50 оттенков сметного
Утвержденная Минстроем новая методика, регулирующая вопросы разработки и применения нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, зарегистрирована 25 марта 2021 года Минюстом.
В Федеральный реестр сметных нормативов (ФРСН) документ на сегодняшний день не включен, как и ранее опубликованная методика разработки и применения нормативов сметной прибыли. А значит отправлять в архив привычные МДС пока не следует.
До включения в ФРСН новых документов и признания не подлежащими к применению действующих документов о порядке определения накладных расходов и сметной прибыли в сметной документации актуальными остаются положения и нормативные показатели МДС 81-33.2004, МДС 81-34.2004 и МДС 81-25.2001.
Пока разработчики интегрируют нововведения в сметные программы, профессиональное сообщество оценивает влияние новых документов как с точки зрения прикладных задач, так и будущего строительной отрасли.
В сравнении с действующим до настоящего времени МДС 81-33(34).2004 новый методический документ претерпел существенные изменения как по структуре, так и в содержательной части.
Текст документа содержит основные требования к нормированию накладных расходов, применению содержащихся в методике показателей, а также приведенные с учетом отраслевых особенностей в соответствие с действующим налоговым законодательством перечни затрат, которые учитываются или не учитываются нормативами накладных расходов.
Существенным изменением подверглись непосредственно показатели нормативов накладных расходов. По подавляющему большинству строительных работ показатели снижены. По отдельным видам работ снижение составило до -30% в зависимости от принадлежности к северным регионам: сборные железобетонные конструкции (-20/-26%), конструкции из кирпича и блоков (-11/-16%), кровли (-10/-16%), наружные сети (-11/-16%), автомобильные дороги (в среднем -19/-24%), реконструкция зданий и сооружений (в среднем -13/-19%), озеленение (-12/-30%).
Вместе с тем, увеличение нормативов произошло практически по всей номенклатуре ремонтно-строительных и пусконаладочных работ. В среднем рост составил 7%, по отдельным видам работ – до 15%.
Отдельного внимания заслуживают нормативные показатели для монтажных работ. Номенклатура существенно расширена в соответствии с действующими сборниками норм и расценок. С одной стороны, можно говорить об увеличении нормативов на монтаж оборудования относительно действующих с 2004 года 80% для основной территории РФ, 88% и 84% для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей соответственно в среднем на 11%. С другой – снижение показателей для работ по монтажу электротехнических установок, оборудования связи, устройства средств посадки самолетов и соответствующих систем управления на аэродромах.
Нельзя не отметить изменения, которые затронули перечни затрат, относимых на накладные расходы. Кроме приведения в соответствие с налоговым законодательством и уточнения формулировок, в новой концепции методического документа затраты, которые ранее считались не включенными в нормативы, теперь учитываются нормативами накладных расходов.
К таким затратам относятся необходимые для осуществления деятельности обязательные платежи в некоммерческие организации, налоги, сборы и пошлины, аттестация рабочих, оборудования, материалов и работ, сертификация и декларирование соответствия, обязательное и добровольное страхование имущества, регистрация прав на недвижимое имущество и землю, расходы на резервы по НИР и НИОКР.
Важным дополнением перечня прочих накладных расходов, которые не учтены нормативами и оплачиваются за счет 9 главы сводного сметного расчета, стало внесение затрат на так называемую спецохрану (военизированную охрану) по соответствующим объектам, борьбу с распространением вирусных инфекций, банковские гарантии, уточнение положений по расходам на строительство временных зданий и сооружений, ГО и ЧС и затратам природоохранного характера.
Методический документ наряду с сохранением коэффициента 0,9, который начисляется на нормативы накладных расходов в отдельных случаях определения сметной стоимости ремонтно-строительных работ, также содержит новые виды коэффициентов, предназначенных для использования при строительстве особо опасных и технически сложных объектов – 1,03 и 1,09 соответственно.
Новая методология не располагает укрупненными показателями накладных расходов по видам строительства и сведениями о среднеотраслевой структуре накладных расходов, включенными в действующие с 2004 года методические указания.
Неизменным остался исключительно порядок начисления нормативов – в процентах от фонда оплаты труда рабочих-строителей, машинистов и пусконаладочного персонала в зависимости от вида строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также территории Российской Федерации, на которой осуществляется строительство, исходя из отнесения ее к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям.
Следует отметить, что в обновленном документе в отличии от действующих МДС такое распределение территорий РФ не представлено. Определять принадлежность территории строительства к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям предлагается в соответствии с действующим законодательством. Данный вопрос требует пристального внимания, поскольку выявить и применить такое законодательство потребует от специалиста некоторого времени и усердия: под действующим законодательством на сегодняшний день понимается перечень, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР 1967 года с отдельными точечными изменениями, вносимыми Постановлением Совмина СССР 1983 и рядом Постановлений Правительства РФ вплоть до 2018 года. Действующая редакция данного перечня содержит во многом устаревшие сведения о территориальном делении страны, а именно — несоответствия в наименованиях и границах территорий отдельных субъектов.
Изменения, представленные новой методикой, несомненно существенны и масштабны. Однако оценить их влияние на сметную стоимость и строительный комплекс в целом можно будет только после внедрения полного комплекса методических документов. В зависимости от того, когда и какие методики будут включены в ФРСН и признаны подлежащими к применению, а также от общего методического окружения процессов определения сметной стоимости, включая методы ее формирования, размер и вид используемых индексов, уровень непосредственно влияющей на все итоговые показатели заработной платы, можно будет определить реальное значение понятий «достоверная», «объективная» и «справедливая цена».
Источник: СметаНа
С Крайним Севером, конечно, странно. Почему бы не актуализировать его в соответствии с существующими наименованиям и границами регионов. Опять «не предмет методики»? Или вторая любимая причина — методика не может содержать/дублировать такие сведения? Тогда почему бы не инициировать постановление, которое бы ввело нормальный актуализированный перечень?
Такая инициатива уже состоялась — в конце 2019 года. На портале обсуждений НПА висел проект Постановления Правительства. Однако судьбу его нужно расследовать.
??
?