Комментировать

Плюсы и минусы сметы контракта

Митяева Н.Б.
эксперт по ценообразованию и сметному нормированию в области производственного строительства, объектов энергетики и ЖКХ

В предлагаемой статье рассмотрены практические вопросы реформирования системы ценообразования в части составления и обоснования сметы контракта и приемки работ по смете контракта для определения сметной стоимости строительства.

В 2020 году в рамках реформирования системы государственного ценообразования строительное сообщество получило совершенно новую методологию формирования сметы контракта. Привычное использование локальных сметных расчетов для формирования актов выполненных работ ушло в прошлое. С введением в действие методик по составлению проекта сметы контракта и сметы контракта, утвержденных приказом Минстроя Российской Федерации от 23.12.2019 № 841/пр (далее – Методика № 841/пр) и изменениями в части 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации для заказчиков, строящих за счет бюджетных ассигнований, являющихся бюджетными учреждениями и заказчиков, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации или субъектов составляет более 50%,
не могут при исполнении контрактов или договоров применять сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов. Это означает, что к контракту или договору необходимо прикладывать смету, составленную без использования единичных расценок или сметных норм, а по цене конструктивных элементов, конструктивных решений, комплексов или видов работ.

Опыт составления сметы контракта и приемки работ по смете контракта составляет более 4 лет, особенно на бюджетных стройках. Рассмотрим плюсы и минусы анализируемой методологии.

Многие специалисты строительной отрасли задаются вопросом: «Зачем вообще нужна смета контракта?» Еще в 2015 году Минстрой Российской Федерации в письме от 23.03.2015 № 7830-ЛС/03 «О применении сметной документации, разрабатываемой с использованием сметных нормативов, включенных в федеральный реестр» обозначил свою позицию по вопросу применения сметных нормативов: «…сметные нормативы не предназначены для расчетов за выполненные работы, сметная документация, сформированная ранее в составе проектной документации, после проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, установления начальной (максимальной) цены государственного контракта и выбора исполнителя (подрядчика) государственного контракта по итогам конкурсных процедур, или на основании решений органов государственной власти без конкурсных процедур, в результате которых определена твердая цена, утрачивает свое значение для целей реализации государственного контракта». Таким образом, переход на смету контракта был задуман раньше, а с началом реформирования системы ценообразования был оформлен методически.

Ответ о необходимости перехода на смету контракта также кроется в типовых условиях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2023 № 1066
«О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства» (далее – Типовые условия). Обратимся к пункту 45 Типовых условий: «При приемке выполненных работ не осуществляется сопоставление технологии производства фактически выполненных работ технологиям, принятым при разработке сметных нормативов…». Ни заказчик, ни аудиторы не будут сверять расценки в локальных сметных расчетах с расценками в актах выполненных работ, это, на наш взгляд, совершенно бесполезное занятие, так как технология выполнения по факту практически всегда не совпадает с технологией в расценке, тем более, если расценка взята как применительная. Это неоспоримый плюс сметы контракта.

Поскольку мы не проверяем расценки в локальных сметах и актах выполненных работ, тогда отпадает необходимость ежемесячно ударно трудиться всем сметчикам и у подрядчиков, и у заказчиков по составлению и проверке актов длиной n-е количество метров. Это, конечно же, преувеличение насчет метров, но количество актов внушительное, если это крупный проект и необходимо все сверить за короткий срок приемки работ. Вместо сотни расценок в акте присутствует несколько конструктивных элементов, конструктивных решений или комплексов работ, по которым выполнен полный комплекс работ. Необходимость полностью проработать всю сметную документацию и сформировать проект сметы контракта возникает только один раз в период формирования закупочной документации перед проведением закупки. И это тоже плюс сметы контракта.

Составление сметы контракта можно рассматривать как минус по трудоемкости, если заказчик не воспользовался возможностями, которые предоставляют  нормы пунктов 36 и 37 «Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденной приказом Минстроя Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр.

