Формирование цифровой архитектуры строительной отрасли как фактор повышения производительности труда, качества и экономической эффективности строительства
Парфентьев Н.А.,
Директор Департамента цифрового развития Минстроя России
В предлагаемой статье системно рассмотрены вопросы реализации новых технологических решений на основе цифровых информационных моделей, повышения производительности труда, качества и экономической эффективности строительства.
Актуализация нормативного регулирования в сфере информационного моделирования и переход отрасли на отечественные программные решения
С 2022 года, когда иностранные компании начали массово покидать российский рынок, проводилась масштабная работа по импортозамещению программного обеспечения (ПО)
для нужд строительной отрасли.
Совместно с Минцифры России нами разработаны и реализуются целевые меры поддержки разработчиков ПО, которые не ограничены только возможностями субсидирования, включающие грантовый механизм поддержки разработчиков программного обеспечения, программу льготного кредитования стартапов, интеграцию мероприятий по разработке/доработке ПО в перечень особо значимых проектов, а также реализацию разработки/ доработки ПО в рамках индустриальных центров компетенций (ИЦК) по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, включая программно-аппаратные комплексы, на базе которых подбираются якорные заказчики. Многие из них готовы оказать финансовую поддержку с целью разработки/доработки ПО под нужды бизнеса для получения готового для работы продукта. По итогам проектов «первой очереди» в рамках ИЦК в 2024 году успешно завершены 5 проектов.
Минстроем России сформирован и размещен на официальном сайте Перечень российского ПО для субъектов градостроительной деятельности в соответствии с данными Единого реестра российского ПО для ЭВМ, категорированный в соответствии с особенностями объектов капитального строительства (ОКС). На сегодняшний день Перечень содержит более 340 российских программных продуктов, предназначенных для решения задач на всем жизненном цикле объекта капитального строительства.
Можно констатировать, что на текущий момент рынок строительного ПО в значительной мере представлен отечественными решениями. Крупнейшие девелоперы перешли на использование отечественного ПО, многие разработали собственные решения. В части развития применения информационного моделирования в строительстве в 2024 году вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 17.05 2024 № 614 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов» (далее – Постановление № 614), которым утверждены единые правила и порядок формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства (ИМ ОКС).
В системе нормативного регулирования закреплено понятие цифровой информационной модели (ЦИМ) как неотъемлемой части ИМ ОКС. В настоящее время организована работа по законодательному закреплению особенностей использования ЦИМ как легитимного источника данных на всех этапах жизненного цикла ОКС.
Опубликован приказ Минстроя России от 29.05.2025 № 327/пр «О внесении изменения в пункт 5 порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, утвержденного приказом Минстроя России от 16 мая 2023 г. № 344/пр».
Прорабатывается вопрос утверждения состава ЦИМ, методических рекомендаций по формированию требований к ЦИМ, базовых элементов и базовых процессов ведения ЦИМ,
а также предварительных национальных стандартов в части установления требований к ЦИМ по объектам социальной инфраструктуры (школы, поликлиники). При этом уже действует Предварительный национальный стандарт (ПСНТ) 909-2024 «Требования к цифровым информационным моделям объектов непроизводственного назначения. Часть 1. Жилые здания»(утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 10.01.2024 № 1-пнст).
Реализация основных задач цифровизации
Основными задачами цифровизации являются развитие инфраструктуры передачи данных, внедрение искусственного интеллекта, защита информации, устранение регуляторных барьеров. Строительство – одна из самых динамичных отраслей экономики в части возможностей цифровизации процессов. В настоящее время проделана значительная работа, как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. По итогам 2024 года «цифровая зрелость» отрасли строительства по данным Минцифры России составляет более 70%.
При этом возможности «цифры» практически бесконечны. Это и налаживание бизнес-процессов в компаниях, и автоматизация ручного труда непосредственно на стройке, это цифровой формат взаимодействия застройщиков с контролирующими органами и решения прикладного характера, например, по контролю безопасности на стройплощадке.
В перспективе применение цифровых инструментов будет способствовать повышению общей эффективности всех процессов в строительстве и значительному снижению трудозатрат, особенно в ходе выполнения типовых операций, а также увеличению прозрачности процедур и снижению административных барьеров для бизнеса.
Минстроем России создана цифровая вертикаль строительной отрасли (смотрите материалы презентации «Цифровизация отрасли строительства и ЖК. Цифровая вертикаль стройкомплекса: вчера, сегодня, завтра»), включающая в себя информационные системы всех уровней управления: единую информсистему «Стройкомплекс.РФ», интегрированную с более чем 20 различными системами, в т.ч. иных ведомств, региональные ГИСОГД, ИСУП, платформы экспертизы, ГосСтройНадзора (ГСН) и других.
Развитие систем позволяет создать единое информационное пространство строительной отрасли. Одной из приоритетных задач является развитие интеграционного взаимодействия между ЕИС «Стройкомплекс. РФ» и ГИСОГД регионов, переход к взаимодействию между системами с использованием технологии витрин данных.
Определены пилотные субъекты РФ по созданию витрин данных ГИСОГД в 2025 году, а также перечни регионов, которые запланировали создание витрин на 2026 – 2027 гг. В перспективе реализация этой задачи позволит создать на уровне Российской Федерации витрину данных, содержащую в себе юридически значимые, качественные данные от всех регионов, позволяющую оптимизировать оказание госуслуг и госфункций не только в стройке, но и в иных отраслях экономики.
Так, например, оптимизация госуслуг, а именно получение необходимой для оказания услуги информации автоматически в онлайн режиме сократит время на согласование документации,
а значит быстрее будут осуществляться процессы строительства.
