Комментировать

Актуализация отраслевой сметно-нормативной базы по ремонту и содержанию автомобильных дорог

Рябошапка В. О., начальник отдела разработки
отраслевых сметных нормативов ФАУ «РОСДОРНИИ»

За последние десятилетия дорожная отрасль сделала огромный шаг в развитии технологий
и нормативной базы. Для решения поставленных перед дорожниками задач одних только технологий, к сожалению, недостаточно. Важно, чтобы дорожно-строительные компании имели возможность применить их на практике, поэтому вопросы ценообразования и сметного нормирования – чрезвычайно важные и актуальные для дорожной отрасли, так как лежат
в основе формирования стоимости работ.

Речь идет о необходимости учета в сметных нормативах новых материалов,
машин и технологий, а также территориальной и отраслевой специфики производства работ, определения достоверных экономически и технологически обоснованных показателей оплаты труда, в том числе для целей индексации сметной стоимости.

ФАУ «РОСДОРНИИ» проводится большая работа в области ценообразования, в том числе,
по актуализации отраслевой сметно-нормативной базы. В настоящее время действуют отраслевые сметные нормативы по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения, утвержденные Минтрансом России. Отраслевой сборник по содержанию включает 1066 сметных норм, состоящих из норм расхода ресурсов, их базисной стоимости, и рассчитаны в уровне цен 2012 года.

При определении сметной стоимости работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения используются Методические рекомендации, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 28.03.2014 г. № МС-25-р.

Методическими рекомендациями также установлены нормы накладных расходов (20% от прямых затрат) и сметной прибыли (15% от суммы прямых затрат и накладных расходов).

Отраслевой сборник по ремонту по структуре аналогичен сборнику по содержанию и включает в себя 130 сметных норм, рассчитанных в уровне цен 2015 года. В настоящее время отсутствуют методики, которые устанавливают порядок и правила определения сметной стоимости работ по ремонту автомобильных дорог, также не установлены нормативы накладных расходов
и сметной прибыли. В связи с этим, при определении сметной стоимости работ по ремонту автомобильных дорог федерального значения заказчиками, в большинстве случаев, используется федеральная сметно-нормативная база Минстроя России.

Учитывая существующую динамику изменения стоимости строительных ресурсов
за последние годы, а также невозможность ее учета при использовании индексов-дефляторов Минэкономразвития России, возникает необходимость актуализации отраслевых сметных нормативов на ремонт и содержание с учетом фактического уровня цен, а также проработки релевантного механизма их дальнейшей индексации.

Проводимая Минстроем России реформа системы ценообразования в строительной отрасли включает переход к ресурсно-индексному методу определения сметной стоимости строительства. Стоимость строительных ресурсов будет формироваться и публиковаться
в Федеральной государственной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

Безусловно, в дорожной отрасли назрела объективная необходимость в скорейшем переходе на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости, в основу которого ложится релевантный уровень цен на строительные ресурсы в регионах.

По поручению Минтранса России работа по актуализации базы запланирована поэтапно
до конца 2023 года.

Очень важный момент, на который следует обратить внимание – переработка (актуализация) базы запланирована до конца 2023 только по тем сметным нормам, которые включены
в существующие сборники, без разработки новых. Разработку недостающих сметных норм
по ремонту и содержанию планируется осуществлять с 2024 года.

Предполагается, что отраслевая база будет выстроена во многом по аналогии с ФСНБ-2022 Минстроя России:

  • существующие сборники будут переработаны в части ресурсной составляющей
    и норм расхода;
  • базисная стоимость работы будет исключена из нормы;
  • ресурсы будут приведены в соответствии с кодами КСР;
  • будут разработаны методики, необходимые для определения сметной стоимости
    ремонта и содержания;
  • сборники по содержанию и ремонту будут делиться на виды объектов (автомобильные дороги, искусственные дорожные сооружения и прочие) и состоять из соответствующих разделов.

Прорабатывается возможность использования сметных строительных ресурсов из ФГИС ЦС,
а также индексов по группам строительных ресурсов.

В 2022 году ФАУ «РОСДОРНИИ» сформированы три сборника отраслевых сметных норм
по содержанию:  

  • сборник ОСН № 1 «Автомобильные дороги»;
  • сборник ОСН № 2 «Искусственные дорожные сооружения»; 
  • сборник ОСН № 3 «Обустройство».

Для наполнения указанных сборников Институтом переработаны 1066 отраслевых сметных нормативов (ОСН) по содержанию автомобильных дорог. Из них 570 сметных норм относятся
к нанесению разметки. По ним уже сформирована новая номенклатура в соответствии
с действующими нормативно-техническими документами, проведены выезды на объекты
для проведения хронометражных наблюдений.

Также полностью разработана новая линейка отраслевых сметных норм по нанесению дорожной разметки. Сделано это на основании проведенных хронометражных наблюдений
на объектах дорожного хозяйства, что позволило учесть в нормах использование современных материалов, машин/механизмов и полный комплекс операций, необходимых для использования соответствующих технологий по нанесению дорожной разметки.
Вместе с тем, впервые рассчитаны корректирующие коэффициенты к нормам расхода материалов при нанесении дорожной разметки, учитывая тип покрытия, категорию
и интенсивность движения автомобильной дороги.

117 сметных норм – это сметные нормы по другим технологиям, которые были проанализированы на предмет соответствия нормативно-техническим документам
и переработаны на основании данных хронометражных наблюдений.

ФАУ «РОСДОРНИИ» ответственно подходит к выбору объектов для проведения хронометражных наблюдений, что будет способствовать повышению объективности
стоимости соответствующих работ.

366 сметных норм переработаны в соответствии с Классификатором строительных
ресурсов ФСНБ-2022. Ряд норм предложен к исключению ввиду утраты актуальности
и (или) несоответствии требований нормативно-техническим документам.

В части разработки Методических рекомендаций в сфере отраслевого ценообразования: вместо Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Минтранса России
от 28.03 2014 г. № МС-25-р, разработан проект Методики по определению сметной стоимости работ по содержанию автомобильных дорог, который в настоящее время проходит согласование.

Аналогичная работа для отраслевого сборника по ремонту автомобильных дорог запланирована на текущий год.

Помимо актуализации сборников отраслевых сметных нормативов, ФАУ «РОСДОРНИИ» ведется работа по разработке новой линейки сметных нормативов, применяемых при проведении работ по диагностике в рамках ремонта и содержания автомобильных дорог. Данную работу планируется завершить в 2023 году.

#сметные нормативы #ценообразование #дорожное строительство
Комментировать

Комментарии

Комментировать

Вам может быть интересно

39
#стройматериалы

«Евроцемент» предложил расширить использование ресурсосберегающих технологий в дорожном строительстве

«Евроцемент», крупнейший российский производитель цемента и строительных материалов, представил дорожникам преимущества технологии укрепления грунтов с использованием цемента и извести