должны включать весь комплекс работ по подготовке проектной документации, а не только затраты на разработку отдельных видов проектных работ. Очевидно, что невозможно разработать, согласовать, пройти экспертизу и утвердить проектную документацию без выполнения дополнительных проектных и сопутствующих работ.
С момента поручения Президента Российской Федерации по учету сопутствующих работ прошло около 5 лет и в целях его скорейшего выполнения в полном объеме представляется целесообразным:
- в целях достоверности определения стоимости проектно-изыскательских работ при расчете НМЦК разработку расценок на дополнительные проектные и сопутствующие работы, не вошедшие в НЗ на АД, выполнять с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, к ведению которых относится выполнение соответствующих видов работ;
- в целях снижения спорных моментов при прохождении экспертизы и в работе с федеральными заказчиками считать целесообразным, до момента разработки и внесения в ФРСН соответствующих нормативов затрат, разработать и ввести временный порядок, устанавливающий нормативы продолжительности проектирования, которые будут учитываться при расчете стоимости работ по калькуляции затрат на дополнительные проектные и сопутствующие работы, выполняемые при разработке проектной документации на автомобильные дороги и не имеющие прямых расценок.
Просить ФАУ «Главгосэкспертиза России» в срок до конца 2024 года разработать такой порядок; - просить Минстрой Российской Федерации в развитие положений Приказа № 841/пр установить требование о включении в состав конкурсной документации на ПИР, помимо расчета НМЦК (в соответствии с приложением № 2 к Приказу № 841/пр), полного комплекта смет и расчетов стоимости проектных, изыскательских и сопутствующих работ, предусмотренных заданием на проектирование;
- просить Минстрой Российской Федерации на законодательном уровне рассмотреть возможность разработки и введения в действие механизма, позволяющего корректировать цену контрактов на выполнение проектно-изыскательских работ (в том числе не предусмотренных сметой при определении НМЦК), подлежащих оплате подрядчику по результатам проведения государственной экспертизы проектной документации.
При затратах на разработку проектной документации в пределах 3-5% от сметной стоимости СМР дорожных объектов недоплачивать проектировщикам за выполненную работу, результаты которой во многом определяют эффективность последующего функционирования сооружаемых объектов в течение его жизненного цикла, представляется крайне недальновидным.
Комментарии