Уже на этапе архитектурно-строительного проектирования при составлении сметной документации можно задать детализацию ОКС на конструктивные решения (элементы) и (или) комплексы (виды) работ: «…детализация объекта капитального строительства на конструктивные решения (элементы) и (или) комплексы (виды) работ определяется заказчиком исходя из архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений, содержащихся в проектной и (или) иной технической документации, в зависимости от специфических особенностей объекта капитального строительства». Если заказчик определился с такой детализацией, то составление проекта сметы контракта будет происходить быстро – на каждый конструктивный элемент или комплекс работ составлен свой локальный сметный расчет и в ведомость конструктивных элементов, и в проект сметы контракта название конструктивного элемента или комплекса работ переносится из названия локального сметного расчета.

Несомненным плюсом сметы контракта является также приемка работ по конструктивным элементам или комплексам работ. Это плюс для сметчиков, однако техническим специалистам придется потрудиться и обратиться вместо привычного акта КС-2 с расценками и объемами работ к технической и исполнительной документации, журналам работ, где фиксируются фактически выполненные работы. Для специалистов технадзора и строительного контроля переход на смету контракта -это скорее минус.

Согласно пункту 45 Типовых условий, кроме того, что при приемке работ не сопоставляется технология выполнения работ с технологией, принятой при разработке сметных нормативов, также «не выделяется стоимость учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций) и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика». Если заказчик, в соответствии с рекомендациями Методики № 841/пр включил в стоимость конструктивных элементов или комплексов работ прочие затраты, то их стоимость не выделяется при приемке. Также «при приемке выполненных работ не требуется обоснование размера понесенных подрядчиком расходов на выполнение указанных работ и затрат, учтенных и не подлежащих выделению в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта». Заказчик не требует подтверждения стоимости этих затрат, но подрядчик все равно должен подтвердить наличие этих затрат. Например, наличие построенных титульных временных зданий и сооружений должно подтверждаться исполнительной документацией. Заказчик не запрашивает фактическую стоимость купленных подрядчиком материалов, а только получает сертификаты качества в подтверждение происхождения этих материалов. Не требуется подтверждение транспортной схемы доставки материалов, подрядчик вправе покупать материалы у любого поставщика вне зависимости от удаленности его от стройки. Но и требовать дополнительно компенсировать затраты на перевозку подрядчик в этом случае не может, поскольку стоимость материальных ресурсов в смете уже включает в себя доставку от ближайших поставщиков.

Плюсов, несомненно, много, и их больше, если строительство ведется в соответствии с проектной документацией. А если возникают дополнительные работы, то трудоемкость по их оформлению увеличивается: нужно не только откорректировать проектную документацию и сделать новые локальные сметные расчеты, но и корректировать смету контракта.

Подведем итоги: у сметы контракта больше плюсов или минусов? Если не считать трудоемкости, которая возникает на этапе составления или корректировки сметы контракта, то несомненно у нее больше плюсов (рис.1)

Рис. 1.

Разъяснения и ответы на часто задаваемые вопросы, в том числе, и по смете контракта можно найти в телеграмм-канале «Школа ценообразования» https://t.me/shkolamityaevoy.

#ценообразование #смета контракта
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

752
#Минстрой

«Ротенберг, ты не прав!» — Минстрой объяснил Путину пустоту претензий дорожников

Минстрой России в лице министра Ирека Файзуллина в ответ на поручение президента Владимира Путина разобраться в жалобе 19 крупнейших дорожно-строительных компаний на перекосы в ценообразовании в строительстве дорог, рассказал президенту, что жаловаться дорожникам не на что
Главгосэкспертиза России
349
#ценообразование

12 плюс: новые методики готовятся к выходу в 2023 году

10 проектов новых методик и два проекта изменений к ранее принятым методическим документам планируются к утверждению Минстроем России в текущем году. Разработка и актуализация методических документов, а также сметно-нормативной базы ФСНБ-2022 проводятся с участием Главгосэкспертизы для обеспечения поэтапного перехода субъектов Российской Федерации на ресурсно-индексный метод с I квартала 2023 года. База вступает в действие уже 25 февраля. К этой дате ФСНБ-2022 будет включать более 53 000 норм и более 40 000 строительных ресурсов

48
#Минстрой

3478 новых и актуализированных сметных норм планируется включить в ФСНБ-2022

Минстрой России утвердил второй и третий пакеты изменений и дополнений в План утверждения (актуализации) сметных нормативов на 2023 год. Соответствующие приказы № 369/пр от 24 мая и № 400/пр от 5 июня 2023 года подписал Министр строительства и ЖКХ Российской Федерации Ирек Файзуллин.