Новая методология определения накладных расходов и сметной прибыли
Зарегистрированные Минюстом методические документы по разработке и применению нормативов накладных расходов и сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (приказы Минстроя 812/пр от 21.12.2020 года и № 774/пр от 11.12.2020 года) внесены в Федеральный реестр сметных нормативов и согласно предусмотренным реестром примечаниям подлежат применению совместно с индексами изменения сметной стоимости строительства со II квартала 2021 года.
При этом ранее действующие методические документы по определению накладных расходов и сметной прибыли при составлении сметной документации МДС 81-33.2004, МДС 81-34.2004 и МДС 81-25.2001 не отменены и согласно данным в федеральном реестре применяются с использованием индексов Минстроя до I квартала 2021 года включительно.
В связи с существенным общим снижением нормативных показателей, которые предусмотрены новыми методическими документами, во избежание изменения сметной стоимости строительства, определяемой с их применением, вероятнее всего следует ожидать некоторого увеличения индексов пересчета. В противном случае сметная стоимости строительства объектов, сформированная с использованием новых нормативов, будет в очередной раз снижена на фоне резонирующих сообщений о недостаточном финансировании строительства, вызванном заниженными сметными лимитами.
Впрочем вопрос недостаточности финансирования следует также рассматривать с точки зрения изменения стоимости единицы строительной продукции в динамике на всех этапах реализации проекта и также с ракурса кооперации участников строительства.
Поскольку заниженная (или же завышенная?) сметная стоимость после формирования начальной (максимальной) цены контракта и итогов конкурентного отбора генерального подрядчика или проектировщика снижается сначала на этапе заключения контракта в соответствии с заявленным технико-коммерческим предложением. А далее трансформируется в зависимости от маржинальных потребностей участников подрядной кооперации и формируемых ими генподрядных и прочих условий взаимодействия до порой удивительных показателей.
Рыночный уровень затрат по некоторым объектам или отдельным видам работ может, мягко говоря, в сметный лимит не укладываться. Но в то же время реальная цена выполнения других видов строительства или входящих в их состав отдельных субподрядных работ может составлять 35 процентов от сметной стоимости, сформированной в рамках государственной модели ценообразования и подвергшейся всем возможным видам экспертиз.
Конечно, не стоит забывать и про качество проектной документации, которая лежит в основе сметных расчетов. К сожалению, невозможно проблемы некачественного проектирования и неадекватного планирования сроков реализации проекта объективно решить за счет системы ценообразования вне зависимости от уровня ее совершенства.
В действительности точка зрения (и принимаемые решения) почти всегда зависит от места сидения, а зачастую от того — платишь ты или тебе. Впрочем, всегда есть те, кому действительно достаточно, но высказаться на всякий случай надо.
Источник: СметаНа
Комментарии