Комментировать

Останемся без цемента: почему поправки в приказ Минтранса о перевозке грузов могут убить целуют отрасль

Об этом предупреждают члены Союза производителей цемента РФ. Причина – поправки в приказ Минтраса РФ, которые на сегодня проходят этап общественных обсуждений. В деталях изменений и их риске для производителей и строителей разобрался портал Всеостройке.рф.

Суть поправок

В настоящее время этап общественных слушаний проходит новая редакция проекта приказа «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. №192 «Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов».

Чтобы оптимизировать работу ж/д станций, проектом предлагается установить перерабатывающую способность и вместимость железнодорожных путей необщего пользования. Документ предлагает разрешить РЖД отказываться от перевозки грузов, если будет превышена возможность их обработки у получателя. Как отмечается в тексте приказа, такое нововведение поможет ликвидировать задержки на ж/д станциях и снизит расходы перевозчика.

Ключевые риски

Как отмечают в Союзе производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ», в случае принятия поправок, новый приказ Минтранса может поставить под удар всю строительную отрасль. Особенно тяжело придется производителям цемента. А таковых в нашей стране, по данным Росстата и Росаккредитации, – 93 производителя. Именно столько предприятий по состоянию на 7 июня 2024 года получили сертификаты на свою продукцию.

Как отмечают эксперты Союза, логистика цемента хромает в нашей стране не первый год. В пиковый по объемам строительства летний сезон нагрузка на железнодорожную инфраструктуру значительно возрастает. При этом цемент, на котором держатся стены всех новостроек в нашей стране, не входит в перечень приоритетных грузов для железной дороги. Тарифы на его транспортировку минимальны, соответственно, перевозить этот материал железнодорожникам не выгодно.

В случае принятия приказа Минтранса и реализации нововведений, логистика пострадает еще сильнее.

Как отмечают производители, на данный момент в нормативных актах отсутствует не только однозначное понятие перерабатывающей способности путей не общего пользования, но и утвержденные правила ее расчета и корректировки.

«В настоящее время данная величина является предметом договорных отношений между ОАО “РЖД”, являющимся естественной монополией, и пользователями услуг железнодорожного транспорта», – поясняют эксперты отрасли.

Если структурные подразделения ОАО «РЖД» начнут массово отказываться от заключения договоров с производителями цемента, для многих предприятий это будет равносильно прекращению деятельности.

«Отсутствие единых стандартов расчета перерабатывающей способности грузовых фронтов приводит к ситуации различных подходов и нормативов на погрузку и выгрузку вагонов в зависимости от конкретного предприятия и регионального подразделения ОАО “РЖД”. Такая ситуация “двойных стандартов” ущемляет интересы грузоотправителей и грузополучателей, грозит злоупотреблениями со стороны недобросовестных сотрудников железнодорожного транспорта и является потенциально коррупциогенным фактором», – подчеркивают производители цемента.

Нужна прозрачность процесса

Как отмечают в Союзе производителей цемента, перерабатывающая способность железнодорожного пути – величина не статичная. Она может меняться, даже в течение короткого периода времени. При необходимости ее можно повысить в несколько раз благодаря введению круглосуточной погрузки/выгрузки вагонов в период массового прихода сырья или привлечения дополнительного персонала. Однако отразить эти факторы в договорных отношениях очень непросто.

Еще одна проблема, по словам производителей, заключается в отсутствии единого информационного ресурса, отражающего информацию о величине перерабатывающей способности ж/д путей.

«Исходя из текста законопроекта, а также пояснительной записки к нему неясно, какой критерий будет определяющим: перерабатывающая способность или вместимость подъездных путей, как и кем будет осуществляться оценка ограничений применительно к конкретной заявке на перевозку», – бьют тревогу производители.

Выход из ситуации

Союз производителей цемента обращает внимание, что такие избыточные ограничения со стороны перевозчика чреваты резким ростом себестоимости цемента и строительных материалов, а также всех промышленных грузов. А этот факт повлечет за собой и повышение затрат всего стройкомплекса РФ.

Среди рисков – снижение темпов строительства, срыв поручений Президента Российской Федерации и важнейших федеральных программ.

Производители напоминают, что доля железнодорожного транспорта в перевозках цемента в 2024 г. находится на уровне 39% от общего объема поставок цемента. При этом в некоторые регионы РФ – например, Урал, Сибирь, Дальний Восток – доставить цемент и другое сырье можно только по железной дороге.

Выход из проблемной ситуации представители цементной отрасли видят в серии важных шагов. Во-первых, они предлагают проанализировать перерабатывающие способности путей необщего пользования, отраженные в информационных системах ОАО «РЖД», фактическую погрузку и выгрузку предприятий за последние два года, выявить причины несоответствий.

Второй шаг – разработка единых федеральных правил и стандартов заключения договоров на эксплуатацию подъездных путей и подачу-уборку вагонов.

Также производители предлагают создать единый информационный ресурс о перерабатывающих способностях и вместимости подъездных путей предприятия. При этом важно, чтобы к нему имели доступ все участники перевозочного процесса.

Реализовать все эти задачи Союз производителей цемента РФ предлагает независимому регулятору, например ФАС России.

Как отмечают в Союзе производителей цемента, потребление этой продукции в РФ выросло сразу на 4% с января по июнь 2024 года, по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Кроме того, отечественный продукт пользуется стабильным спросом за рубежом. К сожалению, эти позитивные тенденции развития отечественного цементного рынка могут дать сбой, если поправки к приказу Минтранса вступят в силу в текущей редакции.


Источник: Всё о стройке

#Минтранс #цемент
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

12
#Минтранс

Андрей Белоусов поручил предоставить информацию об объёмах дополнительного финансирования проектов КПМИ

Первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов поручил федеральным органам государственной власти предоставить в Правительство РФ информацию об объёмах дополнительного финансирования проектов в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КМПИ), реализация которых будет продолжаться после 2024 года. Поручение было сделано в ходе заседания президиума Правительственной комиссии по транспорту, которое состоялось под председательством Андрея Белоусова 4 июля 2023 года
7
#транспортная инфраструктура

Володин предложил главе Минтранса ответить на вопросы по законопроекту о морских портах

Документ предлагает ввести обязанность предоставления частным инвестором при инициации нового проекта инвестиционной декларации
39
#Минюст

Зарегистрирован Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17.08.2021 № 276

Минюст зарегистрировал Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17.08.2021 № 276 «О внесении изменения в типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 февраля 2019 г. № 37».