Технологии искусственного интеллекта (ИИ) стали массово внедряться как на строительные площадки, так и в производственные процессы государственного и коммерческого строительного сектора, обеспечивая повышение производительности труда в строительстве.
На базе Института развития «АО ДОМ.РФ» обеспечивается регулирование внедрения ИИ в отрасли с учетом имеющегося опыта передовых технологических компаний: определяются приоритетные направления для внедрения технологий ИИ; разрабатываются отраслевые дата-сеты и меры поддержки проектов с использованием ИИ; разработана методология оценки проникновения ИИ в строительной отрасли; сформирован Реестр программного обеспечения
на основе ИИ, в который вошли продукты от более чем 30 ИИ-вендоров; размещена информация об имеющихся образовательных программах в сфере ИИ в строительной отрасли; ведется реализация ряда проектов, в том числе анализа данных проектных деклараций, фотографий хода строительства и данных из внешних источников. В рамках ведомственного проекта «Умный город» обеспечено формирование банка лучших реализованных кейсов по использованию ИИ на проектах городской инфраструктуры в региональном разрезе.
Запланировано развитие ведомственного сервиса автоматической обработки обращений граждан с использованием ИИ, поступивших с официального сайта Минстроя России.
ФАУ «Главгосэкспертиза России» дорабатывается функциональный модуль для применения предиктивной аналитики при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Ключевые направления цифровой трансформации строительной отрасли
Цифровая трансформация не происходит в отрыве от модернизации самой отрасли. Цифра – это инструмент, который помогает решать стратегические задачи, реализовывать конкретные технологические и управленческие решения. Приоритетом является внедрение технологии информационного моделирования, как сквозного механизма контроля за ходом реализации строительного проекта, разработка распределенного Реестра данных об объекте капительного строительства с использованием его уникального идентификационного номера (УИН ОКС), однократно присваиваемого проекту строительства и входящим в его состав ОКС при формировании цифрового паспорта, а также применение искусственного интеллекта в информационных системах градостроительной деятельности.
Сейчас осуществляется работа над созданием УИН ОКС. Идентификатор будет сквозным, неизменяемым, при его применении в информационных системах участников процесса реализации ОКС он позволит формировать распределенную сущность об ОКС.
Все указанные направления цифровой трансформации позволят оказать положительное влияние на инвестиционно-строительный цикл ОКС, в том числе благодаря оптимизации оказания госуслуг, сокращению затрат при проектировании и экспертизе объекта, предиктивной аналитике реализации ОКС и развития территорий. При этом нельзя отстраниться от общей задачи по достижению цифровой зрелости в отрасли строительства,
в том числе работ по переводу обмена информацией в машиночитаемом формате, переводу всех процедур экспертизы в автоматизированный режим, переходу к реестровым принципам оказания госуслуг разрешительной деятельности стройотрасли.
Создание в региональных ГИСОГД витрин данных и реализация УИН ОКС- такие задачи являются подготовкой инфраструктуры к реализации реестровой модели выдачи РС и РВ.
В будущем каждый объект получит цифрового двойника – виртуальную копию, обновляемую
в реальном времени.
Отдельно необходимо рассмотреть вопросы обучения. Для реинжиниринга процессов стройотрасли принципиально важно иметь квалифицированных специалистов. В настоящее время разработано множество программ обучения специалистов градостроительной деятельности на основе использования различных технологий. Как пример, лучших образовательных практик, экспертами отмечается работа в Нижнем Новгороде IT-кампуса «Неймарк» совместно с Нижегородским строительным университетом, которые формируют магистерскую программу по направлению «Цифровые двойники объектов капитального строительства».
Минстрой России поддерживает эту инициативу как важнейший элемент подготовки нового поколения специалистов строительной отрасли. Программа включает в себя дисциплины, охватывающие как современные нормативно-правовые, так и технологические вопросы, обеспечивая соответствие выпускников актуальным требованиям рынка. Это не просто образовательный курс, а инвестиция в будущий кадровый резерв, способный реализовывать новые важные государственные задачи по внедрению технологий информационного моделирования и цифровых двойников. Такие инициативы позволяют системно и оперативно отвечать на вызовы времени и формировать цифровую архитектуру строительной отрасли страны.
Реестр требований на базе ЕИС «Стройкомплекс.РФ – инструмент автоматизации и цифровизации строительства
Законодательно Реестр требований введен Федеральным законом «О внесении изменений
в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 18.1 Федерального закона
«О защите конкуренции»» от 19.12.2022 № 541-ФЗ. В Реестр требований подлежат включению документы, применяющиеся при проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В ЕИС «Стройкомплекс. РФ» внедрен функционал, позволяющий подведомственному Минстрою России учреждению ФАУ «ФЦС» при взаимодействии с заинтересованными ФОИВами внутри контура ЕИС «Стройкомплекс.РФ» обеспечивать ведение и формирование Реестра требований.
Реестр требований ЕИС «Стройкомплекс.РФ» является общедоступным государственным информационным ресурсом и распределяющим весь объем требований по девяти тематическим разделам.
- Требования технических регламентов;
- Требования законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- Требования в области охраны окружающей среды;
- Требования в области государственной охраны объектов культурного наследия;
- Требования к безопасному использованию атомной энергии;
- Требования в области промышленной безопасности;
- Требования к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики;
- Требования к антитеррористической защищенности объекта;
- Требования нормативных правовых актов и иных документов, не указанных в разделах I-VIII.
Комментарии